Шамина Анжелика
Краткосрочный проект с использованием интерактивной песочницы в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Интерактивная песочница – современное игровое оборудование, включающее в себя обычный песок и интерактивные технологии. Проецируемое изображение на песке взаимодействует с движениями рук, позволяя строить различные ландшафты, окрашенные в разные цвета. Реальная река, проложенная на песке, настоящие горы, извергающийся вулкан, моря с плавающими рыбами, города и т. д. Интерактивная песочница подходит для любых занятий с детьми в детском саду, материал подается в новой, занимательной форме, ребенок создает свой, неповторимый волшебный мир. Дети учатся находить гармонию в песочной картине, получают опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с окружающим миром.
Публикация «Краткосрочный проект с использованием интерактивной песочницы в первой младшей группе» размещена в разделах
- Интерактивная песочница
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка, которая позитивно влияет на его эмоциональное состояние. Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим - успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных детей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, воображения, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения, развития познавательной сферы (воображения) в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическими проблемами может терапия песком.
Проведя диагностику по методике П. Руденко в 2018-2019г мониторинг показал, что существуют проблемы в развитии воображения, дети не умеют фантазировать, как показывает практика слабо развиты способности создавать оригинальные образы. Чтобы помочь детям уметь фантазировать, развиваться как творческая личность, в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста был создан проект по использованию интерактивной песочницы «Чудеса на песке» целью, которого, является разработка системы мероприятий, способствующих создание условий для развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
укрепить у ребенка чувство доверия к окружающему миру;
усилить желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
способствовать развитию мелкой моторики и речи;
способствовать освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях;
способствовать развитию познавательных функций (внимание, память, воображение);
снижение уровня тревоги;
коррекционная работа с тревожностью, агрессией, замкнутости застенчивости.
Проект носит инновационный характер, так как в системе работы используются ИКТ, нетрадиционные методы и способы для развития и самореализации дошкольников
Участники проекта : дети (2.5-3года, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (3 дня)
Практическая значимость проекта заключается в том, что целенаправленное воздействие интерактивной песочницы может повысить уровень развития познавательной сферы дошкольника, а также положительно повлияет на эмоционально-волевую сферу.
Предметно-пространственная-развивающая среда.
Конструкция интерактивной песочницы
Ноутбук.
Проектор.
Датчик Kinect.
Программное обеспечение «Интерактивная песочница» от компании «Инновации детям».
Чистый просеянный песок.
Для проведения занятий с использованием интерактивной песочницы есть определенный перечень необходимых игрушек. Но дополнять и обогащать его можно до бесконечности. Игрушки должны быть в доступе у детей, чтобы они могли комфортно создавать свой собственный песочный мир.
Рекомендуемые материалы для занятий:
Природный материал: камушки, ракушки. Палочки, шишечки.
Игрушки животных, людей, транспорта, домов или набор кубиков для построек.
Набор для релаксации (бусинки, камешки и. т. д.)
Формочки.
Программа реализации проекта рассчитана на 3 дня. Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий от 25-30 минут. Занятия проводятся в малая подгруппа от 4-6 человека, так и в индивидуальной коррекционной форме.
Ожидаемые результаты:
Дети становятся более доверчивы к окружающему миру.
У детей повысится интерес к узнаванию нового, вырастит желание экспериментировать.
Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом.
Ребенок способен адекватно реагировать в различных ситуациях.
Познавательные функции развиты на более высоком уровне.
Ребенок способен слушать своего собеседника.
стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Форма подведения итогов:
Фотовыставки
Показ открытых занятий
Видеофильмы, сказки на песке.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения
1. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2010. – 176 с.
2. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб. : Речь, 2010. – 340 с.
4. Кузуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2008. – 176.
6. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград : «Учитель», 2015. – 122 с
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о свойствах песка.
- Обогащение тактильного опыта.
- Закрепить представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память).
- Развивать логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
- Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
- Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Группа :
Разновозрастная группа детей 2.5-3 года
Оборудования и материалы:
Интерактивная песочница, бутылка, карта сокровищ, ключи (4, сундук, драгоценности, пиратские атрибуты (шапки, жилетки и так далее).
Игротерапия выполняет следующие функции:
Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;
Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель – ребята, по дороге на работу я заметила, что около дерева лежит необычная бутылка. Подойдя ближе, мне стало интересно, что в ней. И вот, посмотрите, та самая бутылка… Давайте вместе посмотрим, что же там есть?
(А в ней мы обнаружили письмо).
Дети – это карта сокровищ.
