Анна Федонова
Краткосрочный проект «Птицы наши друзья»
▼ Скачать +Заказ
Тема проекта : «Птицы наши друзья»
Руководитель проекта : воспитатель логопедической группы «Радуга» Федонова А. Д.
Вид проекта : долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Участники: дети, воспитатели подготовительной группы «Радуга», родители
Возраст детей – 6 лет.
Сроки реализации: 27.10.2014г. - 31.10.2014г.
Публикация «Краткосрочный проект „Птицы наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Проблема: Как помочь детям освоить лексическую тему «Перелётные птицы», привлечь птиц на территорию детского сада; как помочь детям освоить связную речь, сформировать навыки разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.
Цель: формирование у детей обобщённого представления о перелётных птицах, приспособленных к определённым климатическим условиям.
Задачи:
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц, развивать интерес к жизни птиц на основе интересных фактов;
Формировать представление о птицах Ставропольского края, их особенностях обитания, перелёта и зимовки;
Развивать связную речь, умение составлять рассказы о птицах из личного опыта.
Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия;
Условия для реализации проекта : участок ДОУ, групповая, компьютер, средства изодеятельности, иллюстрации, презентации, художественная литература по теме проекта.
Дидактический материал:
С. Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», энциклопедия «Мир вокруг нас.
Зимующие и перелётные птицы»
Иллюстрации «Птицы наших лесов», буклет «Птицы Ставропольского края», лото «Птицы», глобус.
Актуальность проекта : в процессе получения знаний о природе (жизни птиц и животных в разное время года, совместного с взрослым поиска информации) у детей формируется умение рассказывать. Тексты и презентации сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать у ребёнка умение рассказывать, быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, творческой и исследовательской деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к своему родному краю, Родине.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с детьми, и с родителями. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей и дополнение задач детьми. Формулируется проблема «Почему не все птицы улетают с наступлением холодов. Как называют птиц улетающих в тёплые края?» После чего дети вовлекаются в решение проблемы «Как можно получить интересующую нас информацию? Почему птицы улетают?» через проблемную ситуацию, дидактические игры, художественно-творческую и речевую деятельность.
Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Использование компьютерных технологий, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Обработка информационного материала.
Основной этап
Решаются поставленные задачи в процессе реализации мероприятий проекта.
Проведение игр, наблюдений, НОД, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей.
При реализации данного проекта использовались принципы интеграции образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие)
По необходимости со стороны взрослых исполнителей проекта оказывается ребятам практическую помощь, а также направляется и контролируется осуществление данного проекта. В ходе работы над проектом создание диагностических ситуаций, для оценки индивидуальной динамики детей и корректировки педагогической деятельности.
Заключительный этап
Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта. Защита проекта : игра «Знатоки и защитники птиц»
Подведение итогов.
План реализации проекта
дата воспитатель дети родители
27.10.2014 Вовлечение детей и родителей в проектную деятельность
Пополнение развивающей среды по теме проекта
Беседа «Осень в жизни птиц» Расширять представления детей об осени, её значении в жизни птиц.
Д/И «Каждую птицу на своё место»
Знакомство со стих. "Наступила осень. " А. Ерикеев
Наступила осень, пожелтел наш сад.
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья.
Улетели птицы в дальние края.
Конструирование из бумаги «Птица грач» оригами
П/И «Гуси-лебеди»
Игра «Перелётные птицы Ставрополья»
Логоритмика: Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)
Консультация «Кормушка для птиц»
28.10.2014. Пополнение развивающей среды по теме проекта (презентации, информация, иллюстрации)
НОД «Птицы улетают на юг» (Х/Э развитие)
Беседа о птицах с презентацией «Перелётные птицы» (ситуативные и индивидуальные беседы) Беседа «Птицы нашего края» Уточнять представление о перелётных птицах.
Заучивание наизусть стих. И. Никитина:
В небесах высоких тает
Одинокий тонкий луч,
Улетают птичьи стаи,
Прилетают стаи туч.
Игра - поиск соответствующего понятия «Угадай и назови» (П, Р)
У какой птицы самая длинная шея? … (У лебедя.); … самые длинные ноги? … (У цапли, журавля.); … самый длинный клюв? … (У цапли.); какие птицы лучше всех поют? … (Соловьи.); … подражают пению других? … (Скворцы.).
Наблюдение с активной беседой «Найди птицу – расскажи о ней» Наглядная информация «Птицы Ставропольского края»
29.10.2014 Пополнение развивающей среды по теме проекта НОД Экскурсия в детскую библиотеку. - 14.11.2013г. Чтение РНС «Заяц-хвастун» - 19.11.2013
Рекомендации для родителей «Как сделать речь ребёнка образной и выразительной с помощью сказки» - 15.11.2013г.
Оформление выставки детского рисунка «Мои любимые сказки» -29.11.2013г. Беседа «Почему люди должны беречь птиц?»
Чтение сказки туркм. «Голубая птица»
Игра «Изобрази птицу»
Игра «Сложи птицу» - тангамм, бумага
Наблюдение «Улетают птицы в дальние края» Развивать наблюдательность, умение различать птиц (зимующие и перелётные птицы)
П/И «Перелёт птиц» учить двигаться по заданному маршруту
Экспериментирование
Пословица – Как с гуся вода.
Почему мы так говорим?
Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.
Чтение художественной литературы Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
30.10.2014. Рассказывание РНС «Зайка-зазнайка» Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
Знакомство с фразеологизмами (задирать нос)
Размещение в СМИ информации по реализации проекта – 14.12.2013г.
Развлечение «В гостях у сказки» - 15.12.2013г.
Беседа «Откуда появились птицы» Развивать умение общаться с педагогом, активно включаться в беседу, анализировать, ставить перед собой задачу найти интересующую информацию в энциклопедии.
Рассматривание энциклопедии, книги «Мир вокруг нас» о птицах
Д/И «Как летят перелетные птицы?», (Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы)
Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая?»
Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — …, стая уток — …, … грачей — …, … соловьев — … .
Чтение В. Бианки «Грачи»
Игра «1-2-5»
Один лебедь, два (лебедя, пять (лебедей) и т. д.
Рисование ««Сказочная птица». Индивидуальные консультации «Как развить интерес детей к реализации проекта
31.10.2014 НОД «Сказки гуляют по свету» - 21.101.2014г.
Завершение проекта. Досуг «путешествие по сказкам» - 24.01.2014г.
Подготовка и проведение родительского собрания «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка» - 31.01.2014г.
Форма проведения: лекция-семинар.
Защита и презентация проекта «Что за прелесть эти сказки» - 24.01.2014г.
Лепка «Птица»
(дымков. игр.) декор. -прикладное ис-во Игры-загадки «Комукакой хвост, чей клюв?»
Эстафета «Перелёт птиц»
Игра «Нелепицы» :
Воспитатель. Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Птенцы строят гнёзда.
Скворец живёт в будке.
Подведение итогов. Обобщение материала.
Игра-беседа «Птичьи разговоры» с презентацией (итоговая)
Выставка детских рисунков по теме проекта
«Улетают стаи птиц»
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие возможности для самостоятельного изучения темы.
В процессе реализации проекта дети научились :
- определять почему птицы улетают, как преодолевают свой долгий путь, узнали интересные факты из жизни перелётных птиц;
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- рассказывать истории о птицах.
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности.
Литература:
И. М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
М. В. Трофимова. И учёба и игра…
Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей.
О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.