Приложение МААМ

Коррекционно-развивающий проект «Пальчики развиваем — весело играем»

Козлова Екатерина
Коррекционно-развивающий проект «Пальчики развиваем — весело играем»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Как часто мы слышим выражение «Мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются ребенку для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться…

Темочки:

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Название проекта : «Пальчики развиваем – весело играем

Тема проекта : Развитие мелкой моторики рук средствами игры.

Проблема проекта :Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.

Технологии, методы и приёмы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта :

1. Кинезитерапия. От греч. kinesis — движение, therapia — лечение. В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова­тельно, учиться и постигать.

2. Гидрогимнастика. Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика, одну или двух бусинок, массажеров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

3. Японская методика пальцевого массажа. Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

-массаж большого пальца повышает активность мозга;

-массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;

-массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;

- массаж безымянного пальца стимулирует печень;

-массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

4. Игровые упражнения. Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счет­ными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д.

Цель проекта :создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Воспитание чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.

Планируемые результаты:

1. Личностные качества:

- овладевший нормами этики поведения в обществе;

- овладевший разными видами трудовой деятельности.

2. Интеллектуальные качества:

- способен создавать художественный образ своего изделия;

- овладевший приемами работы с разными инструментами.

3. Физические качества:

- проявляет точные и скоординированные движения мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

Вид проекта : игровой.

Состав участников проекта :

- дети 2 младшей группы МДОУ №5 «Тополёк» п. Новоорск;

- родители воспитанников 2 младшей группы МДОУ №5 «Тополёк» п. Новоорск;

- воспитатели 2 младшей группы МДОУ №5 «Тополёк» п. Новоорск.

Этапы реализация проекта :

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, установить контакт с её членами.

Определить педагогами тему, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.

Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.

Подготовить наглядный материал для работы с детьми и родителями.

Собрать и изучить информацию (поиск информации в Интернет, и других источниках).

Содержание работы: Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап — основной (практический).

Задачи:

Разработать и апробировать систему игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук.

Разработать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Провести мастер-класс для родителей «Сенсорная книга» по изготовлению пособий, тренажёров в домашних условиях по теме проекта.

Провести индивидуальные консультации (по необходимости).

Пополнить информационно-методические стенды теоретическими материалами.

Содержание работы: Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

Проанализировать эффективность работы по развитию мелкой моторики рук и координации движений рук у детей.

Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам :

№ Этап Содержание деятельности Сроки

1. Подготовительный (информационно-аналитический) 1. Анкетирование родителей.

2. Определение темы, цели и задач деятельности по проекту.

3. Поиск материала для реализации проекта.

4. Подбор материала для организации деятельности по проекту. 1-2 неделя сентября

2. Основной (практический) 1. Разработка системы игровых упражнений для развития мелкой моторики.

2. Мастер-класс для родителей «Сенсорная книга».

3. Организация индивидуальных консультаций по запросам родителей.

4. Организация взаимодействия с детьми.

5. Пополнение информационных стендов по теме.

6. Пальчиковый театр «Теремок». 3-4 неделя сентября

- 4 неделя января

3. Заключительный (контрольно-диагностический) 1. Анализ эффективности работы по проекту.

2. Круглый стол с родителями.

3. Обобщение педагогического опыта. 4 неделя января

Организационные формы работы над проектом :

№ Деятельность по участникам Формы работы Название/Тема Сроки

1. Деятельность воспитателя Разработка системы игровых упражнений для развития мелкой моторики «Пальчики развиваем – весело играем» Сентябрь

Обобщение педагогического опыта Анализ эффективности реализации проекта 4 неделя января

2. Совместная деятельность педагога и детей Пальчиковый театр «Теремок» 1 неделя октября

Кинезитерапия «Кулак – ладонь – ребро»

«Ладонь – ребро»

«Карусель»

«Колечко»

«Звоночек»

«Подъемный кран»

«Подъемный кран 2»

«Змейка-1»

«Змейка-2». По проектной карте в течении всего периода

Пальчиковая гимнастика «Весёлый человечек»

«Дружные пальчики»

«Есть у нас игрушки»

«Я с игрушками играю»

«Наш детский сад, наша группа.».

«Наша группа»

«Девочки и мальчики»

«Грибы»

«Чайник»

«Посуда» По проектной карте в течении всего периода

Дидактические игры - Волшебный мешочек.

