Елена Гусак
Коспект интегрированного занятия по ПДД «Наша улица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Составила:
воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 7»
Гусак Елена Леонидовна
Образовательная область: «Безопасность»
Тема : «Наша улица»
Возрастная группа: подготовительная
Проблема: «Как избежать опасностей на улице»
Игровая мотивация : Поможем малышам, понять, что такое «улица» ?
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.
Задачи интегрированных образовательных областей:
«Безопасность» - Закрепить правила дорожного движения, представления о работе светофора, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.
«Художественное творчество» - Формировать интерес к конструированию. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, развивать мелкую моторику пальцев.
«Познание» - Активизировать мышление детей посредством:
- развития способности к определению задач на основе поставленной проблемы,
- развития у детей способности к созданию задуманного продукта
- совершенствования уровня накопленных практических навыков (создание макета улицы, дополнение его деталями)
- закрепить название геометрических фигур.
«Социализация» - Формировать доброжелательные отношения между детьми, желание делиться и помогать друг другу.
«Коммуникация» - Закрепить в словаре детей – проезжая часть, полоса движения, светофор, сигнал, тротуар, переход, жезл регулировщика. Развивать свободное общение в беседе со взрослым, отвечая на вопросы полными ответами.
«Чтение художественной литературы» - Развивать умение рассказывать стихотворения и соотносить их с движением.
Оборудование: групповая фотография детей (когда они были в младшей группе,картинки с изображением городских улиц, плакаты по ПДД, знаки ПДД, жезл регулировщика, круги диаметром 10 см -красный,зеленый; фуражка, в которой лежат круги диаметром 3 см красный, желтый, зеленый по количеству детей; заготовки: модели зданий-дома, магазины, детский сад и др., светофоры, дорожные знаки; полоски белой бумаги размером 5 см и 1 см; три основы для изготовления макетов улицы (проезжая часть и тротуар, пластилин, клей, мольберт, карандаши.
Предварительная работа:
- в детском саду с воспитателями –наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»; чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»; составление и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»; изготовление светофоров (высотой 10 см, моделей зданий (дома, магазины); коллективная работа-составление альбома «Дорожная азбука»; чтение рассказов К. П. Нефедова «Если очень торопиться», «Откуда взялся автомобиль».
- с родителями – наблюдение за дорожным движением на улице; обсуждение различных ситуаций (наблюдение за тем, как пассажиры выходят и заходят в автобус, где люди переходят дорогу и т. д.); рассматривание и зарисовка дорожных знаков; изготовление дорожных знаков маленького размера (высота 10 см); подбор материала ииллюстраций для оформления своей странички в альбоме «Дорожная безопасность».
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказывать свои решения.
2. Приемы активизации деятельности в процессе занятия : беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физминутка.
3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приемы использования художественног слова, беседы, вопросы к детям, показ иллюстраций.
6. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная
Продуктивная
Игровая
Двигательная
Познавательная
Ожидаемые результаты:
- умение предвидеть и называть потенциальноопасные ситуации на улице,
- проявление эмоциональной отзывчивости,
- развитие свободного общения со взрослыми и со сверстниками,
- активизация мыслительной деятельности детей,
- развитие способности создавать задуманные продукты.
Критерии оценки:
1. Активность
2. Эмоциональность
3. Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации
4. Аргументирование своих высказываний и действий
5. Взаимодействие с участниками занятия
Ход занятия:
Воспитатель с детьми встают в круг:
Эй! Ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель: Какое у вас настроение стало?
Дети: Хорошее.
Воспитатель: Ребята, у меня сейчас тоже очень хорошее нстроение и я хочу поделиться им с вами. Я покажу вам фотографию. Посмотрите, кто на ней изображен? (показывает группову фотографию, где дети еще маленькие)
Дети: Это мы.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, какие вы были малыши. Когда вы пришли к нам в садик, вы не умели сами одеваться, не умели правильно держать карандаш. Прошло почти три года. Теперь вы очень сильно изменились, подросли и многому научились, много узнали. Захар, скажи, чему ты научился за это время? Лера, что нового и интересного ты узнала в детском саду? (ответы детей) Ребятя, вам нравится ходить вдетский сад? Почему? (ответы детей)
Сейчас мы поиграем в игру. Проводится игра «Встаньте те, кто…». Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, слушают и выполняют задания воспитателя:
- Встаньте те, кто любит играть в машинки?
- Встаньте те, кто приходит в детский сад пешком?
- Встаньте те, кто приезжает в детский сад а автобусе?
- Встаньте те, кого привозят в детский сад на машине?
- Встаньте те, кого сегодня привела мама?
- Встаньте те, кого сегодня привел папа?
- Встаньте те, кто приходит в детский сад один, без взрослых?
Посмотрите, ребята, сейчас вы все сидите, это значит, что все вы приходите в детский сад вместе со взрослыми. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень осторожным, чтобы не случилось беды.
Как же называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать? (ответы детей). Правильно, это –правила дорожного движения. Что мы с вами скажем хором:
«Чтобы никогда не попадать в сложные положения,
Надо знать и соблюдать правила дорожного движения»
Воспитатель: А вы выполняете правила дорожного движения? Давайте мы сейчас это проверим.
