Раденкова Галина Викторовна
Краеведческая работа как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких
десятилетий, так воспитатель должен
заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Краеведческая работа как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
В основе существования и развития любого общества лежит духовный стержень, который основывается на чувстве патриотизма, чувстве любви, уважения к своим предкам, к традициям своего народа, к истории и культуре родного края, любви к своей Родине. В настоящее время мы столкнулись с тем, что дети практически не получают тех знаний на которых раньше воспитывались их сверстники. Они мало интересуются историей родного края и страны в целом, не знают традиций, которые складывались из поколения в поколение в их семьях. Это прежде всего связано с тем, что дети не получают должного воспитания в семье. Нынешние родители зачастую сами не интересуются прошлым своей семьи, историей родного края и не считают важным вести соответствующую работу с детьми. Поэтому задача современного общества приложить все усилия для создания среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, его гармоничного развития. Как мы хорошо знаем, воспитание начинается с раннего детства. То, что мы заложим в ребёнке с самого рождения, какие знания и навыки он получит, с тем он пойдёт во взрослую жизнь. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является духовно-нравственное и патриотического воспитание подрастающего поколения.
В новых ФГОС в содержании дошкольного образования задачи нравственно-патриотического воспитания направлены на формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоциональной отзывчивости и реализуется через социально – коммуникативное и познавательное развитие. Духовно-нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Поэтому, краеведение лучше других отраслей способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию нравственного сознания.
Краеведение – это своеобразный «родительский сундучок». Это – совокупность наследства, оставленного нам предками. Это – живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, его вековая культура. Это – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, но и беречь, развивая и распространяя ее среди потомков.
Детское краеведение не может не заинтересовать воспитателей, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.
Цель моей педагогической работы – зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре; воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.
В краеведческой работе с детьми младшего дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:
1. Сформировать первичные представления о себе и своей семье.
2. Дать первые представления о родном поселке.
3. Развить умение понимать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе.
4. Воспитать уважение к труду взрослых.
Основными и наиболее эффективными методами и приёмами работы с детьми дошкольного возраста по краеведению являются :
- словесные: беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;
- наглядные: экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;
- практические: ручной труд, дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок, выпуск газет, проектная деятельность.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.
Как уже говорилось ранее, основные задачи по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию реализуются на занятиях по социально-коммуникативному и познавательному развитию. Именно на этих занятиях закладывается фундамент для успешного освоения детьми краеведческого материала и дальнейшего применения его на практике.
С детьми проводятся беседы: «Я и моё окружение», «Самая любимая мамочка моя», «Моя семья», цель которых сформировать представление о себе, о своей родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств, своей семьи; «Что ты знаешь о родном посёлке?», «Как узнать, что человек любит свой родной посёлок?», «Мои любимые места отдыха?», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», на которых дети знакомятся с историей родного края, рассуждают о том, что им нравиться в облике посёлка, что бы они хотели изменить, рассказывают, как и с кем они проводят свободное время, делятся эмоциями и впечатлениями.
«Почему болеют растения?», «Что на свете всех милее», «Красная книга Орловского края», «Животный мир моей родины», дети знакомятся с животным и растительным миром родного края, с его разнообразием и красотой.
Знания и представления о жизни людей в нашем посё лке дети получают на таких занятиях как: «Транспорт нашего города», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны», «Профессии моих родителей», «Знакомство с детским садом», «Знакомство с трудом дворника (повара, помощника воспитателя)». Это даёт детям представление о многообразии профессий, об обязанностях взрослых, работающих в этих профессиях, учит детей проявлять любовь к труду взрослых, учит ценить людей, которые его окружают.
Представления о жизни людей в нашем городе дети так же получают во время краеведческих играх, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, географии, природе, культуре родного края. Например: «Найди свой герб».
Цель: научить узнавать герб села (района, округа); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
«Собери герб».
Цель: закрепить знания о символике; развивать мелкую моторику. «Угадай национальный костюм
Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма и национальных костюмов народов родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.
Игры такого характера знакомят детей с символикой родного посёлка, учат находить её среди других символов.
«Красный огонек».
Цель: закрепить знания о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
«Знаешь ли ты?».
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.
Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях беседах. Во все времена года дети бывают в парке, в лесу. Здесь дети все видят, имеют возможность ко всему прикоснуться. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразие мира птиц.
Но не стоит забывать и о других видах детской деятельности. Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей оформляются в форме тематических выставок.
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии в пожарную часть, школу, на стадион помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений города, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях родного городка.
Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно». Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.
Такая форма работы, как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о людях, проживающих в нем. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.
Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Особое место в нашей работе отводится созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен уголок патриотического воспитания и родного края, где находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с областью, городом, районом, карта государства, символика города и страны, иллюстрированные журналы предприятий города, книга «Память», дидактические игры, а так же материалы для ознакомления с родной страной.
Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к культуре, помогает знакомить детей с окружающим миром. Перед детьми открываются двери в прошлое родного города, края, в мир великого подвига, связанного с Великой Отечественной войной, в мир традиций нашего района, истории его жителей.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.
Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома.
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды, так называемых – центров краеведения, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному селу, краю, стране.