Войцех Марина Сергеевна
Коррекционно-развивающий проект «Ладушки-ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Вид проекта : коррекционно-развивающий,
индивидуально-групповой, долгосрочный.
Публикация «Коррекционно-развивающий проект „Ладушки-ладошки“» размещена в разделах
Актуальность проекта : В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков. Необходимо оказать детям своевременную коррекционную помощь в преодолении трудностей, связанных с особенностями их развития.
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук посредством пальчиковых игр и элементов театрализации.
Основные задачи:
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук.
• Формировать координацию движений.
• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта.
• Способствовать развитию творческой активности у детей.
• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
• Стимулировать зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Ожидаемые результаты: Достижение хороших результатов в развитии мелкой моторики рук: кисти рук приобретут хорошую подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений. Всё это должно благотворно повлиять на развитие общих умений и навыков, на развитие речи и познавательные способности детей.
Продолжительность проекта : 2016/2017, 2017/2018 учебный год
Первый этап: Изучение методической литературы по теме проекта, приобретение необходимого оборудования.
Второй этап:
1. Развитие мелкой моторики, посредством нетрадиционного использования различных предметов.
Для развития мелкой моторики используются различные подручные предметы: ребристые карандаши, носовые платочки, резиночки, массажные мячи, шарики Су-Джок…
2. Развитие сенсорного восприятия: Игры «Тактильные ладошки», «Чудесный мешочек».
Развиваем тактильную чувствительность при помощи специальных дидактических игр.
3. Использование пальчиковых игр для сопровождения ознакомления детей с окружающим миром.
Для ознакомления детей с окружающим миром в каждое занятие включаются пальчиковые игры и упражнения, связанные с изучаемой темой. Практически любую лексическую тему, изучаемую в детском саду можно дополнить пальчиковыми играми или упражнениями
Так, при изучении темы «Дикие животные», можно совершить «Поход в лес». Вместе с ребятами мы научились изображать при помощи пальчиков различных животных. Изучая тему «Домашние животные», мы совершили «Поездку в деревню».
4. Развивающие игры и упражнения с элементами театрализации.
Это действенный способ не только развить мелкую моторику, но и снять психоэмоциональное напряжение детей. Дети раскрепощаются, проявляют больше положительных эмоций.
• Теневой театр (использование специальной ширмы и теневых кукол).
На занятиях с использованием теневого театра, педагог показывает детям, что при помощи рук можно разыграть целое театрализованное представление.
• Пальчиковый театр (использование текстильных и деревянных пальчиковых кукол);
• Кукольный театр (использование специальной ширмы и перчаточных кукол-бибабо);
5. Формирование элементарных математических представлений: счётные навыки от 1 до 5, количественные представления.
Развитие количественных представлений у детей с задержкой психического развития осуществляется очень тяжело. Для большей наглядности мы применяем технику обучения счёту и счётным навыкам пальчики. Играем в игру «Заколдованные цифры», цель которой расставить фишки с цифрамиот 1 до 5 в правильном порядке. А затем нужно на пальчиках показать любую цифру, её количественное обозначение.
6. Развитие графомоторных навыков.
• Применение специальных тренажёров для письма (с использованием специальных силиконовых насадок для письма «Рыбка». Существуют как для праворуких, так и для леворуких детей).
• «Театр озорных зверят» (использование специальных силиконовых насадок для пальчиков, способствующие развитию мелкой моторики и координации рук).
Таким образом мы ещё вырабатываем силу, выносливость и ловкость детских рук.
7. Развитие межполушарных взаимодействий: игры с ладошками в сопровождении художественного слова.
Всем с детства знакомы увлекательные детские «игры-хлопалки» с ладошками сопровождаемые стихами. На коррекционных занятиях мы с ребятами учимся выполнять эти упражнения. Ребятам очень нравятся эти игры. Таким образом, мы развиваем не только мелкую моторику, но ещё и координацию движений рук и речь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1997.- 197с.
2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детского сада. - СПб. :Литера, 2009
3. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. - СПб. : Кристалл, 2000
4. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
5. Синицына Е. Умные пальчики. - М. : Лист, 1999
6. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь: учеб.
пособие. СП-б. : Лань, 1996. – 32 с.