Светлана Пышкова
Конспект занятия «Коренные жители Мордовии: эрзяне и мокшане» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
«Коренные жители Мордовии : эрзяне и мокшане»
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Кладовая эрзянского народа»
Публикация «Конспект занятия „Коренные жители Мордовии: эрзяне и мокшане“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Составила: Пышкова С. М.,
воспитатель средней группы.
пгт. Комсомольский, 2020
Коренные жители Мордовии : эрзяне и мокшане
Цель: развитие интереса у детей к изучению национальной культуры.
Задачи:
– познакомить детей с историй возникновения народов мокша и эрзя, местами расселения;
– способствовать формированию понятия «мордовский народ»;
– воспитывать у детей уважение к своей культуре.
Оборудование: альбомы: «Мордовская национальная одежда» (эрзя, мокша, «Мой край- Мордовия моя». Изображение рек: Сура и Мокша на карте.
Ход занятия:
Приветствие. (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Край мордовский – родина моя!
Край мордовский – дружная семья!
Здесь живут как друг и брат,
А при встрече говорят «Шумбрат»!
Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!
Дети: -Шумбрат, Светлана Михайловна!
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше края,
Чем наша славная Мордовская земля!
Дорогие ребята, я не случайно начала сегодняшнее наше путешествие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии и коренных жителях республики.
Мордва. Так называется народ, который в далекие времена первым пришел на землю, где мы сейчас живем. Мордва – это эрзяне и мокшане, которые живут не только в нашей республике, но и по всей России, даже за границей. В Мордовии живут не только мордва, здесь живут русские, татары, украинцы и другие народы. В нашей группе есть дети разных национальностей. И это здорово! Все дети похожи и непохожи. Все веселые и шумные. Но у каждого свой цвет волос, свой цвет глаз, свой голос. Так и люди разных национальностей отличаются лишь тем, что у каждого народа свой язык, свои песни, свои наряды.
Сейчас только в селе можно услышать мордовскую речь. Почти все говорят на одном языке – русском. И одеваются одинаково – модно. Выходит, почти не остается различий между людьми разных национальностей. Жаль. Ведь если в книге сорвать одну страницу, то книга становится не интересной и непонятной. Так и с народами. Пропадет родной язык у народа - забудутся песни и сказки. И народ станет беднее. Только не сразу это заметим. А когда заметим, будет уже поздно. Потерянного не вернуть.
На прошлом занятии я вам говорила, что в далекие времена, на берегах реки Волга заселились люди –эрзяне. Это наши с вами прабабушки и прадедушки – наши предки. ( показать карту с обозначением рек: Мокша и Сура) Мордва-эрзя селились там, где и теперь текут воды Суры, Алатыря, Пьяны, а мордва-мокша – по берегам Мокши, Иссы. Мокшане – это тоже коренные жители мордвы. Вот у Арсения, например, папа – мокшанин. Значит и Арсений у нас мокшанин, потому что и бабушка и дедушка у него мокша. У них другой язык: свой- мокшанский, и наряды тоже отличаются от эрзянских (показать картинку с изображением мокшанки, и обычаи у них тоже другие.
Значит, мордовский народ делится на две группы : мокша и эрзя, но объединяет нас одно – все мы любим свою мордовскую землю и чтим обычаи своих предков.
Подвижная игра ««В гусей и волка».
-Ребята, а вы любите играть? Сейчас мы с вами поиграем в одну мордовскую народную подвижную игру. Мордовский народ придумал ее очень давно, но в нее играют дети до сих пор. А называется эта игра «В гусей и волка».
(Играющие выбирают хозяина и волка, остальные гуси. На одной площадке находится дом, где живут хозяин и гуси, а на другой прячется волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей.
Идет перекличка между хозяином и гусями)
- Гуси-лебеди, домой!
- Серый волк под горой!
-Что волк там делает?
-Костер разводит, вас жарить собирается! Как хотите убегите, но себя поберегите!
(Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра заканчивается, когда все гуси пойманы)
- Ребята, вам понравилась игра?
(После игры дети садятся на свои места, занятие продолжается)
Воспитатель, используя театр на палочке, рассказывает детям легенду, демонстрируя движения.
- Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.
Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный.
(Во время рассказа легенды звучит тихая лирическая, мордовская музыка).
Подведение итогов занятия.
Вам понравилась легенда? О чем рассказывает легенда? (ответы детей)