Цокова Лидия Керменовна
Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Игрушки. Игра в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Главная задача взрослых состоит в том, чтобы
научить ребёнка действовать с игрушками.
Урунтаева Г. А.
В педагогической теории и практики большое применение нашёл метод проектов. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели. В современных условиях, практическое обучение рассматривается как развивающее.
Публикация «Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста „Игрушки, Игра в жизни детей“» размещена в разделах
Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнёрских отношений, овладение коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей, родителей и педагогов с целью реализации проекта.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его жизни. Хорошая игрушка побуждает ребёнка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, память, воображение, мышление, речь ребёнка. И вообще развивает всесторонне развитую личность.
Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что “игрушка всегда была действенным средством развитии психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщении ребёнка к жизни взрослых”. С этой целью и был разработан проект “ Игрушки. Игра в жизни детей”.
Цель проекта :
• Формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной;
• Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
• Формировать бережное отношение к игрушкам, взаимодействие с ними.
• Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношение детей и взрослых, умения играть вместе.
Задачи проекта :
• Продолжать развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка;
• Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
• Развивать общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослым.
Участники проекта : дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Тип проекта : средней продолжительности, с последующим использованием материалов.
Планируемый результат проекта :
• пополнить представление детей об игрушках,
• проявлять интерес и желание играть с игрушками,
• развивать речевую активность детей,
• научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевой диалог,
• научить детей бережнее относиться к игрушкам,
• развить общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослым,
• оформить выставку совместно с родителями “Любимая игрушка”.
Предлагаемые итоги проведения проекта :
• Активизировать словарь детей : играть вместе, любимая игрушка.
• Научиться бережно относиться к играм, игрушкам.
• Умение играть дружно, не ссориться, развить общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослым,
• Итоговый продукт проекта : выставка “Любимая игрушка”
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
1 этап – подготовительный.
Деятельность педагога:
• Изучает методическую литературу по теме.
• Определяет цели и задачи проекта.
• Наблюдает за детьми.
• Подбирает игры, литературу, иллюстрации, игрушки.
• Организует разные виды игр для детей.
Деятельность детей :
• Самостоятельная деятельность детей с разнообразными игрушками.
• Рассматривают иллюстрации, рассматривание картины “Дети играют”.
• Рассматривают игрушки.
Деятельность родителей:
• Наблюдают за детьми.
• Помощь в пополнении игровых уголков атрибутами
2 этап – формирующий:
Деятельность воспитателя:
• Организует беседы, развивающие игры, наблюдения.
• Чтение художественной литературы (стихов, потешек, песенок).
• Оказывает помощь при реализации деятельности.
• Пополнение предметно – развивающей среды группы.
• Подбор игрушек для беседы “Какие бывают игрушки”.
Деятельность детей :
• Играют с игрушками.
• С помощью воспитателя выбирают игрушки для игры.
• Рассматривают иллюстрации, книги, игрушки.
• Повторяют за воспитателем действия, слова и фразы стихотворений.
Деятельность родителей:
• Подготовка памятки: “ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ИГРУШКИ?
• Подготовка буклет: “В какие игры можно играть с ребёнком, не отвлекаясь от повседневных дел?”, “Развитие мелкой моторики детей 2-3 года”.
3 этап – итоговый.
Деятельность воспитателя:
• Пополняет развивающую среду группы.
• Пополнение методической литературы.
Деятельность детей :
• Активно играют с игрушками.
• Повторяют слова стихотворений об игрушках.
• С интересом наблюдают за играми с игрушками других детей (выставка игрушек).
Деятельность родителей:
• Повышение активности родителей в жизни группы.
Вывод по окончании проекта :
В ходе работы над проектом, дети пополнили свои знания об игрушках. Во время самостоятельных игр в игровых уголках и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.
Родители активно помогали в работе над проектом. Я считаю, что проект своей цели достиг.
Реализация проекта
«Игрушки. Игра в жизни детей»
во первой группе раннего возраста
Игры с водой “Пускаем бумажные кораблики”.
С/ р. игры “Уложим куклу Таню спать”, “Семья/Дом”.
Настольные игры: “Мозайка, шнуровки, пазлы”
Рассматривание картины “Дети играют”.
