Хамида Баянова
Краткосрочный проект по формированию финансовой грамотности «Моя первая копилка» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект по формированию финансовой грамотности
«Моя первая копилка» (для старшего дошкольного возраста)
Информационная характеристика проекта :
Тип проекта :
групповой (дети, родители, педагоги).
информационный.
Вид проекта – познавательный
Возраст детей : 5-6 лет.
Участники реализации проекта
Публикация «Краткосрочный проект по формированию финансовой грамотности „Моя первая копилка“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Педагог: Баянова Хамида Халимовна
Воспитанники: дети старшей группы
Родители: старшей группы
Срок работы по проекту : краткосрочный (1 неделя)
Проблема: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: доход-расход, потребности, банк, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность:
Финансовое образование всегда актуально и считается одной из лучших инвестиций в будущее. Исследования проведенные за последние года свидетельствуют о необходимости введения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают начальный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Бережливость, организованность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Финансовое просвещение и экономическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому
Цель проекта : Расширение экономического кругозора ребенка, представлений о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать коммуникативные качества детей;
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Сформировать первичные экономические понятия;
Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
Развивающие:
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Этапы проекта
Подготовительный этап.
Действие педагога:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Моя первая копилка».
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-создание развивающей среды по теме.
Действие родителей:
1. Совместно с родителями посетить места с использованием денег
2. Беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопрос
3. Анкетирование родителей (Приложение № 1)
Основной этап
Действие детей:
Осуществление проекта
Действие педагога:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры (Приложение № 3, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Действие родителей:
1. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
2. Консультация родителей (Приложение № 2)
Заключительный этап
Действие детей:
Выставка детских поделок «Копилка своими руками»
Действие педагога:
Подведение итогов реализации проекта в форме игровой деятельности: развлечение «В гости к Айгуль» (Приложение № 4)
Действие родителей:
Пополнение сюжетно-ролевой игры «Торговый центр»
Содержание проекта
План мероприятий по финансовой грамоте детей
Понедельник: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”
Демонстрация презентации «История возникновения денег»
Цель: Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
Просмотр мультфильма «Как делают деньги. Фиксики.»,
Дидактическая игра «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Материал: картинки с изображением.
Вторник: «Все профессии нужны, все профессии важны.»
Беседа «Любимая игрушка»
Чтение башкирской народной сказкой «Аминбек»
Просмотр мультфильма «Лимонадный Крош. Азбука финансовой грамотности»
Игра «Профессии»
Продуктивная деятельность: изготовление товаров, банковских карточек для сюжетно — ролевой игры «Торговый центр».
Дидактическая игра «Доход-расход»
Среда: “В семье дружат- живут не тужат”
Образовательная деятельность «Бюджет семьи, доход, расход»
Презентация «Бюджет семьи»
Цель: дать понятие о семейных доходах и расходах; семейном бюджете.
Просмотр мультфильма Три кота «Поход в магазин»,
Сюжетно - ролевая игра «Магазин. Продукты.»;
Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Игра «Размен»
Четверг: “Кто любит трудиться, тому без дела не сидится ”
Чтение башкирской народной сказки «Ленивый сын»
Презентация «Дом, где живут деньги»
Цель: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).
Просмотр мультфильма «Подарок. Азбука финансовой грамотности»
Игра «Банк»
Выставка рисунков детей «Деньги будущего»
Пятница: «Делу время, потехе час»
Беседа по рассказу З. Биишевой «Мастер и подмастерье»
Беседа с детьми на тему «О рекламе товара»
Развлечение «В гости к Айгуль»
Выставка «Копилка своими руками» (работы детей совместно с родителями из бросового материала)
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :
Данный проект – это попытка расширить кругозор детей и их родителей (законных представителей)
В результате проведенной работы наиболее важной частью является начало взаимодействия детей и родителей (законных представителей) в сфере личных финансов. Во время образовательного процесса в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет национальных сказок и современных мультфильмов, дошкольники познакомились со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями (законными представителями) выполняли задания по финансовой грамотности.
