Елена Половинкина
Краткосрочная программа «Музыка и мы» вокального ансамбля
▼ Скачать + Заказать документы
«Феникс» города Тихорецка
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ГАРМОНИЯ» г. ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю:
педагогического совета МБОУ Директор МБОУ ДОД
ДОД ЦВР «Гармония» г. Тихорецка ЦВР «Гармония» г. Тихорецка
протокол № от А. М. Рязанова ___
от «» 2018 г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
Публикация «Краткосрочная программа „Музыка и мы“ вокального ансамбля» размещена в разделах
«МУЗЫКА И МЫ»
ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ФЕНИКС»
Направленность художественная
Уровень базовый
Рассчитана на детей от 14 до 20 лет
Срок реализации 4 месяца, 36 часов
Половинкина Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
Тихорецк, 2018
Программа
«Музыка и мы»
Программа «Музыка и мы» модифицированная, имеет художественную направленность. В основе ее содержания и структуры лежит освоение обучающимися вокальных певческих навыков. Составлена данная общеразвивающая общеобразовательная программа на основе программы Суязовой Г. А. «Мир вокального искусства».
Цель: гармоничное развитие личности воспитанника средствами эстетического образования, совершенствование в овладении вокально-ансамблевых навыков.
Задачи:
- формирование художественного вкуса;
- развитие музыкального слуха и певческих навыков;
- развитие чувства ритма;
- расширить кругозор воспитанника;
- повышать интерес к вокальному искусству;
- знать правила охраны голоса;
- уметь петь в ансамбле.
Пение является практическим видом деятельности. Вокальное обучение в значительной мере сводится к формированию и совершенствованию практических и профессиональных навыков певческого голосообразования и исполнения художественных произведений. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательных и артикуляционных аппаратов.
Программа рассчитана на возраст от 14 - 20лет.
В программе предусматриваются следующие последовательности и порядок изучения: 4 месяца - 2 часа в неделю, 36 часов.
Срок реализации программы 4 месяца, общим объемом 36 часов.
В результате освоения программы обучающиеся должны приобрести такие навыки: уметь брать дыхание и удерживать его до конца фразы, петь чистым, естественным звуком, правильно формировать гласные и согласные, понимать дирижерские жесты, знать средства музыкальной выразительности, петь чисто и слаженно в унисон, совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Результат обучения оценивается по выступлениям обучающихся, а также по характеру участия обучающихся в концертах и конкурсах.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пение-спутник определённого эмоционального состояния. Поэтому не случайно человек поёт, не случайно испокон веку живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая краткосрочная программа «Музыка и мы» имеет художественную направленность, так как направлена на развитие творческого потенциала ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Программа «Музыка и мы» по своему характеру является развивающе - обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.
Данная программа обобщает достижения предшествующих программ по музыке для внешкольных учреждений и развивает их в связи с особенностями сегодняшнего дня и условиями образования в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы муниципального образования г. Тихорецк.
Составлена данная общеразвивающая общеобразовательная
Краткосрочная программа на основе программы Суязовой Г. А. «Мир вокального искусства». Интересен и используется в практике работы вокального ансамбля «Феникс» многолетний опыт Н. Б. Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М. И. Фрунзе. По методу известного учителя-исследователя В. В. Емельянова работают многие педагоги. По его системе воспитанники ансамбля поют забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития сильного выразительного голоса.
Новизна программы заключается в том, что данная программа может помочь четко организовать работу вокального ансамбля. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях воспитанников и педагога на вокальных занятиях. Допускается творческий импровизированный подход со стороны воспитанников и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введение дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особенно активно в образовательном процессе используются возможности информационных технологий; в процессе обучения используются видеозаписи, которые помогают воспитанникам с интересом освоить изучаемый на занятиях материал; вырабатывается система постоянного контроля состояния здоровья воспитанников.
Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности воспитанников учреждений дополнительного образования. В певческой деятельности самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцом вокальной классической музыки. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, творческого воображения, певческого голоса;
развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения.
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально - творческой деятельности;
умение аналитически сравнивать художественные различные интерпритации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения;
воспитание эмоциональной культуры, интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность:
- обогащение опыта эмоционально - ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Тематическое построение программы позволит объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Цель программы :
Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
Задачи программы :
1. Формирование художественного вкуса.