Ситуативный разговор об игрушках : кукла, мишка, заяц, машинка, самолёт, и др. какими игрушками чаще играют мальчики, а какими девочки
Беседы на темы “Моя любимая игрушка”, “Какие бывают игрушки. Из чего?”.
Воспитатель
1. Речевое развитие
Чтение художественной литературы: В. Сутеев “Кораблик.
Повторение стихотворений из книги А. Барто “Игрушки”.
Воспитатель
2. Социально-коммуникативное развитие
“Поможем кукле Тане (раздеться/одеться) перед сном”
Воспитатель
3. Физическое развитие
Физминутки: “Зайка”, “Буратино”, “Самолёт”, “Поезд”.
Пальчиковые игры: “Есть игрушки у меня”, “Пароход”.
Подвижные игры: “Принеси мяч”, “Поезд”, “Пузырь”. “Мой весёлый звонкий мяч”.
Список используемой литературы:
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М. : Мозаика – Синтез, 2012.-128с.
Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.-58с.
Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа/автор – сост. Ефанова З. А. - Волгоград: Учитель, 2013.- 87с.
Тимофеичева И. В., Оськина О. Е. - Ладушки. Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий / Под ред. Воровщикова С. Г. ,-М. : УЦ “Перспектива”, 2013.-96с.
Пальчиковые игры
“ПАРОХОД”
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
“ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”
Есть игрушки у меня :
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
Подвижные игры
ПРИНЕСИ МЯЧ
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу (по слову воспитателя, наблюдательность, сообразительность (выбрать тот мяч, который удобнее взять). Упражнять детей в беге по определённому направлению.
Описание: Дети сидят на стульях вдоль стены. На расстоянии 3-4 шагов от сидящих проводится черта, за которой по назначению воспитателя становятся 5-6 детей спиной к сидящим. Рядом с ними стоит воспитатель. В руках у него ящичек с небольшими мячами, по количеству стоящих детей. «Раз, два, три – беги!» - говорит воспитатель и выбрасывает вперёд все мячи из ящика. Стоящие дети бегут за мячами, каждый догоняет какой-нибудь из мячей, бежит с ним к воспитателю и кладёт его в ящичек. Затем дети садятся на свои места, а за чертой становится другая группа. Игра заканчивается, когда все дети пробегут за мячом.
Правила:
1. Бежать за мячом можно только после слова «беги».
2. Поднимать и класть в ящик нужно только один мяч.
Варианты: Кто быстрее принесёт мяч, преодоление преграды через набивное бревно.
МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ
Задачи: Развивать у детей умение прыгать ритмично, в соответствии с текстом стихотворения, выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, в подпрыгивании на 2 ногах.
Описание: Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой весёлый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладёт мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.
Правила:
1. Убегать можно только после слов: «Догоню!»
Варианты: Воспитатель имитирует отбивание движение мяча, показывая на детях (они мячики, затем они катятся, бегут в разных направлениях). Можно поставить рядом с собой несколько детей, которые будут вместе с ним отбивать свои мячи, затем ловить убегающих.
ПОЕЗД
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.
Описание: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки. Первый – паровоз, остальные вагоны. Воспитатель даёт гудок, дети начинают двигаться вперёд (без сцепления). Вначале медленно, затем – быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу – чу – чу!». «Поезд подъезжает к станции» - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь даёт гудок, движения поезда возобновляется.
Правила:
1. Двигаться можно только после гудка, т. е. по сигналу воспитателя.
Варианты: Ввести остановку. Дети выбегают на полянку. Собирают «грибы и ягоды», танцуют.
ПУЗЫРЬ
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
Описание: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят: «Раздувайся пузырь! Раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся». Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет – «Пузырь лопнул», все дети опускают руки, и хором говорят «Хлоп!» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, игра возобновляется.
Правила:
Говорить хором «Хлоп!» и приседать на корточки только после слов «Пузырь лопнул».
Варианты: Выполнять маховые движения руками, сначала шарик маленький, затем большой – широкие взмахи руками. После слов «Да не лопайся!» воспитатель говорит: «Полетели пузыри!», дети разбегаются кто куда хочет.