Лилия Серик
Коррекционное занятие с элементами логоритмики «Прогулка в осеннем лесу»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 "Колокольчик"
муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан
с элементами логоритмики на тему :
«Прогулка в осеннем лесу»
на РМО музыкальных руководителей.
Выполнили:
учитель – логопед Некрасова В. М
Публикация «Коррекционное занятие с элементами логоритмики „Прогулка в осеннем лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
муз. руководитель Серик Л. Ф.
октябрь 2021г.
Цель:
Задачи:
Образовательные:
расширение словаря по теме «Осень»;
совершенствование фонематического восприятия, умения определять позицию заданного звука в слове – в начале, середине, в конце слова;
Развивающие:
развитие речевого дыхания, силу и точность воздушной струи;
развитие мимической и артикуляционной моторики;
развитие координации речи с движением, тонкой моторики пальцев рук;
развитие слухового восприятия, певческих навыков, чувства ритма;
развитие тембрового, динамического слуха;
Воспитательные:
воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения слушать ответы товарищей;
воспитание взаимопомощи, внимания, выдержки.
Оборудование:
иллюстрации осенних пейзажей;
карточки с гласными звуками: а, о, у, и;
музыкальные инструменты: металлофон, трещотка, деревянные ложки;
предметные картинки: ежик, заяц, волк, белка, медведь (показ на экране телевизора);
осенние листья для танца – импровизации;
3 корзинки со схемами для определения позиции звука «ш» в начале, в середине, в конце слова;
карточки с изображением: шуба, шапка, школа, кувшин, лягушка, кошка, ландыш, камыш;
зонт для игры «Дождик»;
Музыкальный материал:
Вход детей. П. И. Чайковский «Времена года. Осенняя песня»
Двигательное упражнение - прогулка в осенний лес
«Лесной марш» муз Ю. Чичкова
Фоновые звуки: стук дятла, шум дождя
«Осенний дождь» муз Р. Газизова
«Вальс» муз. Р. Гуцалюка
«Первая утрата» муз. Р. Шумана
Песня «Ласковая осень» муз. А. Олейникова сл. Л. Ратич
Ход занятия.
Центральная стена группы оформлена иллюстрациями осенней природы.
Дети входят в зал под фонограмму П. И. Чайковского «Времена года. Осенняя песня» и останавливаются.
Музыкальный руководитель читает наизусть стихотворение под музыку, акварельной кистью, с палитрой представляя для восприятия детей осенние пейзажи.
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, дубы золочены.
Приглашает осень : «Посмотрите, дети,
Разноцветье леса! Чудеса какие!
Сегодня мы с вами ещё раз поговорим о чудесном времени года - осени, еще раз восхитимся ее разнообразием и необычностью.
А какой бывает осень?
(Дети подбирают слова – признаки к слову «осень», называя ее золотой, пасмурной, щедрой)
А что в народе говорят об осени? (Осень – собериха, а зима – поедиха.
Осенью и воробей сыт.
Осень со снопами, а зима с пирогами)
В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.
Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
Проводится под музыкальное сопровождение, соответствующее характеру текста, по выбору музыкального руководителя.
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать,
маршируют
На носочки встали, к лесу побежали,
бег на носочках
Дружно змейкою пойдем,
На полянку мы придем
ходьба змейкой, взявшись за руки
шагают, образуют круг.
Муз. рук: Вот мы и пришли. Как хорошо в осеннем лесу! Вокруг деревья, осенние листочки кругом.
Звучит «Осенний дождь» муз. Газизова.
Выходит Осень : Здравствуйте, взрослые! (гостям) Здравствуйте, мои юные друзья!
Как рада видеть вас всех я!
Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие «Доброе утро!» (в кругу) Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее!
(Раскрыть руки перед собой).
Мы погладим лобик, Носик и щечки.
(Указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук произвести массажные движения от периферии к центру, потом провести движения по щекам).
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
(Постепенно поднимать руки вверх, выполняя «фонарики»).
Разотрем ладошки сильнее – сильнее.
(Растирать ладошки).
А теперь похлопаем смелее – смелее.
( Прохлопать ритмический рисунок: ти ти ТА; ти ти Та; Та, Та; Та)
Ушки мы теперь потрем, и здоровье сбережем.
(Выполнить массаж ушей, растереть ушные раковины)
Улыбнемся снова, (Улыбнуться и произнести)
«Будьте все здоровы!»
Логопед : А как легко здесь дышится, какой чистый и свежий воздух!
Давайте вместе подышим чистым и свежим воздухом. Стоим свободно, не напрягаясь. Вдох носом, плечи при этом не поднимаем.
Длительный выдох ртом. (Упражнение выполняется 2 раза).
Упражнение на дыхание (в кругу)
А теперь на выдохе мы будем будем пропевать гласные звуки: А,О,И,У.
Я буду показывать карточки со звуками, будьте внимательны!
Логопед напоминает, показывает правильную артикуляцию.
Муз. рук: Как хорошо и правильно вы пропели гласные звуки. Молодцы!
А сейчас я хочу на металлофоне исполнить вам мелодию одной распевки.
Вы послушайте внимательно и назовите её.
Муз. рук. исполняет на металлофоне «Лесенку» Тиличеевой.
Дети: Это лесенка.
Муз. рук: Правильно, лесенка. Мелодия движется вверх, а потом вниз.
Ребята, а давайте сегодня мы погуляем по осенней лесенке и споем осенние распевки.
