Ольга Молчанова
Краткое пояснение к программе по оздоровлению и формированию ЗОЖ «Наш маршрут — здоровье!»
▼ Скачать + Заказать документы
В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия питания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства.
Публикация «Краткое пояснение к программе по оздоровлению и формированию ЗОЖ „Наш маршрут — здоровье!“» размещена в разделах
Сохранение здоровья детей постоянно волнует специалистов в области дошкольного и школьного образования, в ее решении принимают непосредственное участие воспитатели, логопеды, психологи, специалисты других профессий. В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологии, питания, общее состояние социальной среды.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием – 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья. Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в МБДОУ Баргузинский детский сад «Соболенок».
1 мл. гр. 2 мл. гр. ср. гр. старш. гр. подг. гр. ГКП всего
1 количество детей 25 29 27 27 27 17 152
2 -мальчики 12 15 15 13 10 11 76
-девочки 13 14 12 14 17 7 76
3 Группа здоровья : I 6 5 1 3 2 3 20
II 18 23 25 23 25 13 127
III 0 0 1 1 0 1 3
IV (V) 1 1 0 0 0 0 2
4 Дети инвалиды 1 1 1 0 0 0 3
Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в МБДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее надо на всех уровнях общества.
Работа сегодня детского сада должна быть ориентирована на сохранение и укрепление здоровья детей, и она может считаться полноценной и эффективной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Осуществление здоровьесберегающей деятельности в воспитательно- образовательном процессе является основным требованием к дошкольному образовательному учреждению.
Образование сегодня должно быть здоровьетворящим, направленным на формирование личности, здоровой духовно и физически, развитой интеллектуально и обладающей необходимыми для этих целей знаниями и навыками, типом поведения и образом мышления. Развитие культуры здорового образа жизни сегодня является одной из основных социальных потребностей детей и родителей. В результате этого в нашем детском саду была разработана программа «Наш маршрут – здоровье!». Программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей. Данная программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами МБДОУ содержания образования и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе, как традиционные методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ :
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов;
- научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации, наработанный опыт в МБДОУ);
- конкурентное преимущество МБДОУ по физкультурно – оздоровительной работе;
- материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
- комплексная оценка здоровья дошкольников ( анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);
- анализ результатов физической подготовленности детей; - характеристика физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая программу мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Для выработки концептуальной модели деятельности по здоровьесбережению нами изучено стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей, ряд нормативно-правовых документов. Это законы:
-Российской Федерации «Об образовании»;
-«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
-указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации»;
-«Конвенция о правах ребёнка» и другие.
Учтены локальные акты, регулирующие деятельность МБДОУ по вопросам физического воспитания, такие как:
-Основная общеобразовательная программа;
-инструктажи;
-правила внутреннего трудового распорядка;
-должностные инструкции специалистов;
-приказ об утверждении графика работы специалистов;
-договор со специалистами;
-договоры с социальными партнёрами.
Реализация оздоровительной программы МБДОУ – это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физическиформирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
В разработке программы мы исходили из того, что здоровье ребенка – это его полноценное существование одновременно в трех планах – телесном, психическом и социальном. Здоровье – это основной жизненный ресурс ребенка.