Ирина Согрина
Краткосрочный проект «Репка» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дидактическая игра
«Волшебный мешочек»
Материал: «волшебный мешочек», муляжи овощей.
Ход игры
Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
Поочередно играют все дети.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Консультация для родителей
«Роль сказки в развитии ребенка»
Публикация «Краткосрочный проект „Репка“ (часть 2)» размещена в разделах
Сказка. У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам было просто интересно слушать о приключениях различных героев, мы сопереживали хорошим персонажам и не любили плохих. Сейчас, когда у многих из нас есть свои дети, мы понимаем, что именно с помощью сказки можно воспитать ребенка, помочь ему освоиться в этом сложном мире, помочь разобраться с добром и злом.
Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.
Помните о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир - научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения.
Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.
При этом очень важно правильно выбирать время для чтения сказки. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на обучение, на игру, его фантазия, воображение смогут работать без помех.
Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время можно еще и обсудить прочитанное. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием - в таком случае ваши эмоции,
ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу.
Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами, она станет еще интересней для вашего ребенка.
Читать сказки нужно с хорошей дикцией: если вы будете во время чтения четко выговаривать все звуки, визиты к логопеду с ребенком вам не понадобятся.
Одна и та же сказка может быть (и должна быть) прочитана ребенку несколько раз. Так ребенок сможет наиболее полно, точно понять ее смысл. Наступит момент, когда сказка малышу станет неинтересна - это значит, что он разгадал для себя ее смысл. Впрочем, можно эту же сказку прочитать опять через некоторое время, вполне возможно, что чуть повзрослевший ребенок воспримет ее совершенно по-другому, откроет для себя что-то новое.
Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
В любом случае сказка позволяет говорить об эмоциональном, психическом, интеллектуальном развитии ребенка. И именно родитель ответственен на этом этапе за это развитие. Правильно подобранные сказки, чтение, обсуждение сказки после прочтения позволит вашему ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рисование
«Репка»
Задачи. Продолжать учить детей рисовать предмет круглой формы (репка) и овальной формы (листья). Закреплять навык держания карандаша. Продолжать учить закрашивать, полученное изображение сверху вниз. Поощрять попытки детей к простому пересказу сказки «Репка». Развивать память, внимание.
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Материал: игрушка репка, карандаши, листы бумаги листа.
Ход занятия:
Дети свободно располагаются по группе. Стук в дверь.
Дети, вы слышите, кто-то стучит в дверь? (Да) Сейчас я посмотрю. (Воспитатель вносит мышку с «чудесным мешочком»
Посмотрите, к нам в гости пришла мышка.
Давайте с мышкой поздороваемся, скажем: «Здравствуй мышка!» (Побуждаю детей произнести)
- С собой мышка принесла чудесный мешочек, потрогайте, что там? Теперь садитесь на стульчики, сели ровно, спинку прямо, ножки вместе. Посадим и мышку на стульчик. Здесь ей будет удобно сидеть и на всех ребят смотреть.
Воспитатель достает игрушку репку и спрашивает.
- Что это? ( Дети хором отвечают: «Репка»- 2-3 инд. отв.)
- Правильно, репка. А где растет репка?
- В огороде
- А из какой сказки репка к нам пришла? (варианты ответов)
- Да, из сказки «Репка».
- А давайте вспомним нашу сказку и расскажем ее нашему гостью мышке, ведь она помогла вытащить репку Деду.
Чтение сказки. Вопросы по сказкам.
Комментированный показ способа изображения
— Воспитатель: Подойдите, дети к мольберту, я покажу, как будем рисовать репку. Дети, репка какой формы? (Ответы детей). Какого репка цвета? (Ответы детей) .
Далее показываю и одновременно комментирую как рисовать репку.
— Воспитатель: Я беру карандаш. Какого цвета у меня карандаш? (Ответы детей) Рисую, не отрывая карандаш от бумаги круглый формы. Затем закрашиваю репку в одном направлении сверху вниз. Какая красивая репка у нас получилась А чего не хватает в репке?
Дети: вершки.
Правильно. А какого цвета вершки. Зеленые.
Рисуем вершки овальные листья.
- Воспитатель: Ребята, а наши гостья, мышка, говорит, что ему хочется увидеть, как вы нарисуете репку.
— Воспитатель (обращаясь к мышке) : Наши дети сейчас помогут тебе. Проходите, ребята за столы.
Самостоятельная работа детей.
По мере необходимости помогаю детям, использую приём «совмещённых (пассивных) действий.
— Воспитатель: Какие, красивые, репки у вас получились. Мышка хочет их все рассмотреть. Давайте, разместим наши рисунки на мольберте. (Прикрепляю детские работы на мольберт). Мышка очень довольна.
Мышка от имени воспитателя: Молодцы, хорошо потрудились, а теперь мне пора Деду помогать Репку вытаскивать. Вот сколько репок вы нарисовали. Дед один не справится. До свидания, ребятки
Все: До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Дидактическая игра
«Очистим репку от ботвы»
Задачи. Учить различать овощи по цвету, форме, величине, развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение; воспитывать внимательность во время игры.
