Гиря Юлия
Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
по теме: «Сюжетно-ролевые игры дошкольников»
Составила воспитатель Гиря Юлия Николаевна
Перспективный план по развитию и руководству сюжетно-ролевой игрой «Зоопарк»
Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре:
1) способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, питании, месте обитания; расширять представления детей об обязанностях сотрудников зоопарка;
2) формировать у детей ролевое поведение, элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог; воспитывать доброе отношение к животным; развивать умение распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
3) формировать желание организовывать сюжетно – ролевые игры; подводить детей к созданию собственных игровых замыслов; развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры; закреплять умения правильно, безопасно пользоваться атрибутами игры;
4) обогащать и активировать словарный запас детей (профессии: ветеринар, директор, кассир, экскурсовод, рабочий, охранник, дворник; предметы: лопата, метла, тряпка, тазик, вольер (клетка); жираф, верблюд, бегемот, носорог, слон, тигр, медведь, крокодил; признаки: полосатый, горбатый, хищный, пятнистый; действия: убирать, кормить, поить, чистить.
Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей
1) Рассматривание картин: «Белки», «Лиса с лисятами» «Утки», «Пернатые друзья».
Цель - обогащать представления детей о животных; отмечать характерные признаки представителей диких животных; уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т. д. ; развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
2) Беседа на тему: «Ты - часть природы».
Цели - воспитывать бережное отношение к растениям и животным, формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите, дать понятие о Красной Книге: познакомить с растениями и животными, которые занесены в Красную Книгу.
3) Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Детки в клетке», рассказ К. Д. Ушинского «Спор животных», русская народная сказка «Лиса и волк», «Три медведя»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; Л. Н. Толстой «Лебеди»; А. К. Толстой «Белка и волк».
Цель - Закрепить знания о диких животных, формировать представления о добывании пищи дикими животными в природе и в неволе, воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Обучающие игры
Подвижная игра «Танец животных и растений». Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста творческое мышление, воображение, любознательность и способность идентифицировать себя с животными и растениями. Процедура игры: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 5—10 минут стать им, «переняв его форму, движения, повадки, звуки и т. п. О своем выборе участники не объявляют. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключение всем другим детям предлагается угадать то животное или растение, которое пытается изобразить участник игры. А участнику предлагается объяснить, почему он выбрал то или иное растение или животное (произрастающее или обитающее на территории родного края).
Подвижная игра «В зоопарке». Цель игры: развивать любознательность, творческое воображение, закрепить знание детей о животных. Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгрупп — животные в зоопарке, вторая подгруппа — зрители. Вместе с воспитателем рассматривают животных в зоопарке. Дети 1 подгруппы стараются как можно выразительнее изобразить животных в зоопарке, дети 2 подгруппы называют животных. Затем меняются. Первая группа — зрители, вторая — животные.
Подвижная игра «Сова». Цель: Развивать любознательность, творческую активность детей, учить их звукоподражанию голосам животных. Ход игры: Выбирается сова, которая садится в гнездо и до определенного времени спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают как лягушки, другие блеют как козлята. По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту (воспитатель объясняет, что сова всегда днем спит, а охотится ночью). Все должны замереть. А кто пошевелится, платит фант (пошипит как гусь, закукарекает как петух, залает как собака, закрякает как утка, замычит как корова, заржет как лошадь.).
Подвижная игра «Мир птиц». Цель - на основе представлений детей о способах питания птиц (травоядные, хищные) развивать познавательные процессы (внимание, память). Развивать воображение, умение передавать повадки различных птиц языком движений.
Дидактическая игра: лото «Животные». Цель: Закрепление знаний детей о животных, умение различать и находить нужного животного. Дидактический материал: Игровое поле (4 шт., разделённое на 6 квадратов с изображениями различных животных, соответствующими изображениям на маленьких карточках (24 шт.). Ход игры: Игра для детей от 3 лет. В игру могут играть 3-5 человек. Игрокам раздают игровые карточки. Ведущий вытаскивает из специального непрозрачного мешочка маленькую карточку, игрок или ведущий называет животного. Кто нашел на своем поле соответствующее изображение, забирает картинку себе. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не закроет фишками все игровое поле. Для детей от 5 лет игру можно усложнить. Назвать одним словом животных, изображённых на одном игровом поле.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?». Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания. Дидактический материал: Карточки с изображением животных 24 штуки (берём из лото) и два игровых поля с изображением леса и деревни. Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.
Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное». Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию. Дидактический материал: Карточки с изображением животных. Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.
Дидактическая игра «Собери картинку». Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности. Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей. Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.
Дидактическая игра «Пятый лишний». Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам. Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе. Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Дидактическая игра «Чей малыш». Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей. Дидактический материал: Карточки с изображением детёнышей животных 12 штук и два игровых поля с изображением диких и домашних животных. Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.
Дидактическая игра «Какие животные спрятались на картинке?». Цель: Развитие внимания, мышления, воображения. Дидактический материал: Карточки с изображением контура различных животных. Ход игры: Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных на картинке.
Игра-викторина «В мире животных». Цели игры: способствовать формированию и систематизации знаний о животных и их жизнедеятельности, о взаимоотношениях их со средой, о роли животных в природе и жизни человека, усовершенствовать умения распознавать различные животные по признакам; формировать навыки устной связной речи, развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать любовь к природе, прививать интерес к животному миру.
Предметно-игровая среда
Атрибуты для проведения игры:
- вольеры, клетки;
- игрушки-животные, игрушки-птицы, игрушки - насекомые (не менее 50 штук);
- строительный материал (деревянный, пластмассовый, мягкий);
- инвентарь: ведерки, метелки, тазики, тряпочки;
- фартуки, косынки, нарукавники;
- халаты для ветеринаров, сумка для ветеринара;
- корм для животных;
- самодельные деньги, билеты.
Изготовление атрибутов для зоопарка: билеты, деньги для покупки билетов, корм для животных (из пластилина, пенопласта, цветной бумаги, пластмассовые игрушки-продукты).
Активизирующее общение с детьми в процессе игры
Сюжеты для игры: «Поездка на автобусе в зоопарк», «День сотрудников зоопарка», «Экскурсия по зоопарку».
Методические приемы: сюрпризный момент, проблемная игровая ситуация, беседа, стихи, рассказы, загадки, дидактическая игра, развивающая игра.
Конспект проведения игры:
1) Вступительная беседа, распределение ролей
- Ребята, в город Димитровград приехал зоопарк.
- Что такое зоопарк? - (там показывают животных).
- Правильно ребята, в зоопарке показывают диких животных.
- А кто работает в зоопарке? - (директор, ветеринар, экскурсовод, завхоз, рабочие).
- Дети, а вы хотите поиграть в зоопарк? - (да).
- Давайте распределим роли:
- Как вы думаете, каким должен быть директор? - (требовательным, хозяйственным).
- А кто из вас мог бы стать директором зоопарка?
- Завхоза выбираем по считалке.
- Кто будет врачом?
- Теперь выбираем экскурсовода. Экскурсоводом будет Полина она очень много знает про животных.
- А ещё в зоопарке есть профессия проводника.
- Кто хочет быть проводником?
- И нам ещё нужны рабочие, которые ухаживают за животными.
- Это будет Денис, Егор, Марат.
- Пожалуйста пройдите к своим рабочим местам. Готовьте необходимое оборудование.
- Остальные дети будут посетителями зоопарка. Они поедут в город на автобусе.
2) Сюжет «Поездка на автобусе в зоопарк»
Дети строят из стульчиков автобус, выбирают кондуктора и шофёра.
Идёт обыгрывания поездки в автобусе:
Ребёнок - шофёр: - Кто заказывал автобус для поездки в зоопарк? Пожалуйста, садитесь в автобус.
Ребёнок - кондуктор: - Уважаемые пассажиры, приобретайте билеты.
Ребята, пока мы едим, отгадаем загадки про животных, которых мы можем там встретить.
Загадки:
Её скрывает, словно маска
от всех защитная окраска,
размечена как пароход,
она по Африке идёт. (зебра).
Некрасивый он пожалуй,
вместо носа – шланг пожарный,
уши вроде опахал,
ростом с башню отмахал. (слон).
Лёг на солнечный пенёк
драгоценный перстенёк.