Список использованных литературных источников
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О. А. Блохина, О. В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
3. Финансовая грамотность дошкольника. Автор Г. П. Поварницина,Ю. А. Киселева
4. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7
5. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007.
.Приложение № 1
Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
1. Нужно ли ребенку рассказывать о деньгах?
- Да - Нет.
2. Нужно ли ребенка знакомить с экономикой?
- Да. - Нет.
3. Как Вы относитесь к желанию ребенка иметь копилку?
- Положительно. - Отрицательно.
4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?
- Да. - Нет.
5. Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
- Да. - Нет.
6. Как ребенок относится к труду?
- Охотно принимается за дело. -Неохотно принимается за дело.
7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
- Да. - Нет.
8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
- Да. - Нет.
9. Знают ли дети профессии родителей?
- Да. - Нет.
10. Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?
- Да. - Нет.
Спасибо!
Приложение № 2
Консультации и рекомендации для родителей
Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»
Роберт Кийосаки
Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но, по моему мнению, мало уделяют внимание такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:
1. Что такое деньги
2. Где их взять
3. Как ими правильно распоряжаться
Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с младшего возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.
В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.
Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить буфет, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.
На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.
Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются.
Научить ребенка выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
Объяснить понятия «потребность» и «полезность» покупок
Инструкция, которой нужно придерживаться, чтобы дошкольник понял, что такое деньги:
•для начала детям необходимо показать монетки и купюры, для того, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, нужно объяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;
•когда родитель покупает ребенк игрушку, возможно отдать ему в руку купюры, чтобы он на кассе сам заплатил за свою покупку. Так, ребенок поймет, что за вещи надо платить;
•ребенку нужнокупить или изготовить самим небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;
•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. При возможностибрать его на работу с собой. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;
•никогда не используйте деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у него возникнет неправильное представление о деньгах, и ребенок с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;
•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу идти в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!
Рекомендации для родителей.
Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
Определите норму выдачи денег, и подарите или изготовьте вместе с ребенком копилку.
Научите детей зарабатывать деньги.
Помогите детям определить цель, для чего они будут откладывать деньги.
Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
Будьте для ребенка примером.
Приложение № 3
Дидактические игры
«Что где продается»
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Цель: дать понятьдетям, что все можно купить (продать) за деньги
ТСО: картинки с изображением рисунков, что можно и нельзя купить за деньги
«Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Ход игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
«Доход — расход»
Цель – познакомить с понятием «доход», «расход».
Ход игры: выдать каждому ребенку карточки, которые они должны распределить к доходам или расходам
«Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Ход игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.
«Магазин»
Цель – познакомить с понятием «деньги», «товар».
Ход игры: Ребенок-продавец раскладывает товары по категориям. Дети-покупатели покупают нужные товары, в зависимости от денег, которые у них есть. Продавец контролируетпродажу.
«Профессии»
Цель. На примере башкирских сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла, рисунки с изображениями людей разных (в том числе и национальных) профессий и башкирских сказочных героев.
Ход игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями башкирских сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением башкирских сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу воспитателя девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Приложение №4
Развлечение по финансовой грамотности «В гости к Айгуль».
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, деньги, продавец, покупки, магазин.
-помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
-способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
Развивающие: развивать зрительную память, мелкую моторику, смекалку, трудолюбие.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деньгам, доброжелательное отношение друг к другу.
Приветствие
Это правая рука.
Это левая рука.
Ты мой друг и ты мой друг
Получился дружный круг.
(В группу заходит девочка Айгуль)
Айгуль: Здравствуйте. Я у меня сегодня день рождения. Приглашаю сех к себе в гости.. Буду ждать вас друзья, опаздывать ко мне нельзя. (Айгуль уходит.)
Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята! Нас пригласили на День Рождения, что нам нужно?
