Ирина Возовикова
Коррекционно-развивающий курс «Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика для развития речи и интеллекта обучающихся с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рекомендован комплексный подход в коррекции нарушений с использованием современных развивающих и оздоравливающих технологий. Коррекционно-развивающий курс «Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика для развития речи и интеллекта обучающихся с ОВЗ» предлагаю использовать в коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися, имеющими нарушение интеллекта, ДЦП и другие ограничения по здоровью.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения, нейроигры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель курса :
Использование учебно-методических материалов курса способствует повышению качества образования, развитию мотивации к учению, так как развивает мозг ребёнка, стимулирует развитие речи.
Задачи:
1. Используя игры с пальчиками, создать благоприятный эмоциональный фон, развивать умение подражать взрослому, учить вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка.
2. Развивать память ребёнка, через обучение запоминанию определённых положений рук и последовательности движений.
3. Способствовать развитию внимания, воображения, готовить руку ребёнка к овладению письмом, у пишущих совершенствовать каллиграфию.
Методические материалыкурса предназначены :
педагогам начальных классов, воспитателям, логопедам, дефектологам.
Условия выполнения заданий курса :
Пальчиковая и кинезиологическая гимнастика предполагает самостоятельное выполнение детьми движений на основе подражания действиям педагога.
Планируемые результаты
Коррекционно-развивающий курс способствует повышению качества образования обучающихся с ОВЗ через :
- Развитие статической координации
- Развитие динамической координации
- Развитие двигательной памяти
- Повышение работоспособности коры головного мозга
- Подготовка руки к письму, улучшение каллиграфии у пишущих.
Курс апробирован в течение 4 лет в работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. Результат подтвержден положительной динамикой в коррекции нарушений.
Содержание курса
I Пальчиковая гимнастика
Польза от пальчиковой гимнастики :
Развитие статической координации
Развитие динамической координации
Развитие двигательной памяти
Повышение работоспособности коры головного мозга
У обучающегося развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать руками» целые истории.
1. Правила выполнения пальчиковой гимнастики :
Нагрузка на левую и правую руки ребёнка должна быть равномерной;
Каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями;
Пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.
2. Варианты пальчиковых упражнений и игр
"Моя семья"(с элементами самомассажа)
Этот пальчик - дедушка, (выставляем большой пальчик, трём подушечку пальца)
Этот пальчик - бабушка, (выставляем указательный пальчик, так же)
Этот пальчик - папочка, (показываем средний пальчик, так же)
Этот пальчик - мамочка, (безымянный пальчик, так же)
Этот пальчик - я, (показываем мизинец, так же трём подушечку пальца).
Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку, а в заключении распрямляем все пальчики). В этой пальчиковой игре много полезных моментов: развитие мелкой моторики - пальчики сгибаются и разгибаются, тренировка памяти - необходимо запоминать, кто идет в каком порядке, а также развитие речи - ребенок может самостоятельно заканчивать фразы.
«Пять телят»
• Пальцы сжаты в кулачок, распрямлять по одному пальцу, начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку.
Этот телёнок пьёт молоко.
Этот телёнок ушёл далеко.
Этот телёнок травку жует
Этот телёнок копытцами бьёт.
Этот телё нок мычит: «Почему все ушли?
Скучно мне одному!»
«История о ёжике»
- Лежала под ёлками (сцепить руки в открытый замок, пальцы оттопырить в стороны).
- Подушечка с иголками (складываем ладошки вместе, создавая внутри объём).
- Лежала, лежала (сцепляем пальчики в замок).
- Да побежала (сцепляем руки в открытый замок, двигаем всеми пальцами).
«Дождик»
- Дождик, дождик, что ты льёшь (ладони полусогнуты пальцами вниз, пальцы стучат о стол).
- Погулять нам не даёшь (шагаем пальцами) ?
- Я водою дождевою землю мою, мою, мою (складываем ладошки и потираем руки друг одруга).
* Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
*В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, а это развивает хорошую координацию, подготавливает руку к письму, улучшает каллиграфию.
*Такие игры формируют добрые отношения между ребёнком и взрослым, корректирует эмоциональное состояние.
Иногда – это выполнение отдельных движений, например выполнение из пальцев фигурок зверей, а в другой раз целая история. Изображённая пальцами : заяц, коза, лошадь. Изобразить их пальцами :
«Зайка и ушки»
УШКИ ДЛИННЫЕ У ЗАЙКИ Пальчики в кулачок. Выставить вверх
ИЗ КУСТОВ ОНИ ТОРЧАТ. указательный и средний пальцы.
ОН И ПРЫНАЕТ И СКАЧЕТ, Ими шевелить в стороны.
ВЕСЕЛИТ СВОИХ ЗАЙЧАТ.
«Коза» Указательный палец и мизинец вытянуть вверх. Средний и безымянный – прижать большим пальцем к ладони.
«Лошадь» правую ладонь на ребро от себя. Большой палец кверху.
Сверху на неё накладывается ладонь под углом, показывая пальцами гриву. Два больших пальца образуют гриву.
Пальчиковую гимнастику желательно использовать в каждом занятии в определённой последовательности, связанной с темами занятий, временем года, лексикой. Обучение пальчиковой гимнастике проводить от простого к сложному. В сентябре – это пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья», чтобы дети узнали или вспомнили названия пальчиков.