- Давайте с помощью прищепок покажем, какая ботва - листья у репки. Прикрепите прищепки к верхней части репки. А вот какого цвета прищепки мы выберем? Листья какого цвета? (Зеленые). Значит прищепки какого цвета мы возьмем (зеленые прищепки, дети прикрепляют прищепки к картонным силуэтам репки).
- Чтобы сварить кашу, нужно репку очистить от ботвы — зеленых листиков (дети снимают с картонных силуэтов репки зеленые прищепки).
- Репка какого цвета? (Желтого). Вот и сложите репки на желтый поднос. А прищепки - ботва какого цвета? (Зеленого). Сложите их на зеленый поднос.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Лепка
«Репка на грядке».
Задачи. Учить детей лепить репку : создавать основную форму способом раскатывания шара круговыми движениями ладоней, слегка сплющивать и оттягивать хвостик; моделировать листья и прикреплять их к основной форме. Показать возможность создания композиции на бруске пластилина (грядке).
Формировать способы зрительного и тактильного обследования знакомых предметов. Развивать чувство формы.
Воспитывать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок.
Активизация словаря: репка, выросла, большая – пребольшая, сладкая, вкусная.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Репка», беседа по ее содержанию. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Посади огород», «Что где растет». Рассматривание овощей, знакомство с репкой, обследование (форма, цвет). Рисование «Выросла репка большая – пребольшая».
Материал: кусочки пластилина желтого, оранжевого (на выбор) и зеленого цвета для лепки репки, бруски пластилина коричневого и черного цвета (на выбор, дощечки, матерчатые салфетки. Корзинка с репкой. Основа для коллективной композиции.
Ход занятия:
Воспитатель: (приносит корзину, покрытую салфеткой) Дети, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: Корзина.
Воспитатель: А хотите узнать, что в ней лежит?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: В корзине лежит овощ, который вырос на грядке у дедушки с бабушкой.
Дети: (высказывают свои догадки)
Воспитатель (радуется вместе с детьми) : Да, здесь, лежит репка – большая – пребольшая», (показывает репку).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю слепить много – много репок, только не таких больших, как в сказке, чтобы дедушка с бабушкой могли их вытащить без труда.
Воспитатель (показывает способы лепки и поясняет свои действия) : Для лепки я беру кусочек пластилина желтого (или оранжевого) цвета, раскатываю в ладошках (круговые движения, немножко сдавливаю. Для листочков отрываю пластилин зеленого цвета, сплющиваю (сдавливаю) ладошками, чтобы листочки стали широкими, вот так. Прикрепляю листочки к репке. Репка готова, её можно посадить на грядку».
(воспитатель «высаживает» вылепленную репку на импровизированную грядку – брусок пластилина и предлагает слепить еще много репок для дедушки и бабушки из сказок).
Воспитатель: Молодцы, дети, вы сегодня постарались. Репки у вас получились замечательные, как настоящие. Мы их обязательно передадим с мышкой дедушке и бабушке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Подвижная игра
«Репка - репонька»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят слова:
Репка-репонька,
Расти, расти крепенька.
Ни мала, ни велика, (опускают руки вниз, поднимают вверх)
До мышиного хвоста. (разводят руки в стороны)
Да! (хлопают)
Дети хлопают в ладоши, а репка – пляшет.
Пальчиковая игра
«Как мы репку посадили»
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети — свети!
Зернышко, расти — расти!
Появляются листочки,
Распускаются цветочки
Физкультминутка
«Репка»
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)
«Посадили репку в огороде»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (ходьба)
Перед нами огород (руки вытянуть вперед)
Дед на помощь нас зовет (махи руками)
Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)
Быстро справится сумели
И на место тихо сели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Дидактическая игра
«Что растет на грядке»
Материал: предметные картинки с изображением овощей (лук, капуста, помидор, морковь, репа, корзинки.
Ход игры: Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На столе грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.
Воспитатель:
Посмотрите-ка ребята
Урожай у нас богатый-
Очень много овощей.
Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.
Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберёт?»
Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.
Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Пересказ русской народной сказки «Репка».
Рассматривание иллюстраций к сказке
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к русской народной сказке «Репка». Дети рассматривают три-четыре сюжетные картинки и отвечают на вопросы:
— 1- я иллюстрация
— Кого вы узнали на этой картинке?
— 2-я иллюстрация
— Что делает дед?
— 3 -я иллюстрация
— Кто помог деду?
После рассматривания иллюстраций воспитатель еще раз читает сказку, а дети помогают.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Аппликация
«Репка»
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла сказка. А как называется сказка, вы сейчас попробуете отгадать. Послушайте загадку.
Выросла она на грядке.
И тянули по порядку:
Дедка, бабка, внучка, Жучка –
не смогли! – большая штучка!
Кошка с мышкой лишь пришли –
сразу вытянуть смогли!
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, вы правильно угадали. Эта сказка называется «Репка». Давайте вспомним героев сказки.
Дети, кто первый пришёл к репке? Кого позвал дед? А бабка? А внучка? А Жучка? А кошка?