2. Развитие певческих навыков у воспитанников.
3. Формирование навыков певческой артикуляции.
4. Заложить основы вокально-исполнительской деятельности.
5. Воспитание культуры общения в коллективе.
6. Сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников.
7. Познакомить с творчеством русских и зарубежных композиторов.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям воспитанников, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла; на уроках русского языка - умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определить главное и зависимое слово в сочетании, знание видов
простых предложений и умений соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы - начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства - представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Возраст воспитанников.
В вокальный ансамбль принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает индивидуальную работу по постановке голоса.
Группы комплектуются по возрастному принципу:
- старшая группа - 14-20 лет
Кроме того, возможно создание вспомогательной группы, состоящей из детей разного возраста, которых в течение года подготавливают к участию в концертном составе ансамбля. Такие группы полезны, поскольку позволяют обеспечивать плавное, естественное певческое развитие.
Количество воспитанников в группе зависят от года обучения:
1-й год - 8 человек
Прием в объединение осуществляется по заявлению ребенока. Обязательным требованием к приему является заявление о согласии на обработку персональных данных подростков, что объясняется участием воспитанников объединения в конкурсах различной направленности и уровня.
Разновозрастный состав воспитанников объединения позволяет
реализовать три этапа обучения:
I Этап - развитие мелодического слуха, чувства ритма, устранение характерных недостатков в пении - фальши, грубости звучания, неправильной певческой установки.
II Этап - развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, диапазона. Продолжаются самые разнообразные музыкальные игры. Воспитанники все чаще выступают в роли солистов. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к каждому ребенку с работой в ансамбле. Солистом может быть каждый, кто способен эмоционально и выразительно пропеть небольшой запев. Умение петь в одноголосие и двухголосие с элементами трехголосия. Создание детского эстрадного ансамбля. Участие в концертах, в городских, зональных конкурсах и фестивалях.
III Этап - воспитанники поют уже трехголосные произведения гармонического и полифонического склада; разучивается обширный певческий репертуар, состоящий из произведений современных композиторов, из русской и западной классики, из народных песен. Воспитанники постоянно совершенствуются в овладении вокально - хоровыми навыками. Продолжается работа по развитию музыкального слуха, чувства ритма, голосового аппарата достаточно широкого диапазона. Ансамбль активно выступает в концертах, принимает участие в конкурсах и фестивалях.
Форма и режим занятий.
Общеобразовательная краткосрочная программа рассчитана на 4 месяца обучения.
старшая (концертная) группа-14-20 лет.
Группа занимается 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Всего - 36 занятий, 36 часов.
Занятие - беседа, на котором излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются музыкальными примерами, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых дети разучивают песни современных композиторов и композиторов - классиков.
Занятие - репетиция, на котором отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Занятие - концерт проводится для гостей, педагогов, воспитанников.
Занятие выездное, участие в концертах, фестивалях, праздниках, посещение музеев и выставок.
Каждое занятие строится по схеме:
1 артикуляционная гимнастика;
2 дыхательная гимнастика;
3 распевание;
4 пение скороговорок, вокализов;
5 работа над произведением;
6 анализ занятия;
Все этапы занятия постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.
Для отслеживания результативности обучения по данной программе предполагается использование следующих методов:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, опросов;
- мониторинг образовательной деятельности обучающихся: ведение и наполнение портфолио, выполнение творческих заданий.
К основным формам подведения итогов реализации программы относятся :
- участие обучающихся в различных городских, районных, зональных, краевых
мероприятиях художественной направленности;
- участие обучающихся во всезоюзных, международных конкурсах;
- открытые занятия;
- ведение портфолио обучающихся;
- подготовка к отчетному концерту - года.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема занятий
Общее
кол-во
часов
Из них
теория
практика
I
Введение
1
1
1.1
Введение в предмет. Цели и задачи вокального коллектива.
1
1
II
Вокально-хоровая работа
30
7
23
2.1
Прослушивание голосов.
1
1
2.2
Певческая установка. Дыхание.