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя (пальцы каждой руки сжимаем в кулачок и снова разжимаем)
Вот – большой!
А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец – малышок!
У-У-У! Указательный забыли.
Упражнение «Пальчики здороваются» - «Здравствуй пальчик!»
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять и движенья выполнять…
К теме «Буквы п – т» пальчиковая гимнастика :
«Гномики – прачки»
Жили – были в домике
(Дети сжимают и разжимают кулачки).
Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.
(Загибают пальчики, начиная с больших).
Раз, два,три, четыре, пять,
(Разгибают пальчики, начиная с мизинца).
Стали гномики стирать:
(Трут кулачки друг о дружку).
Токи – рубашки,
Пики – платочки,
Лики –штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
(Загибают пальчики, начиная с больших).
К новогодним праздникам гимнастика «Ёлочка».
Перед нами ё лочка:
Пальцы рук переплетены, из больших пальцев –
верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки.
Кулачки, указательные пальцы выставлены.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
«Шарики» из пальцев вверх, вниз.
«Ушки» из указательного пальца и среднего;
Обе ладони сложены, пальцы сжаты.
Звёзды, человечки.
Ладони сложены, пальцы расправлены,
Средний и указательный пальцы стоят на столе.
В январе, феврале - пальчиковая гимнастика на лексическую тему «Зима»
«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Загибают пальчики по одному.
«Идут» по столу указательным
и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили,
«Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,
«Крошат хлеб» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,
Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой.
А ещё в снегу валялись.
Кладут ладошки на стол то
Одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
Март приносит на занятия тему весны в пальчиковой гимнастике
Перелётные птицы
Тили-тели, тили-тели,
С юга птицы прилетели!
(соединить большие пальцы на обеих руках,
махать ладошками)
Прилетел к нам скворец,
Ласточка, грач, чибис и соловей.
Торопились: кто скорей?
(поочерёдно сгибаются пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев).
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
(указательным и большим пальцем делают клюв – «птицы поют»)
В апреле лексическая тема «Любимый город» в пальчиковой гимнастике :
Наш город
Как красиво всё кругом
Дети последовательно, начиная с указательного пальца,
соединяют пальцы правой руки с большим пальцем
В моём городе родном.
Соединяют пальцы левой руки с большим пальцем, начиная с указательного
Здесь каналы и мосты,
Соединяют большой и указательный пальцы обеих рук.
Памятники и сады,
Соединяют большие и средние пальцы.
И музеи, и дворцы
Соединяют большой и безымянный пальцы.
Небывалой высоты.
Соединяют большие пальцы и мизинцы обеих рук.
В мае в ожидании лета пальчиковая гимнастика «Выросли грибочки» :
«Выросли грибочки»
На каждую стихотворную строчку дети растирают пальцами одной руки подушечку пальца (поочерёдно) другой руки
Правая рука:
Вылезли на кочке (мизинец)
Мелкие грибочки: (безымянный палец)
Грузди и свинушки, (средний палец)
Рыжики, волнушки (указательный палец)
Даже маленький пенёк (большой палец)
Левая рука:
Удивленья скрыть не мог (растирают большой палец)
Выросли опята (указательный палец,
Скользкие маслята (средний палец) ,
Бледные поганки (безымянный палец,
Встали на полянке (мизинец).
Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной.
II Использование кинезиологической гимнастики в коррекционно-развивающих занятиях
В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики. Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин данного состояния является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями:
1. «Дом-ёжик-замок» Дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. Ёжик – поставить ладони под углом. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Замок – ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
2. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. «Зайчик-колечко-цепочка»
4.«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
5.«Лезгинка» : «Лезгинку пальцы танцевали и нисколько не устали».
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
6. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7. «Думающая шляпа» или «Шляпа мышления».
На поверхности ушной раковины находится 148 активных точек. … «Ш. М.» - помогает расслабить шею и плечи и начать слушать сосредоточенно.
Большим и указательным пальцами обеих рук оттянуть уши немного назад, расправляя их. Начинать следует с верхнего края уха и массируя спускаться вниз до мочки уха. Повторять упражнение не менее 3-х раз.
Заключение
В заключении хотелось бы напомнить о принципах инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Для того, чтобы обучающиеся с ОВЗ не отставали в развитии от своих сверстников необходимо оказывать им всестороннюю помощь и поддержку. Вариант доступной помощи я сегодня и предложила.
Список использованных источников и литературы
Под ред. В. С. Кукушина Москва – Ростов-на-Дону: «Март» 2004г. «Логопедия в школе»
А. Л. Сиротюк «В инструментальную копилку практикующего логопеда» стр. 5 журнал «Лгопед»№2, 2006г.
Е. В. Мазанова «Коррекция оптической дисграфии» Москва «Гном и Д» 2006г.
А. ЛСиротюк д-р психол. наук «Познавательное развитие детей младшего школьного возраста». Журнал «Логопед»№6,2008г
Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» г. Москва «Владос» 2001г.
С. Е. Большакова «Речевые нарушения и их преодоление» г. Москва «ТЦ Сфера» 2005г.
О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, А. А. Алмазова «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» М. «Просвещение», 2014.