Людмила Оборина
Корригирующая гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) — разновидность лечебной гимнастики. У детей представляет собой систему специальных физическизт упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника. Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Публикация «Корригирующая гимнастика» размещена в разделах
Темп движений при выполнении упражнений должен быть средним или медленным. Все движения необходимо сопровождать глубоким дыханием, обращая внимание на выдох. Начинать гимнастику надо с легких упражнений и постепенно переходить к более сложным упражнениям. Общая нагрузка на организм должна увеличиваться от одного занятия к другому постепенно.
Занятия строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия; блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения; оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резистентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.
Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями.
Правильную осанку: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.
Игры при нарушении осанки:
Играем в котенка.
Исходное положение: Ребенок стоит на четвереньках.
• Котенок потягивается: сесть на пятки, руки прямые, прогнуть спину и запрокинуть голову.
• Котенок шипит: выгнуть, округлить спину, пытаясь коснуться подбородком груди - показывает хохолок на спине и шипит на собаку.
• Котенок мурлыкает: прогнуть спину и поднять высоко подбородок - мурлыкает и хочет чтоб ее погладили, можно пошевелить хвостиком.
• Котенок достает фрукты с дерева: Поднять правую руку вверх, высоко-высоко - стараясь дотянуться до яблока, поднять левую руку - дотягивается до груши, можно поэкспериментировать таким же образом с ногами.
• Котенок учится плавать: лечь на живот. Приподнять голову и делать круговые движения руками, имитируя плавание брассом.
• Котенок едет на велосипеде: лечь на спину, согнуть колени и имитировать кручение педалей
Игры при плоскостопии:
Полезные упражнения для стопы «Веселые ножки»
1. Не отрывая пяток от пола, поднимай пальцы ног как можно выше.
2. Поочередно пальцами каждой ноги поднимай с пола веревочку, карандаш, или любой другой предмет.
3. Стоя носками на небольшой возвышенности 3-5 см, пятки на полу, поднимайся на носки и опускайся на пятки.
4. Лежа на спине, сгибай и выпрямляй стопы.
5. Ходи босиком.
6. Ходи на пятках назад – вперед.
7. Ходи поочередно на пятках (8 шагов) и на носках (8 шагов).
Игры при ослаблении организма
1. «Часики» И. П. – ноги врозь, руки опущены. Делая махи прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так». Повтор 6-8 раз.
2. «Петушок» И. П. – ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку».
3. «Шар лопнул» И. П. – ноги врозь, руки опущены. Развести руки в стороны – вдох. Хлопок перед собой – выдох на звуке ш-ш-ш-ш.
4. «Глубокое дыхание» Сделать по 8 – 10 вдохов и выдохов через правую (левую) ноздрю, по очереди зажимая ее указательным пальцем.
5. «Штангисты» Быстро втянуть живот внутрь, одновременно резко выдохнув через нос.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей (частые простудные заболевания, заболевание органов дыхания.
Комплекс «Встань прямо».
1. И. п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.
1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и. п.
2. И. п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1-2 наклон туловища в правую сторону (левую сторону); 3-4 вернуться в и. п.
3. И. п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться);
5-8 вернуться в и. п. т
4. И. п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.
1-4 приподнять голову и плечи, лопатки соединить (задержаться); 5-8 и. п.
5. И. п. – лежа на животе, руки в сторону
1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться); 5-8 и. п.
6. И. п. - лежа на спине, руки за головой.
1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.
7. И. п. – лежа на спине, руки за головой
Круговые вращения ногами в течение 30 сек. («велосипед»).
Комплекс для укрепления мышц спины:
«Танцующий верблюд»
И. п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать). «Забавный медвежонок»
И. п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо - влево. То же, кружась на месте вправо и влево.
«Смеющийся сурок»
И. п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.
«Тигренок потягивается»
И. п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и. п.
«Резвые зайчата»
И. п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1-16 подскоки на носках (пятки вместе)
Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются примерно по 4-6 раз (надо учитывать возраст, подготовленность и самочувствие ребенка).
Занимайтесь физкультурой! Будьте здоровы!