Дети вспоминают сказку и расставляют героев по порядку: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.
Воспитатель: Сколько всего героев в сказке?
Дети: шесть.
Воспитатель: Кто из героев самый высокий?
Дети: дедушка.
Воспитатель: Кто самый маленький?
Дети: мышка.
Воспитатель: Назовите мне героя сказки, который очень любит косточки.
Дети: Жучка.
Воспитатель: Посмотрите на героев и назовите того, у которого «мягкие лапки, а в лапках царапки».
Дети: кошка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. Вытянули друзья Репку, сварили кашу. Каша получилась очень вкусная. Попросила внучка бабку ещё каши наварить, а репа закончилась.
Давайте поможем бабке, сделаем репку из бумаги.
Посмотрите, какую репку сделала я. Давайте погладим её пальчиками?
Как вы думаете, она сделана из целого куска бумаги?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы, хотите попробовать сделать такую же репку?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вы попробуете. А чтобы мы справились с заданием, давайте приготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Репка».
Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону).
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем - потянем, тянем - потянем! Ух (расцепили руки, потрясли кистями)
Воспитатель: Теперь мы готовы к работе. Какого цвета спелая репка?
Дети: Репка желтого цвета.
Воспитатель: Возьмите полоски жёлтого цвета и покажите мне.
Дети показывают бумагу жёлтого цвета.
Воспитатель: Посмотрите, что нужно сделать дальше. Вы берёте полоску желтой бумаги кончиками большого пальца и указательного пальца левой рукой, затем большим пальцем и указательным пальцем правой руки отрываете небольшие кусочки и кладёте на тарелочку. Затем берёте контурный рисунок.
Я хочу напомнить вам правила пользования клеем.
Правой рукой взяли кисточку в том месте, где заканчивается платьице, набрали клея до конца ворса, лишний клей снимаем о край розетки. Равномерно наносим клей на фигуру от середины к краям, и приклеиваем кусочки цветной бумаги. Прижимаем аппликацию салфеткой, снимая лишний клей.
Воспитатель: Приступаем к работе. Когда дети заканчивают клеить аппликацию репки, воспитатель приглашает поиграть.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Дидактическая игра
«Что в волшебном сундучке лежит?»
Материал: кукла Катя, магнитный театр «Репка», мольберт, волшебный сундучок.
Ход занятия: Раздается стук в дверь и заходит кукла Катя с волшебным сундучком. Здоровается с детьми и приглашает посмотреть, что у него в волшебном сундучке лежит. Проводится дидактическая игра «Что в волшебном сундучке лежит?». Воспитатель достает из сундучка предметы, дети хором называют их.
— Это.? (Это дед.)
— Это.? (Это бабка.)
— Это.? (Внучка.)
— Как мы назовем внучку? (Внучка Аленка.)
— Это.? (Это собака.)
— Как мы назовем нашу собачку? (Собака Жучка.)
— Это.? (Это кошка.)
— Как мы назовем нашу кошку? (Кошка Мурка.)
— Это.? (Это мышка.)
Показывается театр игрушек и воспитатель читает русскую народную сказку «Репка».
Вопросы к детям:
— Вам понравилась сказка? Кто хочет быть дедом? Кто хочет быть бабкой?
Кто хочет быть внучкой Аленкой? и т. д.
После того как роли будут распределены, проводится драматизация сказки «Репка».
По желанию детей драматизацию сказки можно повторить с другими детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Утренняя гимнастика
«В огороде –Репка»
В огород мы пойдем. (дети идут по кругу и изображают
Овощей наберем. как будут набирать овощи)
В огороде нашем
Нет нашей репки краше! (поглаживают руками лицо)
Круглый бок, (повороты в стороны)
Желтый бок (наклоны в стороны)
Сидит на грядке колобок (дети приседают)
Врос он в землю крепко
Потянем его детки! (наклоны вперед)
Тянем - потянем
Вот и вытащили репку! (руки поднимают вверх)
А она сочна, кругла, большая, (руки в стороны)
Одним словом удалась –
Желтым солнышком зажглась! (дети закрывают глаза, жмурятся ;руки поднимают вверх)
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Дыхательная гимнастика
«Прожорливые овощи».
Направлено на развитие у ребенка глубокого вдоха и длительного плавного выдоха. Незабываем о том, что дыхательные упражнения быстро утомляют и могут вызвать головокружение. Играем 3-5 минут с перерывами на отдых. Следим за соблюдением правила: на вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе- сужается.
«Приятный запах»
Дети по очереди подходят к вазочке с овощами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия фразу: «Ах, какой приятный запах» и др. Первоначально детям предлагается предложение. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Пальчиковые гимнастика
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх,
Мы морковку трём
(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя,
Мы капусту солим
(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки,
Мы капусту жмём (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
«Урожай»
В огород пойдём, (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем («Таскают».)
И картошки накопаем. («Копают».)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают».)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-3раза)
Щавеля нарвём немножко («Рвут».)
И вернёмся по дорожке. (Идут по кругу)