Юлия Дорохова
Краткосрочный проект «Августовские спасы» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«АВГУСТОВСКИЕ СПАСЫ»
Паспорт проекта
Тип проекта : среднесрочный (14.08.23 – 30.08.2023 г)
Вид проекта : игровой, информационно-творческий
Участники проекта : дети и воспитатели группы
Публикация «Краткосрочный проект „Августовские спасы“ для дошкольников» размещена в разделах
Актуальность проекта
В последние годы отмечается проблема снижения компетентности родителей в вопросах духовного воспитания на базе традиций православной культуры.
В настоящее время остро встал вопрос о безнравственности и бездуховности подрастающего поколения. Чтобы этого не произошло, необходимо с самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т. е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в конвенции о правах ребенка.
Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес. Нравственно - патриотическое воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными, а у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.
Очевидно, что без нравственности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что патриотизм и нравственность воспитывать необходимо через русскую народную культуру и традиции, на материале истории нашего народа.
Необходимо, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю семьи, страны, любил свою Родину. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении её ценностями, необходимо сформировать основу для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.
Данный проект позволяет познакомить детей с народными праздниками «Медовым Спасом», «Яблочным Спасом» и «Ореховым Спасом» с обрядами и обычаями празднования русского народа.
Цель: Познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа.
Задачи:
1. Знакомить детей с праздниками Медовый, Яблочный и Ореховый Спас и его традициями.
2. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями.
3. Активизировать познавательную деятельность детей путем приобщения к истории и культуре русского народа.
4. Воспитывать любовь к родному краю, к русским традициям.
5. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах
деятельности, побуждать детей к проявлению творчества.
6. Развитие восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
7. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).
Проблема: дети в недостаточной степени имеют представления о православных праздниках: трех Спасах.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
• Поисковая работа по подбору дидактических, иллюстративного, литературного, аудио и видео материала.
• Подготовка материалов для организации творческой, театрализованной деятельности детей.
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Формы работы с детьми:
1. «МЕДОВЙ СПАС» :
• Сюжетно-ролевые игры: «Пасека»; игровой сюжет «Идём на пасеку»; «Пчелиная семья»;
• Ситуации общения: «Зачем нужны пчёлы?», «Откуда берётся мёд?», «Зачем нужен мёд?».
• Беседы: «Правила поведения на пасеке», «Пчелка — трудолюбивое насекомое», «Мед – источник здоровья и красоты»
• Дидактическая игра: «Жалящие насекомые», «Пчёлы и цветы», «Что лишнее?».
• Просмотр мультфильма «Пчёлка Майя»
• Чтение художественной литературы: «Сказка о весёлой пчёлке», «Золотая пчёлка», народные сказки о пчелах.
• Пальчиковые игры: «Пчелки не ёлке», «Цветочек», «Пчела».
• Подвижная игра «Медведь и пчёлы», «Поймай пчел», «Рассади пчёл по ульям»
• Рисование.
2. «ЯБЛОЧНЫЙ СПАС»
• Беседы о плоде яблони – яблоке, «Лето уходит, яблочный спас приходит!»,
• Дидактическая игра «Чудесный мешочек»,
• Подвижная народная игра «Ходит яблочко по кругу», «Поймай яблоко», «Яблочная карусель», «Собери яблоки по цвету»,
• Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди»,
• Игры - забавы: «Пронеси яблочки в тарелочке», «Перенеси яблоко в ложке в лукошко»,
• Просмотр мультфильма по сказке Сутеева «Мешок яблок»
• Решение проблемных ситуаций: У тебя гора яблок. Что ты будешь с ними делать? Яблоко не вмещается в рот. Как поступить?
• Разгадывание загадок о яблоке, яблоне,
• Разучивание стихов, пословиц, поговорок, народных примет о яблоке, яблоне, «Яблочном Спасе»,
• Аппликация.
3. «ОРЕХОВЫЙ СПАС»
• Беседа «Ореховый спас»,
• Игра «Разбери орех»,
• Дидактическая игра «Чудесный мешочек»,
• Разучивание стихов, пословиц, поговорок,
• Хороводные игры: «Каравай», «Пойду ль я, выйду ль я…»
• Рисование, аппликация, конструирование, лепка.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Праздничное чаепитие с пирогами из яблок, орехов; вареньем из яблок, ореховым печеньем.
Ожидаемые результаты по проект :
Для детей:
• расширение знаний о духовных ценностях, традициях, обычаях русского народа;
• расширение знаний о профессиях: механизатор, пекарь, садовник, пасечник;
• развитие творческих способностей детей;
• обогащение словарного запаса детей.
Для педагогов:
• высокий содержательный и организационный уровень проекта;
• новая предметно-развивающая среда.