Дети: подарки.
Воспитатель: А где мы их возьмём?
Дети: В магазине.
Воспитатель: Ребята, нам нужны деньги, их нужно заработать. Деньги бывают металлические – монетки и бумажные – купюры (показывает картинки)
Воспитатель: У меня нет денег. А у вас есть?
Дети: нет.
Воспитатель: Мы можем их заработать, так же, как зарабатывают их родители.
Будем выполнить задания, за которые будем получать монеты, на них мы и купим подарки для Айгуль. Ребята, скажите, а что такое деньги?
Дети: Деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, для чего нам нужны деньги?
Деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг;
для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте;
для покупки подарков и одежды.
Если мы едим на автобусе, мы платим?
Если мы захотели кушать и пошли в магазин, нужно расплатиться деньгами?
Молодцы! Нам надо размять свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
1, 2, 3, 4, 5 – будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы)
Раз и два – оплатим дом (отгибаем от мизинца)
Дом, в котором мы живем.
Третья монетка – одежду купить,
На четвертую монетку – купим есть и пить,
Ну а пятую пока спрячем на донышке кошелька.
Воспитатель: Первое задание, поработаете и получите денежки, за работу. (Выходят четверо детей и выполняют задание).
Игра «Сортировка»
Кубики, машинки, лопатки, ведёрки, мечи, пирамидки расположены на подносе, в них спрятаны монеты и бумажные деньги. (Детям нужно найти деньги, среди предметов).
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Собрали все денежки. А теперь давайте немножко подвигаемся.
Физкультминутка «Покупаем продукты»
Сумку в руки мы берем (наклоняются и берут воображаемую сумку)
В магазин с тобой идем (шагают на месте)
В магазине же на полках (поднимают руки вверх)
Не шарфы и не футболки (вертят головой)
Вкусно пахнет здесь всегда (дыхательное упражнение)
В доме вкусная еда («дом» над головой)
Второе задание: Дидактическая игра Разложи монетке по кошелькам (кошельки из цветной бумаги, красная, синяя, жёлтая. Монетки круглые- Блоки Дьенеша).
На столе лежат три кошелька и разноцветные монеты. Ваша задача разложить все монетки в нужные кошелечки.
Воспитатель: Ребята вы такие молодцы! Вы справились с заданием, и за это, вы получаете денежки.
Воспитатель: Денежки мы заработали, можно идти в магазин за подарками.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Воспитатель: Дети, как называется человек, который продает в магазине?
Дети: Продавец!
Воспитатель: Ребята, когда мы приходим в магазин, то сначала выбираем, что хотим купить, потом приготавливаем деньги и только потом продавец нам дает товар.
Воспитатель: (встаёт за прилавок и одевает фартук). Я продавец, а магазин у меня называется «Подарки» .Вам нужны подарками?
Дети: Да, для Айгуль.
Воспитатель: Тогда давайте менять деньги на подарки, вы мне деньги, а я вам подарок.
(Дети обменивают у продавца деньги на подарки и отправляется к Айгуль на День Рождения)
Воспитатель: Время подходит, нам нужно идти к Айгуль.
Дети вместе с воспитателем приходят в уголок на кухню, где их ждет Айгуль
Воспитатель: Айгуль, мы тебя поздравляем с Днём Рождения! Ребята, давайте дружно поздравим Айгуль.
Дети водят хоровод «Каравай», дарят подарки и говорят пожелания.
МЦ: Спасибо большое вам, за поздравления и подарки. А теперь давайте все пить чай с угощением.
Воспитатель: Нужно прощаться и возвращаться в нашу группу. (Дети прощаются и уходят).
Ребята, понравилось зарабатывать деньги?
Какие бывают деньги?
Как вы их зарабатывали?
На что их можно потратить?
Воспитатель: Вы большие молодцы! Сегодня вы узнали, что нужно трудиться, и тогда заработаешь деньги.