2
1
1
2.3
Дирижерские жесты
2
1
1
2.4
Распевание
6
1
5
2.5
Вокальная позиция
1
1
2.6
Звуковедение
2
1
1
2.7
Дикция
2
1
1
2.8
Унисон
2
1
1
2.9
Двухголосие
2
1
1
2.10
Работа с солистами
6
6
2.11
Сводные репетиции
4
4
І
Музыкально- теоретическая подготовка
2
1
1
3.1
Основы музыкальной грамоты
1
1
3.2
Развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти, чувства ритма
1
1
IV
Теоретико-аналитическая работа
2
2
4.1
Беседа о гигиене певческого голоса
1
1
4.2
Беседа о творчестве композиторов классиков
1
1
v
Подготовка к концертно-исполнительской
деятельности
1
1
5.1
Формирование сценической культуры.
1
1
ИТОГО:
36
11
25
Содержание программы
«Музыка и мы»
№
п/п
Тема
Теория
Практика
1
2
Вводное занятие.
Т. Б.
Введение в предмет.
Объяснение целей и
задач вокального круж
ка. Изучение правил
безопасности в каби -
нете музыки.
Знакомство. Индивидуальные прослушивания
обучающихся.
Вокально-хоровая работа
3
Прослушивание голосов.
Охрана голоса. Голос
нуждается в бережном к нему отношении.
Голос хорошо звучит
только тогда, когда пе-
вец здоров, бодр и в
хорошем настроении.
Проба попевок в удобном
регистре в спокойном темпе,
не напрягая гортань, не
расслабляя нижнюю челюсть, голову держать пря-
мо не опуская вниз и не за-
прокидывая назад.
4
Певческая установка.
Дыхание.
Общие понятия стро-
ения голосового аппа-
рата, дыхательной сис-
темы.
Дыхательные упр. по системе А. Н. Стрельниковой.
Разучивание припевок, счи-
талок, дразнилок. Распевки
с упражнениями на дыхание.
5
Дирижерские жесты.
Знакомство детей с ди-
рижерскими жестами
и их значением: внимание, дыхание,
вступление, снятие,
дирижерские схемы
2/4, 3/4, 4/4.
При освоении детьми дирижерских жестов можно
позволить детям принять
участие в эпизоде занятия
под названием (замени
педагога). Все желающие
проводят покуплетное
дирижирование.
6
Распевание.
Рассказ о распеваниях
и специальных упр. для развития дыхания,
гибкости голоса, ров-
ности звучания по тембру.
Показы упражнений, их ра-
зучивание и впевание. Контроль за качеством их ис-
полнения. Каждое упр. дол-
жно транспонироваться пос-
тепенно по полутонам вверх,
доводиться до верхних нот
диапазона и возвращаться
обратно.
7
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную
вокальную позицию,
подготавливая (место)
для звука: мягкое небо приподнимается, образуя звуковой (ку-
пол, язык уплощает-ся, нижняя челюсть
свободно опускается.
Показ-исполнение упр. для
освобождения нижней челюсти: дай, май, бай. Для
активизации языка и губ по-
ются упр. на слоги: бри, брэ,
бра, бро, бру.
8
Звуковедение.
В основу звукообразования ле-
жат: связное пение, ак-
тивная подача звука, выработка высокого,
головного звучания.
Распевание упр. закрытым ртом звука (м). Учить пра-
вильному формированию
гласных и согласных звуков.
9
Дикция.
Развитие дикции-рабо-
та над четким произ-
ношением слов во вре-
мя пения.
Разучивание скороговорок,
припевок, простых мелодий.
10
Унисон.
При работе над унисо-
ном, дети должны петь
звук и, внимательно
вслушиваясь в общее
звучание, стараясь
слиться со всеми голо-
сами в унисон по вы-
соте, силе и тембру.
Упражнения и попевки на выработку
чистого унисона (выравнивание, подстраива-
ние всех голосов по силе и
высоте звука).
11
Двухголосие
Петь двухголосие - это
значит развивать у де -
тей музыкальную во-
сприимчивость, то
есть умение слушать и
слышать, сознательно
воспринимать песен-
ный материал.
Элементы двухголосия -
пение канонов, гармоничес-
ких интервалов, народных
песен: ,Со вьюном я хожу,
,А я по лугу, и т. д.
12
Работа с солистами
Подготовка вокально-
го аппарата, упр. для
вокалистов, упр. на
формирование ощуще-
ний резонаторов.