Изумрудины на нём
жёлтым светятся огнём,
она огромного слона
слюною свалит ядом.
Сама похожа на шнурок,
шипит, приманивая взглядом. (змея).
Он высокий и пятнистый,
с очень длинной шеей,
а питается он листьями
высоко с деревьев. (жираф).
Сильный, смелый и игривый,
ходит он с косматой гривой.
Но прячьтесь в норы поскорей –
он очень грозный из зверей. (лев).
Эту акробатку знают все ребятки,
в цирке выступает, бананы обожает. (обезьяна).
- А теперь вы попробуйте сами придумать загадки о животных, (о лисе, о волке, о ёжике).
Дети загадывают:
Кто зимой холодной,
бродит злой голодный. (волк).
Под соснами, под ёлками,
лежит мешок с иголками. (ёжик).
Через поле напрямик,
скачет белый воротник. (заяц).
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса).
3) Сюжет «День сотрудников зоопарка»
Ребёнок - директор: - Проводники получите путевые листы для поездки за животными.
- Проводники берут грузовик и едут за животными.
- Все готовятся к встрече животных:
Дети – рабочие устанавливают клетки.
Ребёнок – завхоз готовит корм.
К зоопарку подъезжают грузовики. Их встречают директор и врач-ветеринар. Привезли животных жарких стран и севера.
Ребёнок – ветеринар: - Животные здоровы, их можно впускать в зоопарк.
Ребёнок - директор: - Теперь животных нужно разместить и покормить. Проводники отправляйтесь за другими животными. Рабочие накормите и разместите животных.
Проводники привезли животных леса и подводного мира.
Ребёнок - ветеринар: - Осматривает животных. Животные здоровы их можно впускать в зоопарк.
Ребёнок - директор: - Даёт разрешение разместить животных и покормить.
- Ну что ж, все животные накормлены, можно открывать зоопарк.
- Рабочие уходят на перерыв, посетители приобретают билеты кассира и проходят в зоопарк их встречает экскурсовод.
4) Сюжет «Экскурсия по зоопарку»
Ребёнок - экскурсовод: - Здравствуйте! Сейчас я покажу вам животных нашего зоопарка. Проходите пожалуйста.
Медведь: - Живёт в лесу. Питается на воле ягодами, грибами, рыбой. У него густая бурая шерсть.
Лиса: - Живёт в лесу. Питается мясом и рыбой. У неё густая рыжего цвета шерсть, длинный пушистый хвост. Она хитрая, ловкая.
Волк: - Живёт тоже в лесу. Питается мясом, он хищник. У него серая шерсть. Он злой, зубами щёлкает, воет.
Ребёнок - экскурсовод: - Переходим к следующему вольеру. А что вы знаете про обезьян?
Дети: - Обезьяны живут в джунглях, они прыгают по деревьям, питаются растительной пищей, любят бананы.
Ребёнок - экскурсовод: - Посмотрите ребята – это слон. Слоны умеют плавать, но делают это очень редко, купаются они очень охотно, набирают в хобот воду и поливают на себя. Большую часть времени слоны проводят в поисках пищи. Они травоядные животные. Хобот слона способен удержать в себе ведро воды. Наполнив его водой, слон сворачивает хобот, его конец засовывает в рот и дует. Вода бежит ему прямо рот.
- А это лев он величественный, сильный. У него лохматая грива на голове, защищает шею от ран. Питаются мясом, они хищники. Львы ревут, рычание льва разносится на большое расстояние. Они так общаются между собой.
Ребёнок - экскурсовод: - А теперь прошу пройти в Дельфинарий.
- Дельфинарий – это большой аквариум с морской водой, предназначен для содержания дельфинов в целях их изучения, дрессировке и показа посетителям.
Ребёнок - экскурсовод: - В нашем Дельфинарии живёт дельфин – кроша, а раньше кроша жил в океане. Наш кроша умеет танцевать, петь, катать на спине. Питается рыбой мелкой. Ещё у кроши есть его друзья – это краб, осьминог и рак. Они тоже живут вместе с ним в Дельфинарии.
Ребёнок - экскурсовод: - На этом наша экскурсия закончена. А наш зоопарк закрывается на санитарный час. После экскурсия продолжится.