Елена Чугурова
Краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей «Воображаем и творим»
▼ Скачать + Заказать документы
- краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей
Составитель:
Чугурова Елена Владимировна
Должность: воспитатель МБДОУ №22
Введение
Публикация «Краткосрочный проект по развитию конструктивных и художественных способностей детей „Воображаем и творим“» размещена в разделах
Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру – это сложный процесс. У детей дошкольного возраста огромное желание творить, воображать и получать результат. Начиная уже с младшего возраста, детям даётся возможность постигать свойства различных материалов, активно действуя с ними.
Детское творчество – это деятельность, в процессе которой создаётся нечто новое для самого ребёнка.
Развитие личности ребёнка не может осуществляться без обучающего влияния взрослого и развивающей среды, а так же реальной действительности самого дошкольника. Содержание и способы этой действительности определяют процесс его психического развития. Деятельность ребёнка формирует его психику. Это относится прежде всего к ведущей деятельности в каждом психологическом возрасте, такой как общение, игровая и орудийно – предметная деятельность.
Психологи выделяют три основных направления психического развития детей дошкольного возраста:
1. Формирование личности:
* ребёнок начинает осознавать своё «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;
* усложняется эмоциональная жизнь ребёнка, обогащается содержание эмоций;
2. Расширение сферы деятельности ребёнка:
* ребёнок приобретает конструктивно – технические умения;
* формируются определённые навыки, умения, речь детей обогащается новыми терминами, дети упражняются в правильном употреблении понятий;
* формируются личностные качества: настойчивость, организованность, общительность, инннициативность, самостоятельность и упорство при достижении цели, умение договариваться со сверстниками.
3. Интенсивно развивается познавательная активность:
* мышление детей в процессе конструктивной и художественной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер;
* развивается планирующая мыслительная деятельность.
Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значении для умственного развития детей специально изучал А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.
Таким образом, детское конструирование, в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определённой организации обучения может носить предметно – творческий характер.
Проблемно – ориентированный анализ
Прежде всего конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, эстетического и трудового воспитания.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к миру технического и художественного изобретательства.
Целесоообразно как можно раньше развивать и удержать потенциал детской фантазии, сформировать и усовершенствовать детские способности.
Дети нашей второй младшей группы детского сада №22 «Яблонька» очень заинтересованы в художественно – трудовой деятельности. У них ещё присутствует огромный потенциал фантазий. Чтобы удержать этот потенциал у детей мы провели всеобуч для родителей на тему «Аппликация как способ раннего развития ребёнка», на котором, опросив родителей, выяснили, что большинство родителей не имеют знания о технике аппликации и о её благотворительном влиянии на развитие ребёнка. Поэтому для родителей мы продемонстрировали способы аппликации и им были предложены памятки – рекомендации с занимательными играми в домашних условиях.
Так же у наших детей с успехом развиваются конструктивные способности, но по результатам анкетирования родителей, можно сказать следующее:
*большинство детей не имеют в доме место, отведённое только ему;
*почти все родители не имеют возможности уделять время для игры с ребёнком;
*большинство родителей считают, что с ребёнком нужно играть и заниматься только тогда, когда у обоих хорошее настроение.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: развитие конструкторских и художественных способностей детей основано на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми. Необходимо вовлекать семью в воспитательный процесс. Только в процессе такого взаимодействия взрослые начнут лучше понимать ребёнка, а личность самого дошкольника, его индивидуальность и творческий потенциал будет успешно развиваться.
Цель, задачи, планируемый результат
Чтобы помочь развить у детей все виды художественного труда и конструирования необходима организация работы с детьми и родителями по теме «Конструктивные и художественные способности детей».
Целью нашей работы является:
развитие конструктивных знаний и художественных умений и закрепить ранее полученные навыки у детей при тесном взаимодействии с родителями.
Обоснование цели связано с тем, что конструктивное и художественное умение является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия, мышления и благоприятным условием для комплексного воздействия на весь ход психического развития ребёнка.
Для достижения цели мы определили следующие задачи:
*создать условия для самостоятельного эксперементирования с различными материалами;
*разработать систему мероприятий с детьми и родителями для детей 4-5 года жизни, которая включает задачи, содержание, методы, формы работы, создание условий.
*составить перспективный план работы.
Планируемый результат:
Если мы организуем работу по развитию конструктивных и художественных способностей детей, то:
у детей:
*сформируются такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность;
*повысится оптимальный уровень навыков и умений.
у родителей:
*активизируется педагогический потенциал по вопросам конструктивного и художественного воспитания детей.
мы как педагоги сможем:
*установить тесное взаимодействие детского сада, семьи и социума в конструктивном и художественном развитии детей;
Для решения поставленных задач необходим ряд условий:
*руководство основными дидактическими принципами в деятельности детей: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности, систематичности, доступности, постепенности, повторности и наглядности;
*приобщение родителей к активному участию в создании среды для развития у детей конструктивных и художественных способностей.
Перспективный план работы (на три месяца)
Цель:
*развитие у детей конструктивных и художественных навыков и закрепление ранее полученных;
*воспитывать у детей устойчивый интерес к играм с постройками и конструированию;
*создавать условия для проведения коллективных строительных игр, связанных с игровой деятельностью;
*постепенное усложнение конструктивных заданий детям;
*воспитывать интерес к занятиям аппликацией;
*повышение у родителей интереса к педагогическому процессу и развитию у детей конструктивных и художественных способностей.
Задачи:
*сформировать у детей представление о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость)
*совершенствовать конструкторские навыки, развить умение комбинировать детали;
* побуждать детей обыгрывать сооружения, объединяться в играх;
*поупражнять детей в изготовлении плоских и объёмных поделок, оживляя их прорисовывая фломастером мелкие детали;
*улучшить условия для свободной деятельности детей (уголок конструирования и художественной деятельности);
* приобщать родителей к улучшению конструктивной и художественной среде (приобретение конструкторов, контейнеров для бросового материала и т. д.);
*проведение родительского собрания по теме «Конструктивное и художественное развитие ребёнка» в сентябре 2012 г.
Вывод
Таким образом, строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.
Чем чаще родители будут в курсе того, чем мы занимаемся с детьми, чем чаще родителям будет предлагаться изготовить различные пособия и материалы и чем чаще мы будем показывать им результаты детской деятельности, то безусловно совместная работа приведёт к большому успеху!
Литература
*Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд. «-е, доп. М., «Просвещение», 1976 г.
*Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. -М. : ТЦ Сфера, 2007 г.
*Рогов Е. И. Настольная книга психолога., М. : Гуманит. Изд. Центр «Владос»,1999 г.
*Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008 г.
Приложение
*анкеты родителей по опросу о наличии рабочего места для творчества дома и о детско – родительских отношениях.
*перспективный план работы
* фотоматериал выставки совместного творчества детей и их родителей «Первый весенний цветок»
*фоторепортаж из группы №7 Детского сада «Яблонька»