Воспитатель – давайте вместе отправимся в увлекательное путешествие, используя данную карту. Я буду капитан, а вы все мои матросы. Нам предстоит отправиться на разные острова, отгадывать загадки, решать задания! А в конце, если справимся – обязательно найдем клад.
Можно занять места на корабле. Расправили ручки – изображаем волны, шум волны «ш-ш-ш». Поплыли!
Дети – ш-ш-ш…
Воспитатель – вперед за приключениями!
«Остров диких животных» (режим интерактивной песочницы «Природа»
Воспитатель – вот и на горизонте первый остров «Остров диких животных». Наше задание посчитать всех животных, которые тут живут. Мы справимся?
Дети – да! Конечно!
Воспитатель – Мы пираты удалые,
Математики простые.
Все задания решаем
И животных посчитаем.
Игра «Прятки с животными»
Воспитатель закапывает животных в песок, а дети ищут и раскапывают их.
Воспитатель – молодцы ребята, и за правильно выполненное задание нам полагается пиратский ключ.
А мы с вами на нашем корабле плывем дальше.
Дети – ш-ш-ш…
Психогимнастика
Воспитатель – Ребята, пираты бывают злые. Изобразите это на лице. Бывают грустные. Изобразите грусть. А у нас пираты добрые, веселые. Изобразите это на лице.
(Дети выполняют задания)
«Остров царя Салтана» (режим интерактивной песочницы «Мультфильмы»)
Воспитатель – а теперь дети, едем прямо на на восток, мимо острова Буяна, в царство, славного Салтана…». Там задание решим, ключ получим и спешим. Чудо клад мы все найдем, и домой мы попадем.
Чтоб получить ключ от царя Салтана, мы должны пройти его задание.
А вот и наше задание. Ребята, вам нужно отгадать, какой здесь спрятан мультик.
Воспитатель - молодцы! Справились! За это задание мы получаем еще один ключ и отправляемся дальше. Вперед, на корабль!
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель – ну а сейчас приготовили свои пальчики для гимнастики. Мы сильные и смелые пираты, не страшны нам ни бури, ни грозы.
«Морские брызги». Дети стряхивают «морские брызги» - похлопывают тело от ног до плеч.
«Поцелуй морского ветра». Теплый ветер ласкает лицо, касается губ, на которых ощущается соль моря – поглаживают лицо.
«Остров морских рыбок» (режим интерактивной песочницы «Морское дно»)
Воспитатель – а сейчас мы оказались в царстве морских рыбок. Им нужна наша помощь. После сильного шторма все их красивые морские камешки унесло волной в одну сторону. Рыбки очень огорчены. Давайте поможем им разложить камешки на морском дне и за это они нам дадут ключик.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель – Молодцы! Очень красиво получилось! Рыбки очень довольны и отдали вам третий пиратский ключ. Ура! И снова в путь.
Дети – ш-ш-ш…
Остров сокровищ (интерактивная песочница в режиме «Остров сокровищ»)
Воспитатель – Мы приплыли на остров сокровищ! Нас ждут новые приключения и поиск клада!
Упражнение «Раскопать клад»
Этот вариант упражнения предлагается ребенку в виде сказки: «В одной сказочной песочной стране жила прекрасная фея. Однажды поднялась песчаная буря, да такая сильная, что Фея растеряла все свои украшения и не может их найти».
Давайте поможем найти украшения и вернуть Феи. А за это, она подарит нам третий ключ от волшебного сундучка с сокровищами.
(Дети выполняют задания)
Воспитатель – отлично! Вы нашли все украшения, и за это добрая Фея отдала последний ключик и сундук с сокровищами! Теперь мы можем открыть его!
(Воспитатель открывает с детьми сундук и на дне они обнаруживают «золотые медали»).
Подведение итогов
Воспитатель – вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, вам понравилось?
Все вы были сегодня молодцы, всем большое спасибо.
Предполагаемые результаты:
развитие познавательной активности детей;
развитие обще – интеллектуальных умений :
приемов анализа, сравнения, обобщения;
формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Заключение
При написании и реализации методической разработки НОД для детей с ОВЗ, я пришла к выводу, что эти детки в своем роде «уникумы», к которым надо найти правильный подход.
Важной для себя при подготовке конспекта я сделала психогимнастику. Она примыкает к психологическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Мы с ребятами читали рассказы о морских путешественниках, смотрели развивающие мультфильмы по данной тематике, вели беседу на тему «Что такое клад». Все это помогло ярко и красочно провести занятие «Остров сокровищ».