Ольга Павлова
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Коренные народы Кузбасса»
▼ Скачать
Конспект занятия в подготовительной группе
«Коренные народы Кузбасса» (краеведение)
Цель: Знакомство детей с историей коренных народов Кузбасса. Формирование интереса к культуре, традициям, фольклору народов родного края.
Задачи:
-Формировать у детей желание узнать больше о культуре, традициях своего народа, через игровую деятельность;
-Знакомство с фольклором родного края посредством театрализованной деятельности;
Публикация «Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе „Коренные народы Кузбасса“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
-Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового;
-Воспитывать у детей бережное отношение к культурному наследию родного края;
-Способствовать формированию патриотических чувств к родному краю.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Народы Кузбасса»
Оборудование: Доска, проектор, компьютер, настольная игра «Лото», художественная литература, ленты, музыкальное сопровождение, карта Кемеровской области, ветка дерева из бросового материала.
Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный этап:
Звучит отрывок песни «Родина моя» (гр. Непоседы) :Я, ты, он, она -Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы» - Сто тысяч «я»! Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых, В городах и селах.
(Дети сидят на стульчиках в кругу на ковре)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы наше занятие начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете?
О Родине….
-Чему будет посвящено наше занятие?
-Мы будем говорить о Родине.
-Ребята, кто знает, что значит выражение патриот своей Родины?
Это тот, кто любит свою Родину.
-Что нужно человеку, чтобы стать настоящим патриотом?
Любить родину.
-Правильно ребята, для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше.
-А сегодня мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край, об их обычаях и традициях.
2. Основной этап:
-А знаете ли вы, как по- другому называют Кузбасс?
-Да, Кемеровская область, кузнецкий край, жемчужина Сибири.
(1 слайд -карта Кемеровской области). -Кемеровская область.
Рассматривание 1 слайда.
-Если посмотреть внимательно на карту Кемеровской области мы увидим много населенных пунктов: более 20 крупных городов, поселков, деревень. -Работа с картой (дети стоят у карты)
-А какой главный город в нашей области?
-Главный город нашей области?
-Правильно, город Кемерово (показ на карте город Кемерово) -Кемерово
Смотрят где находятся город Кемерово
-Кто проживает в этом городе? -Кемеровчане
-Да, в городе Кемерово проживают кемеровчане.
Давайте поиграем в игру
«Назови жителей»
Педагог на карте Кемеровской области показывает город, называет его, а ребёнок отвечает, кто проживает в нем.
В Прокопьевске….
в Осинниках…
в Белово…
в Мариинске….
в Таштаголе…. - Дети наблюдают за действиями педагога.
-прокопчане
-осинниковцы
-беловчане
-мариинцы
-таштогольцы
-Каждый город нашей области очень важен.
Например: Таштагол - это центр Горной Шории и именно оттуда начинается история рождения родного края.
-С давних пор на территории Кемеровской области, в Горной Шории живут такие народы - шорцы и телеуты.
Это первые жители нашего края, которые были охотниками и рыболовами, собирали плоды и коренья, занимались земледелием, пчеловодством.
-Русские люди называли шорцев «кузнецами» за их умение плавить железо и делать оружие и орудия труда. От них и пошло название - нашей малой родины -Кузнецкая земля.
-Коренные народы Кузбасса были очень трудолюбивые и для своей деятельности они придумали и изготовили различные предметы. Рассматривают 2 слайд- коренные народы
-Предлагаю вам поиграть в игру «Игра «Лото»
-А предметы изображены на карточках. И вы должны выбрать карточки с изображением предметов необходимых для того или иного вида деятельности коренного народа. (Скажите, чем занимался данный коренной житель, и что необходимо для его труда.)
Земледельцы – (пахали землю, а для работы нужна была лошадь, земля семена)
Рыболовы – (ловили рыбу, и для этого необходима удочка)
Охотники – (охотились на крупного зверя)
Кузнецы – (ковали железо)
Пчеловоды – (ухаживали и разводили пчел)
Животноводы –(разводили животных)
Рассматривают3 слайд-земледельцы, рыболовы, охотники, пчеловоды, животноводы, кузнецы
Пахали землю
Ловили рыбу
Охотились
Ковали железо
Разводили пчел
Разводили животных
-Ребята, как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей друг от друга?
-Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.
Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером. Рассматривают 4-5 слайды (одежда, праздники, музыкальные инструменты, кухня)
-А еще у разных народов и обычаи разные! Так у телеутов были куклы хранители.
-Кукол хранили в семьях, чтобы охранять беременных женщин и детей.
-А вот так выглядели эти куклы?
-А еще у каждого народа есть свои любимые сказки. Рассматривают 6 слайд-кукла хранитель
Рассматривают иллюстрации в книжках
Физминутка.
-А музыка у народов Кузбасса тоже очень разная. Давайте с вами послушаем телеутскую народную песню и русскую народную и даже станцуем!
-Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру
Повторяют движения за воспитателем, под музыку.
Игра «Золотые ворота»
Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После того, как заканчивается песня они опускают руку, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами». Выполняют движение согласно словам воспитателя.
3. Заключительный этап:
-Вот сколько мы вспомнили и узнали о земле Кузнецкой, но на прощание ещё об одной традиции коренного шорского народа : для того, чтобы вернуться в какое-то место обратно, следует повязать ленточку на ветку дерева, т. е. оставить о себе память. (Дети повязывают на березку ленточку).
-Предлагаю вам ребята последовать этой доброй традиции, но выбрать яркую ленту если понравилось наша встреча, и темную ленту если было скучно. - Обратите внимание на наше дерево, каким нарядным оно стало и ни одной темной ленточки. Значит. Мы с вами сегодня прекрасно поиграли, пообщались.
- А на прощанье мы не станем говорить «До свиданья». А почему?
В языке телеутов, коренных жителей Земли Кузнецкой, нет слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И мы вам говорим: «Приходите в гости!» чтобы поиграть, поговорить узнать новое о нашей малой родине. Рассматривают 7 слайд- ленточки на березе.
Повязывают ленты, в заранее подготовленную ветку березы (из бросового материала)
Рассматривают ветку и делают анализы занятия.
Повторяют вместе с воспитателем
«Приходите в гости!»