Игра «Передай жезл» : дети становятся в круг, передают друг другу жезл и называют какое-нибудь правило (я перехожу проезжую часть только на зеленый сигнал светофора; когда я еду в детский сад на машине,то папа садит меня в детское кресло; по дороге в детский сад мама держит меня за руку; мы с мамой идем по тротуару)
Воспитатель: Молодцы, ребята. В нашем детском саду много детей, есть и совсем маленькие, которые еще не знают, где должны идти пешеходы, что означают сигналы светофора, и в каком месте можно переходить проезжую часть. А вы могли бы рассказать малышам о правилах дорожной безопасности? Вы бы хотели помочь им выучить эти важные правила?
Постановка проблемы: Конечно, чтобы малышам было легче учить правила дорожного движения, надо показать им улицу, но ведь пока они маленькие и за территорию детского сада им выходить нельзя? Как мы можем показать детям улицу и не выходить за территорию детского сада? (ответы детей)
Хорошо придумали, мы и фотографии улицы им можем показать, и картинки и рисунки нарисовать, и про светофор рассказать.
А я предлагаю сделать макет улицы и подарить его малышам. Только это трудная работа, мне одной не справиться. Вы мне поможете?
Я начну, а вы мне помогаете, рассказывайте, что знаете. Улицы устроены так, чтобы всем было удобно.
Высказывания детей (если дети затрудняются, воспитатель подводит их к ответу, но не дает готовый ответ. По мере обсуждения на мольберте схематично рисуют основные части улицы.)
- на улице стоят дома;
- У каждого дома есть свой номер, по которому легко найти свой адрес
(несколько детей называют свой адрес, вспомнить с детьми почему важно знать свой адрес);
- вдоль улицы расположены тротуары и проезжая часть ;
- по проезжей части двигаются транспортные средства, ими управляют водители;
Воспитатель: Ребята, наверное это интересно водить автомобиль? Скажите, а вы сейчас можете быть водителями? Почему? А взрослые люди все могут быть водителями? (ответы детей – чтобы быть водителем, надо учиться и получить водительские права) Конечно, настоящим автомобилем вы управлять еще не можете, но мы можем поиграть в игру.
Физминутка «Водители»
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли
Вправо, влево- чистота! (дворники)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы водители хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
Воспитатель: Посмотрите на схему. Что еще можно рассказать об улицах города?
Ответы детей:
-чтобы было удобно ехать на проезжей части есть разметка белого цвета;
- по тротуарам двигаются люди (пешеходы);
- для людей, которые пользуются общественным транспортом, установлены остановки;
- на проезжей части обозначены места для пешеходных переходов;
- на презжей части стоят много дорожных знаков и светофоров;
- светофор для водителей имеет три сигнала (красный, желтый и зеленый, а для пешеходов имеет два сигнала (красный и зеленый)
Проводится игра «Будь внимательным»
Воспитатель объясняет правила игры: когда я покажу зеленый сигнал светофора (круг диаметром 10 см, вы маршируете на месте, когда красный (круг диаметром 10 см)- присаживаетесь.
Молодцы, справились с заданием!
В нашем городе много улиц, все они очень разные. Я подготовила для вас три основы, на которых мы будем делать наши макеты (демонстрация подготовленных основ для макетов, отмеченных кружками красного,желтого и зеленого цветов)
Подойдите ко мне, возьмите из фуражки по одному кружку (диаметром 3 см, и подойдите к тому макету, который отмечен тем же цветом.
Задание: перед вами на столе лежит основа, где вы попробуете сами смастерить макет улицы. Посмотрите внимательно, подумайте, какая у вас будет улица? Вместе решите, что будет у вас на улице – какие будут дома, будут ли деревья? Нужен ли вам будет светофор и дорожные знаки?
Для работы вы будете использовать подготовленные вами элементы – модели домов, светофоры, дорожные знаки, которые могут пригодиться.
Когда вы закончите работу, мы вместе рассмотрим ваши макеты, вместе выберем, какие из них мы подарим малышам.
Затем дети мастерят свои макеты, при необходимости им оказывается помощь, дается подсказка.
После того, как работа закончена, каждая команда представляет свой макет: придумывает название улицы, как устроена улица, почему они поставили тот или иной знак, выбрали именно это место для светофора и т. д. Обсуждение проводится с помощью воспитателя.
___
Даная часть занятия самая важная с точки зрения достижени цели – потому, как дети рассуждают, педагог может оценить, насколько они продумали свою работу, насколько осознанно ее выполнили. Здесь, даже, если дети допустили ошибки, есть возможность вместе обсудить их, разобраться и вместе исправить. Ошибка - это не повод сказать ребенку «Ты сделал неправильно», это возможность дополнительно, еще раз всем вместе обсудить и теперь уже наглядно показать правильные варианты. Зжесь же можно предложить детям рассказать, как они будут объяснять малышам правила дорожного движения на своем макете.
Воспитатель подводит итог занятия, отмечает наиболее интересные идеи макетов, может предлжить оставить макеты на несколько дней в группе, или сразу после обсуждения отнести к малышам.