Дефектолог
Краткая система обследования ребёнка-школьника
▼ Скачать + Заказать документы
Для предупреждения появления нарушений письма и чтения как вторичного дефекта по отношению к устной речи, а также недопущения отставания в усвоении программного материала по родному языку, необходимо своевременно выявлять среди учащихся детей тех, кто имеет речевые патологии, правильно квалифицировать имеющиеся дефекты устной речи и организовать коррекционное обучение для нейтрализации данных дефектов.
Публикация «Краткая система обследования ребёнка-школьника» размещена в разделах
В образовательных школах с такими детьми специалисты знакомятся в процессе обследования школьников в начале учебного года с 1 по 15 сентября, и на приёмных комиссиях, которые обычно проводятся в апреле или мае.
В процессе обследования обязательна фиксация состояния речевой деятельности в целом и составляющих её компонентов: произношение, словарь, грамматический строй и прочие индивидуальные речевые особенности.
Фиксация состояния и сформированности речевой системы и её компонентов необходима для определения и выявления следующих стадий:
1. Проявление дефектов речи лишь в рамках произношения.
2. Распространение дефектов речи на всю звуковую сторону речи: звукопроизношение и фонематические процессы.
3. Проявление дефектов в основных компонентах речевой системы : звуковая сторона речи и лексико-грамматический строй.
Фиксирование состояния речевой деятельности необходимо проводить в чё тком и подробном прописывании особенностей и нарушений в протоколе: звукопроизношение – побуквенная запись в протокол, тип/характер нарушения – искажение звуков ( например: с – межзубное, ш – нижнее, р - велярное, замена звуков ( например: с=ш, р=л, б=п, ч=т, смешение звуков ( например: с-ш, з-с, р-л, ч-с, и так далее.
Дефекты произношения могут сильно влиять на общую картину нарушения устной речи, поэтому необходимо сопоставлять характер недостатков произношения с уровнем развития других компонентов речевой системы.
На основе всех данных специалисты должны сделать выводы, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельными или данные нарушения – одно из проявлений более сложного речевого нарушения.