Упр. основаны на «мычании», интонирование
на звуке «м», упр. на удар-
ные слоги «да», «до», «ду»
упр. в октаву, упр. на слог
«на»
13
Сводные репетиции.
Освоение сценических
навыков, работа над
мимикой, движениями
рук, учимся,пропус -
кать музыку через се-бя.
Распевка. Работа над дыханием, над пением без
напряжения, над чистым
пением, прикрытым звуком,
с хорошей дикцией
Музыкально-
теоретическая подготовка
14
Основы музыкальной
грамоты
Знать название звуков
и их расположение на
нотном стане в скрипичном ключе
(первая, вторая октавы, определение
в песнях фразы, в них
запев и припев. Разли-
чать динамические и
темповые обозначения
Петь звукоряд до первой
октавы- до второй октавы
с названием и без названия
звуков. Петь мажорное трез-
вучие, различать высокие и
низкие звуки, петь от заданного звука тон и полу -
тон в восходящем и нисхо -
дящем порядке. Различать
ударные и безударные доли
такта.
15
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упр.
по выработке точного
воспроизведения мелодии, для улучше -
ния чистоты интони-
рования на одном зву-
ке, на слог «лю», на
группу слогов «ля»,
«ле», «лю».
Упр. на высоту звука с ис-
пользованием игрового при-
ема, сопровождая пение дви-
жением руки вверх, вниз:
- выше слоги (динь-динь);
- чуть ниже (дон-дон);
- еще ниже (дон-дон).
16
Развитие чувства ритма.
В формировании мтероритмического
чувства у воспитан -
ников сохраняется опора на использова -
ние двигательных на-
выков.
Пение песен с прохлопыва -
нием ритмического рисун-
ка, исполнение ритмических
остинатных фраз под акком-
панемент педагога, ритмическая импровизация
с использованием ударных
инструментов.
Теорико-аналитическая
работа
17
Беседа о гигиене певческого
голоса.
Охрана жизни детей
является частью творческого процесса.
Беседа с детьми о соб-
людении правил лич-
ной гигиены: о гигие-
не певческого голоса,
о физиологических и
вокальных особенно -
стях детского голоса.
Пение начинается с артику -
ляционной гимнастики, упр.
для разминки артикуляционного аппарата,
используются пальчиковые
игры, с их помощью у детей
интенсивно происходит ре-
чевое развитие.
18
Беседа о творчестве
композиторов классиков
Беседа о творчестве
русского композитора
П. И. Чайковского, краткий рассказ о его
музыкальных произведениях.
Слушание музыкальных
произведений
П. И. Чайковского.
19
Народное творчество
Тема беседы — народ-
ное творчество как основополагающее
звено любой культуры.
Создание народной песни, условия ее су-
ществования, особая
манера исполнения -
все это должен знать
молодой певец.
Распевка, исполнение песен:
«Со вьюном я хожу»,
«Веснянка», «А я по лугу»
и т. д.
20
Беседа о творчестве
современных композиторов
Беседа о творчестве
композиторов - песен-ников.
Прослушивание ярких об-
разцов песенной культуры
лучшими исполнителями.
21
Просмотр видеозаписи
детей на вокальных
конкурсах.
Просмотр
видеозаписи
Обсуждение
Анализ
Подготовка к концертно-
исполнительской
деятельности
22
Формирование сценической
культуры.
Конкурсы разного
уровня, участие в раз-личных мероприятиях,
в мероприятиях Центра.
Освоение сценических навыков. Работа над мимикой,
движениями рук, работа с мик-рофоном, поведение на сцене,
сценический костюм, вокаль- ная маска.
Методическое обеспечение образовательной программы
№
п/п
Название темы
Форма
занятия
Приемы и методы
организации
учебно-воспитательного
процесса
Техническое
оснащение
Форма
проведения
итогов
1
Введение.
Беседа
Словесный
Фортепиано
Наблюдение
педагога
2
Т. Б.
Беседа по Т. Б.
Словесный
Опрос
Вокально-хоровая
работа
3
Прослушивание
голосов
Практи-ческое
Демонстрацион
Фортепиано
Наблюдение
педагога
4
Певческая установка.
Дыхание.
Практи-ческое
занятие
Пение.
Упражнения
на дыхание.