- Нанизывание бус и др. По проектной карте в течении всего периода

Игры с нетрадиционными материалами - пуговицы;

- тесьма;

- крупа;

- катушки;

- и т. д. По проектной карте в течении всего периода

Гидромассаж «Игры с водой – теплой, прохладной» По проектной карте в течении всего периода

Японская методика пальцевого массажа - массаж пальцев рук;

- массаж ладоней;

- массаж грецким орехом;

- массаж шестигранными карандашами;

- массаж четками. По проектной карте в течении всего периода

3. Совместная деятельность детей друг с другом Игры с нетрадиционными материалами - пуговицы;

- тесьма;

- крупа;

- катушки;

- и т. д. По проектной карте в течении всего периода

4. Самостоятельная деятельность детей Игры - Шнуровка;

- мозайка;

- рисование геометрическими фигурами По проектной карте в течении всего периода

5. Совместная деятельность ребенка с родителями Игры с нетрадиционными материалами - пуговицы;

- тесьма;

- крупа;

- катушки;

- и т. д. По проектной карте в течении всего периода

6. Деятельность родителей Обобщение опыта взаимодействия с детьми в домашних условиях по теме. «Игры с нетрадиционными материалами дома» 4 неделя января

Итоговое мероприятие:

Круглый стол с родителями (совместно с детьми) «Ловкие пальчики». Содержание: применение методик развития мелкой моторики в бытовых ситуациях; показ способностей и возможностей детей, сформированных в рамках работы по проекту.

Описание продукта, полученного в результате проекта :

- зона самостоятельных игр для развития мелкой моторики (игры-шнуровки, игры с крупой, водой, мелкими игрушками, мазаика, пазлы, штрихофки и т. д.);

- подборка методических рекомендаций для родителей (папки-раскладушки).

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта :

1. Нетрадиционные материалы:

- платочки;

- коврики;

- крупных бигуди;

- прищепки;

- счетные палочки;

- эспандеры;

- длинные бигуди;

- решетки;

- зубные щетки;

- бусы;

- резинки для волос;

- щётки;

- шестигранные карандаши;

- спички, счетные палочки;

- массажные рукавицы и т. д.

2. Игры:

- мозаика крупная;

- шнуровки;

- конструктор Лего;

- дидактические игры «Волшебный мешочек»; «Рисуем геометрическими фигурами» и т. д.

3. Аудио и видеотехнические средства.

. Список литературы:

Интернет-ресурсы:

1. https://pandia.ru/text/78/049/97796.php

2. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2016/03/11/ispolzovanie-netraditsionnyh-materialov-dlya

3. https://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac1039.html

4. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. – Ростов н/ Д : Феникс, 2011. – 109, [2] c. : ил. – (Сердце отдаю детям).

Публикации по теме:

«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!»«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!» Работая над темой «Наблюдая – познаем", осуществляя развитие и совершенствуя навыки детей, я постепенно увлеклась гуманитарно-экологическими.

Инновационный образовательный проект «В театр играем — речь развиваем» ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «В театр играем – речь развиваем» Актуальность Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения.

Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь»Консультация для родителей «Тренируем пальчики — развиваем речь» Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу.

Коррекционно-развивающий комплекс игр «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе с ОВЗКоррекционно-развивающий комплекс игр «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе с ОВЗ Коррекционно-развивающие задачи: • Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Посуда»; • совершенствовать грамматический.

Мастер-класс «Семена сажаем — пальчики развиваем» (вторая младшая группа)»Мастер-класс «Семена сажаем — пальчики развиваем» (вторая младшая группа)» "Скоро снег растает, лето к нам придет. Все вокруг цветами ярко расцветет!" Цветы всегда радуют глаз человека, и не важно, взрослый это.

Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем»Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Весело играем — пальчики развиваем» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению "лепбука" для развития мелкой моторики.

Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»Проект в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем» В декабре в средней группе №9 прошел проект, под руководством воспитателя Якубовской Снежаны Ивановны. Целью проекта было - развитие общей.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг»Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики — развиваем мозг» Сценарий мастер-класса с родителями воспитанников старшей группы «Развиваем пальчики - развиваем мо г» Цель: познакомить родителей с приемами.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт.Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт. Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающий проект «Пальчики развиваем — весело играем»
Опубликовано: 12 января 2021 в 21:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающий проект «Пальчики развиваем — весело играем»» (включая файлы) размещена пользователем Козлова Екатерина (УИ 2054444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД