татьяна воробьева
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Что такое календарь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12»
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Что такое календарь?»
Выполнила: Воробьева Т. А.
г. Чернушка, 2021г.
Тип проекта :Познавательно – творческий, краткосрочный.
Участники проекта :Воспитатели Т. А. Воробьева, Ю. В. Ефремова, родители, дети подготовительной группы.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной группе „Что такое календарь“» размещена в разделах
Сроки проекта : с 6 по 10 декабря 2021 года.
Проблема:Т. Д. Рихтерман, в методическом пособии "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста", описал исследования по усвоению системы временных понятий детьми старшего возраста. Они выявили, что «у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени.
Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.»
Также важно отметить, что «знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).
Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:
1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;
2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;
3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.
Определяя категории сложности знаний, А. П. Усова указывала, что знания второй категории трудности могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.»
Так,большинство детей нашей группы к началу учебного года усвоило названия дней недели, их количество и последовательность. Но понятие «год», следование месяцев один за другим дети путали, не знали количество дней в месяце, дату своего рождения, текущее число дня.
Поэтому требовалась систематическая работа по усвоению календаря, которая требовала ежедневного внимания к его использованию и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).
Цель: Способствовать формированию временных представлений.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностью календаря, названиями месяцев года и их последовательностью.
2. Сформировать представления о необратимости времени, цикличности времен года.
3. Развивать умения детей оперировать условными знаками (символами).
4. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат: систематизация знаний о временных категориях,
-развитие символической функции мышления, умения придумывать символы или знаки событий и мест.
Работа по проекту с детьми :
Этапы Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительный этап 1. Мини-выставка в группе «Такие разные календари?»
2. Подбор детской литературы с временной тематикой.
3. Изготовление схемы-символа месяца.
4. Работа с календарем природы. 6 декабря Воспитатели:
Т. А. Воробьева,
Ю. В. Ефремова.
Родители и дети.
Основной этап Объявление о реализации проекта.
Проведение занятий «Знакомство с календарем и его видами».
Занятие «Почему год называют «круглым»?»Занятие «Открываем календарь – начинается январь».
Занятие «Мой день рождения или в каком месяце я родился?»
5. Чтение художественной литературы.
6. Проведение дидактических игр.
7. Консультация для родителей «Это интересно! Происхождение названий дней недели и месяцев». 7 – 9 декабря Воспитатели:
Т. А. Воробьева,
Ю. В. Ефремова.
Заключительный этап Презентация проекта
Показ театрализованного представления для родителей по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
10 декабря Воспитатели:
Т. А. Воробьева,
Ю. В. Ефремова.
Работа с родителями по проекту :
1. Беседы, чтение художественной литературы. Разгадывание загадок. Совместны просмотр мультфильма «12 месяцев».
2. Консультация для родителей «Это интересно! Происхождение названий дней недели и месяцев».
Перспективный план:
Дата
Дни недели Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
Образовательная деятельность в режимные моменты Непосредственно – образовательная деятельность
Понедельник
6 декабря Беседа «Что такое календарь».
Ознакомление детей с историей возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности. Чтение стихов:
«О временах года», «Хоровод месяцев», «Неделя», «Что такое сутки?»
Вторник
7 декабря Беседа «Открываем календарь – начинается январь».
НОД по ИЗО «Времена года» коллективная работа. Слушание музыки
П. И. Чайковский «Времена года»
Закрепление названий дней недели, месяцев и их последовательности.
Среда
8 декабря НОД по ФЭМП «Мой день рождения или в каком месяце я родился?»
Чтение худ. лит:
С. Михалков «Открываем календарь»
Закрепление названий дней недели, месяцев и их последовательности.
Четверг
9 декабря НОД по развитию речи «Календарь» Загадки, в которых спрятались единицы времени.
Пятница
10 декабря Викторина «Времена года» Просмотр мультфильма «12 месяцев»
Литература:
1. Рихтерман Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991.
2. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М. : Мозаика-Синтез.
3. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984.
4. Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1981.