Елена Курак
Краткосрочный проект «Конструирование в подготовительной к школе группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Конструирование в подготовительной к школе группе»
Автор проекта : Курак Елена Николаевна
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 5-7 лет
Тип проекта : познавательно – творческий
Актуальность:
Публикация «Краткосрочный проект „Конструирование в подготовительной к школе группе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Конструктивная деятельность способствует развитию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание и уважение к их творцам.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения.
У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому очень важно при помощи конструирования удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Проект направлен на личностное развитие каждого ребенка, его технических умений. Выполнение заданий стимулирует творческие навыки дошкольников, учит доводить начатое дело до конца, концентрироваться при выполнении конкретного задания. В процессе работы у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные процессы.
Наблюдения за детьми, беседы с родителями, – всё это способствовало получению более точных сведений об интересах детей и их родителей. Проанализировав полученную информацию, я пришла к выводу, что существует актуальная потребность развития детского художественного творчества посредством конструирования
Цель проекта : развивать самостоятельную творческую деятельность по средствам использования разных видов конструирования, а так же художественные, конструктивные и познавательные способности у детей подготовительной группы в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи проекта :
Для детей.
1. Формировать у детей умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе их свойства и выразительные возможности.
2. Способствовать развитию творческого воображения.
3. Развивать диалогическую форму речи. Закреплять умение отвечать на вопросы, договаривать предложения, называя действия предмета.
4. Развивать умение создавать конструкции по предложенной теме, используя готовые схемы, образцы.
5. Развивать самостоятельность, активность.
6. Развивать коммуникативные навыки при работе в паре, в подгруппе.
Для педагогов.
1. Обеспечить целенаправленное применение конструкторов в образовательном процессе дошкольного учреждения.
2. Повышать образовательный уровень педагогов по вопросам технического конструирования.
3. Создать условия для планомерной работы по техническому конструированию во всех возрастных группах
Для родителей.
1. Познакомить родителей с разнообразием конструкторов, со способами скрепления деталей.
2. Привлечь родителей к пополнению зоны конструирования в группе новыми схемами, образцами.
3. Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.
4. Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения.
5. Содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.
6. Привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: в конкурсе на лучшую совместную постройку «Строить из конструктора вместе веселей».
Необходимый материал: различный конструктор с разнообразными способами крепления (конструктор - липучка; «Лего»; Полидрон; блочные конструкторы; магнитные; криволинейные контурные; суставной; металлический; геометрический конструктор; конструкторы – лабиринты).
Формы организации детского конструирования :
Конструирование по образцу.
Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам.
Конструирование по теме.
Конструирование по условиям.
Конструирование по замыслу.
Методы и приемы ознакомления с конструированием :
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение работы).
Продукт проекта :
1. Выставка конструкций «Чудесные превращения».
2. Оформление папки с образцами и схемами по работе с различными конструкторами
3. Оформление фотоальбома «Конструируем вместе с детьми»
Ожидаемые результаты:
1. Проявление интереса к самостоятельному изготовлению конструкций для последующих игр Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).
3. Усвоенные знания родителей о многообразии конструкторов дадут возможность изготавливать конструкции дома вместе с детьми. Активизируются позиции ДОУ и семьи в совместной творческой детской деятельности;
4. Наличие художественно-творческих способностей у дошкольников станет залогом успешного обучения в школе и в будущей жизни.
Продукты реализации проекта :
1. Разработка конспектов «Дом», «Автомобиль», «Город мечты», «Улицы нашего города».
2. Подбор и оформление дидактических игр и художественных произведений по теме проекта : «Архитектор», «Сложи такой узор», «Что такой длины? Ширины? Высоты?», «Чья команда быстрее построит?», «Построй по схеме», «Где твой дом?», «Есть у тебя или нет?», «Конструирование по схеме», "Конструируем из палочек", «Создай схему», «Разрежь и сложи».
3. Оформление выставки «Чудесные превращения».
4. Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из конструктора вместе веселей».
5. Консультации «Волшебный мир конструкторов».
Подготовительный этап :
1. Поиск идей проекта : изучение интереса детей для определения целей проекта.
2. Подбор методической литературы по выбранной тематике проекта.
3. Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение художественной литературы, рассматривание картин и беседы.
4. Подготовка наглядного и дидактического материала: наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии; схемы; образцы; необходимая литература.
5. Обогащение предметно-развивающей среды. Строительные наборы и конструкторы : настольные; напольные; деревянные; пластмассовые (с разными способами крепления); для обыгрывания конструкций необходимые игрушки (животные, машинки и др.).
6. Информационный материал для родителей «Значение конструирования для умственного развития ребенка».
Основной этап.
1. Знакомство с разными видами конструирования и применение полученных знаний на практике.
2. Использование ИКТ технологий
3. Работа с родителями по заданной теме.
4. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
Этап заключительный.
1. Оформление выставки «Наши любимые постройки из конструктора».