Дети поют:
А-А-А-А-А – осень поздняя пришла
О-О-О-О-О- лето тёплое ушло
И-И-И-И-И- зонт скорее свой бери
У-У-У-У-У- в сапогах гулять пойду
Логопед : В лесу можно часто увидеть лесного доктора. Кто же это? (Дятел)
Как он лечит?
(Он стучит по дереву, ищет насекомых).
Фонограмма стука дятла в лесу.
Вы слышите стук дятла в лесу?
Упражнение на развитие слухового внимания «Дятел» с воспроизведением ритмического рисунка (в кругу)
Давайте поиграем в игру «Дятел». Я буду стучать язычком по бугоркам за верхними зубами, как дятел (Д, а вы будете за мной повторять.
ДД ДДД ДД ДДД ДД
А ещё можно изобразить дятла при помощи музыкальных инструментов.
Давайте попробуем с вами.
Дети берут музыкальные инструменты: ложки, трещотки.
Логопед : Очень хорошо, молодцы (дети садятся на стулья)
Ребята, кто еще живет в лесу? Посмотрите, кто это?
Дети: Это лесные жители. Это звери.
Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Детям предлагаются предметные картинки ежа, зайца, белки, медведя, волка на экране телевизора.
Давайте изобразим диких животных в осеннем лесу с помощью губ, языка, щек,
Предлагается индивидуальный и подгрупповой показ артикуляционных упражнений.
Упражнения для губ и щек:
Фыркающий еж -вибрировать губами.
Трусливый зайчик- поднять верхнюю губу, обнажить верхние зубы.
Сердитый волк- оттянуть нижнюю губу, обнажить нижние зубы.
Упражнения для языка Белочка, собирающая грибы большие и маленькие-
язык присосать к небу («Грибок», открывать и закрывать рот, не отпуская его. Мишка, облизывающий мед- язык «Чашечкой», облизать верхнюю губу.
Логопед : Ребята пока мы с вами рассматривали животных, в лесочек залетел шаловливый ветерок и запел свою песенку: Ш – Ш – Ш!
Зашумели, закачались деревья в лесу, закружились осенние листочки.
Упражнение на развитие дыхания и силы голоса.
(Изолированный звук Ш произносится под музыку Р. Шуман «Первая утрата»)
Логопед : Шаловливый ветерок в лесочек залетел.
Вдохнули носиком, на выдохе произносим песенку ветра.
Дети: Ш – ш – ш!
Логопед : Тихо – тихо веточкам он песенку запел:
Дети: (на выдохе девочки произносят тихо) :Ш – ш – ш!
Логопед : Громко – громко веточкам он песенку запел: Ш-Ш-Ш!
Логопед : Как сильно шумел ветерок, закружил листочки
Муз. рук: Давайте возьмем по два осенних листочка и потанцуем с ними.
Звучит «Вальс осенних листочков» муз. Р. Гуцалюка
Дети берут листочки, машут ими, кружатся и подкидывают вверх «листопад».
Логопед : Ветерок разметал осенние листочки по лесу. Давайте соберем их. Поиграем в игру «Собери листочки в корзинки».
Листочки необычные, на листочках есть картинки. В них спрятался звук Ш. Узнайте, где звук Ш спрятался в слове: (показ схем) в начале или в середине или в конце и положите листочки в нужные корзинки.
Дети идут по кругу и поют под музыку песенку: (частушки)
Мы идем, идем, идем,
Листики мы соберем.
Вот листочек, выбирай!
И в корзинку отправляй!
(Подводится итог игры) Вот сколько мы листочков собрали.
Шум дождя.
Логопед : Слышите? Это осенний дождь начинается.
Ребё нок:
Дождик бродит по дорожкам, застучал, как в барабан.
Скачет дождик, пляшет дождик, стало мокро тут и там!
Дети:
1.2.3.4.5- прыжки на двух ногах
Вышел дождик погулять – маршируют
Дети: Ха-ха-ха! – вытягивают руки ладонями вверх
Мама :Ах-ах-ах!- качают головой
Дождик: Кап-кап-кап! – хлопки по коленям
Туча: Бах-бах-бах! – топают ногами и прячутся под зонт.
Логопед : Дождик пошел, скорее под зонт!
Дети убегают под зонт в руках муз. руководителя.
Логопед : Ну вот, дождик прошёл. И нам совсем не грустно.
«Кто сказал, что осень – грустная пора?
Грозят поочередно указательным пальцем правой руки и левой руки
Радостно по лужам скачет детвора.
Полуприседания с поворотом вправо – влево
Желтые листочки в воздухе кружат.
Плавно поднимают руки вверх, разводят в стороны, шевеля пальчиками
По стеклу дождинки весело стучат.
Изображают капельки дождя, ударяя указательным пальцем по ладошке
И запели песни в небе журавли. Косяками к югу тянутся они.
Легкое покачивание в такт музыке
Кто сказал, что осень – Грустная пора?
Грозят поочередно указательным пальцем правой руки и левой руки
Сколько ярких красок дарит нам она.
Поднять руки вверх, улыбнуться.
Логопед : Вот и заканчивается наша прогулка в осеннем лесу. Вам она понравилась?
Муз. рук: Кому понравилась наша прогулка – возьмите на память осенний листочек и в группе мы составим красивый осенний букет. Дети уходят под музыку «Вальс осенних листочков» муз. Р. Гуцалюка.