Фортепиано
Наблюдение
педагога
5
Дирижерские жесты
Занятие-игра
Пение. Приемы
дирижерских жестов.
Фортепиано
Опрос
6
Распевание
Практи-ческое
занятие.
Пение вокальных упражнений.
Фортепиано
Наблюдение
педагога
7
Вокальная позиция
Практи-ческое
занятие.
Исполнение
вокальных
упражнений
Фортепиано
Наблюдение
педагога
8
Звуковедение
Практи- ческое
Вокальные упражнения.
Фортепиано
Наблюдение
педагога
9
Дикция
Комбинированное
занятие
Четкое произношение
текста, пение.
Фортепиано
Наблюдение
педагога
10
Унисон
Практи-ческое
занятие
Вокальные
упражнения.
Фортепиано
Обсуждение
с детьми
11
Двухголосие
Практи-ческое
Вокальные
упражнения
Фортепиано
Обсуждение
с детьми
12
Работа с солистами
Практи-ческое
занятие
Вокальные
упражнения
Фортепиано
Магнитофон
Анализ
педагогом
13
Сводные репетиции
Практи-ческое
Вокальные
упражнения
Фортепиано
Магнитофон
Анализ
педагогом
Музыкально- Теоретическая
одготовка
14
Основы муз. грамоты
Занятие-
игра
Демонстрацион
Фортепиано
Наблюдение
педагога
15
Развитие муз. слуха,
Муз. памяти.
Практи-ческое
занятие
Исполнение вокальных
упражнений.
Фортепиано
Наблюдение
педагога
16
Развитие чувства
ритма
Практи-ческое
Словесный.
Ложки,
аккордеон,
Анализ
педагогом
Торетико-
аналитическая
работа
17
Беседа о гигиене
певческого голоса.
Беседа
Словесный.
Фортепиано
Обсуждение
с детьми
18
Беседа о творчестве
композиторов
Беседа
Словесный.
Ноутбук,
диски
Опрос
19
Народное творчество.
Беседа
Словесный.
Аккордеон,
ложки,
бубен
Анализ
педагогом
20
Беседа о творчестве
современных
композиторов.
Беседа
Словесный.
Ноутбук,
диски
Анализ
педагогом
21
Просмотр видеозаписи
выступления детей
на вокальных
конкурсах.
Беседа
Словесный.
Ноутбук,
диски
Обсуждение
с детьми
Концертно-
исполнительская
деятельность
22
Открытый урок для
родителей
Творчес-кая
мастеская
Игровой.
Магнитофон,
фортепиано,
наглядные
пособия
Анализ
педагогом
23
Праздники,
выступления
Пение, исполнение
песен
Музыкаль -
ный центр
Анализ
концерта
24
Экскурсии, концерты,
спектакли
Практи-ческое
занятие
Исполнительские
средства
искусства
Электро-
аппаратура
Обсуждение
с детьми
Материально-техническое обеспечение
Для занятий необходимо помещение, оборудованное по соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенное удобной мебелью:
стулья - 14штук;
стол - 1штука;
Занятия проводятся в учебном кабинете и в актовом зале со следующими техническими средствами:
1. Фортепиано;
2. Магнитофон;
3. Аккордеон;
4. Зеркало;
5. Шумовые инструменты (ложки, бубны, ксилофон);
6. Нотный материал;
7. Записи аудио, формат СД, МДЗ;
8. Микрофоны;
9. Записи выступлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература :
1. ГонтаренкоН. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства - Ростов- на-Дону: Феникс, 2006г. - 155с.
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединение «Вокальное пение», /составитель Кулькова Н. Б. (опубликовано 02.09.2013г.
https://moudodfortuna.ru/school-life/vok.ph.)
3. Суязова Г. А. Мир вокального искусства. - Волгоград, Учитель -2009 - 136 с.
4. Швецова Н. А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития детей «Эстрадное пение», (опубликовано 29.04.2015г. https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/04/29/
Методическая литература для детей и родителей :
1. Великович Э. И. Музыкальные путешествия в историях и картинках. - Россия, Санкт-Петербург: Книги в дом -2013г. -288с: ил. 170
2. Римко О. Д. Первое музыкальное путешествие. - Издательство: Белый город, 2014.- 144с.