2. Фотоальбом по итогам проекта.
3. Конкурс детских работ совместно с родителями по конструированию.
4. Обогащение центра «Конструирования» (конспекты, презентации; технологические карты, карты-схемы построек, атрибуты для занятий)
Вывод:
У каждого вида конструирования есть свои достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать.
Таким образом, строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю, моторику рук.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорства при достижении цели, организованность.
Используемая литература:
1. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников».
2. Дыбина О. В. «Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов».
3. Ишмакова М. С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов».
4. Козлитина И. П. «Методические материалы по конструированию».
5. Комарова Т. С. «Методика обучения изобразительной деятельности конструированию».
6. Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала. Подготовительная группа».
7. Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego».
8. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду».
9. Шайдурова Н. В. «Развитие ребёнка в конструктивной деятельности».
Используемые интернет ресурсы:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/-bumazhnye-chudesa-proekt-dlja-detei-podgotovitelnoi-k-shkole-grupy.html
2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2019/01/23/proekt-chudesa-iz-bumagi
Формы организации образовательной деятельности.
1. Беседы с детьми и родителями «Какой конструктор нам известен?», «Какая бывает бумага?» «Какой бывает бросовый и природный материал?».
2. Дидактические игры: «Архитектор». Программное содержание: развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки. «Сложи такой узор». Программное содержание: учить детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, выкладывать их по образцу в определенной последовательности, учитывая их цвет и размер. «Что такой длины? Ширины? Высоты?». Программное содержание: учить детей обращать внимание не только на общую величину предмета, но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту. «Чья команда быстрее построит?». Программное содержание: строить в команде, помогать друг другу; развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук. «Построй по схеме». Программное содержание: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы. «Есть у тебя или нет?». Программное содержание: учить детей узнавать знакомые по форме предметы на ощупь. «Где твой дом?». Программное содержание: развитие осмысленного восприятия формы геометрически фигур; узнавание формы фигуры только с помощью зрительного анализатора. «Разрежь и сложи». Программное содержание: развитие воображения и логического мышления детей. «Конструирование по схеме». Программное содержание: развитие логического мышления детей. "Конструируем из палочек". Программное содержание: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. «Создай схему». Программное содержание: развитие логического мышления дошкольников. «Построй по модели». Программное содержание: учить детей строить конструкции по готовой модели.
3. Чтение стихов про конструирование.
Мы с большим строительным конструктором
Каждый день играем неизменно,
Строим стену очень-очень длинную,
И над нею - башню непременно!
Строительный набор пластмассовый крупный
Дом самостоятельно строим замечательно!
Есть строительный набор крупный, примечательный!
Есть конструктор из металла.
Мы охотно соберём
Кран подъёмный, самокат,
Вертолёт, машинку, дом.
Кубики деревянные
Зелёные, желтые, синие, красные,
Кубики из дерева тёплые, разные,
Они - любимые игрушки у ребят
И никогда без дела не лежат!
Конструктор средний пластмассовый
Лёгкий, яркий, разноцветный
Позволяет нам собрать
Дом, гараж, забор у дома;
Внутри поставить стол, кровать.
Конструктор из липучек
Мы полоски из липучки возьмём,
И легко из них узор соберём.
А ещё из них получится грибок,
Бабочка, цветочек - огонёк,
Стрекоза, жучок-паучок,
Заяц, ёжик или колобок.
Природный и бросовый материал
А здесь лежат киндеры, трубочки, крышки,
Коробочки и разноцветные шишки!
Орехи – каштаны сложили сюда,
Ну, словом, здесь всё для ручного труда!
Пластмассовая мозаика
Мозаику цветную
Все дети обожают,
В грибы, цветы и ягоды
Быстро превращают.
Пазлы быстро собираем
Всем на удивленье.
Картины получаются -
Просто загляденье!
Лего разный есть у нас,
Этот Лего - просто класс!
«Станция железнодорожная»,
«Пиратский корабль» есть,
«Цирк» весёлый и «Зоопарк»,
Плюсов Лего не перечесть!
С ним мы с удовольствием играем,
Мелкую моторику развиваем!
4. Сюжетно – ролевые игры «Мы строители». Цель: развивать интерес к строительным профессиям. «Мебельная фабрика» (с конструктором ЛЕГО). Цель: учить детей передавать игровые действия в соответствии с сюжетом игры. Развивать творческие способности, воображение, желание доводить свою работу до конца. "Строители". Цель: познакомить детей с профессиями строителей.
5. . Домашнее задание: собрать любую модель из разных видов конструктора.
6. Оформление выставки «Наши любимые постройки из конструктора».
7. Фотоальбом по итогам проекта.
8. Конкурс детских работ совместно с родителями по конструированию.
9. Обогащение центра «Конструирования» (конспекты, презентации; технологические карты, карты-схемы построек, атрибуты для занятий)