Папки-передвижки

Цикл коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии

Стрелкова Татьяна
Цикл коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

ГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района

Коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет

с элементами арт-терапии

Подготовила:

Педагог-психолог

Татьяна Альбертовна Стрелкова

РФ, г. Белый

Циклы коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии

1 цикл (12 занятий)«Мои сильные и слабые стороны»

Темочки:

Данные занятия представляют собой совокупность рисуночных заданий, тестов, психогимнастических упражнений, экспериментов, направленных помочь подросткам освоить разные виды творческого и осмысленного времяпрепровождения и расширить их временную перспективу.

Выбор Арт-технологий не случаен, ибо, что, как не художественное творчество, способно открыть созидательную сторону человека, пробудить в нем Творца, активизировать личностные ресурсы и показать человеку его индивидуальность и неповторимость. Именно с помощью творческих заданий можно удовлетворить потребность подростка в «путешествиях», в стремлении найти другой мир, где его понимают, его любят, принимают, мир в котором он герой, способный вынести тяготы и боль жизни.

Изучение подростком других миров на наших занятиях, начинается для них с познания такого близкого, однако такого незнакомого мира – самого себя. Акцент в работе психолога стоит на формировании у подростка осознанности, осмысленности самого себя и бытия. Со-бытие, т. е. групповые занятия, дает возможность заглянуть не только в собственный мир, но и посетить другие миры, не только узнать свое время и расширить его, но и побывать в «другом» времени – времени другого человека. Наряду с активно используемыми в ходе занятий заданиями и упражнениями творческого характера, регулярно проводится техника «Ритмическое эхо». Эта техника помогает решать задачи развития чувствительности к собственной двигательной активности, активности других участников, а также задачу формирования децентрации, осознавания различия позиций «главный – подчиненный», задачу снятия мышечных зажимов и координации не только двигательной, но и позиционной, мировоззренческой.

Задачи:

1. укрепление идентичности, определение границ своего Я;

2. развитие внутренних критериев самооценки;

3. формирование интереса к себе и к другим;

4. поддержка и развитие творческого самовыражения;

5. тренировка навыков самоконтроля и постановки цели;

6. накопление эмоционально- положительного опыта и повышение внимания

к происходящим изменениям у самого себя и у других;

7. формирование осознания необходимости самопознания;

8. развитие вариативности мышления.

Занятие 1. Знакомство.

Цели и задачи: установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий, освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия и самовыражения.

1. Знакомство с ведущим. Участникам предлагается, рассмотрев кабинет, определить, чем любит заниматься человек, работающий в нем.

2. Знакомство друг с другом. Дается задание нарисовать свою комнату или свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используя рисунок. (Если бы я пришла к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?

3. Упражнение «Каракули». Участникам предлагается нарисовать несколько непроизвольных линий на листе бумаги и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередь передает свои каракули соседу слева. И так все одновременно получают чужие каракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.

4. Разминка. Упражнение «Ритмическое эхо». Под музыку участники группы или по-другому «эхо», повторяют за ведущим те движения, которые он задает

(танцевальные, гимнастические, голосовые, мимические). Ведущий решает задачу синхронизации движений всех членов группы, поэтому движения даются посильные, интересные, повторяющиеся до тех пор, пока все не начинают выполнять их в едином ритме. Упражнение выполняется на каждом занятии, что способствует сплочению группы.

1. Техника «Круг воли». Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также, описать безвольного человека. Затем даются определения волевых качеств. После этого предлагается заполнить бланк техники «Круг воли». (приложение 1)

2. Завершение. Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал и заполняет схему «Окно» (приложение 2). На листе формате А-4 нарисовано окно. В одно половине окна надпись вверху: «Узнал о себе сам», в другой – «Об этом сказали другие», оставлена форточка, как скрытая область знаний о себе. Схема «Окно» заполняется в конце каждого занятия. Если на листе не осталось свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны и т. д.

Занятие 2 Начало путешествия

Цели и задачи: поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения Я-концепции; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики; активизация сенсорных анализаторов и механизмов творческого воображения.

1. Разминка «Ритмическое эхо».

2. Продолжаем знакомство. 1)«Нарисуй себя в виде какого-нибудь предмета на одной стороне листа и животного на другой». 2)Представьтесь теперь от имени предмета (я – пуговица, блестящая, красивая, люблю, хочу…., не люблю…. И т. п.).

3. Тест на работоспособность. Теппинг-тест.

4. Эксперимент «Как мозг воспринимает то, что мы видим?».

Участникам предлагается рассмотреть несколько рисунков, обманывающих зрение. Рисунки показываются по отдельности, предъявляются по одному. После рассмотрения каждого рисунка, участник записывает то, что он видел. Затем ответы сравниваются. Ведущий подводит участников к пониманию того что, хотя каждый и видит все по-своему, существует множество всеобщих законов восприятия. А многие люди, опираясь только на свое восприятие, воспринимают собственное мнение как непреложный факт. Здоровые и счастливые отношения между людьми основаны на понимании того, что у другого может быть своя точка зрения, свое восприятие.

1. Путешествие на планету «Творчество». Ведущий выдвигает гипотезу: изменение восприятия – способ попутешествовать, узнать другие миры, уйти от данной действительности. Люди-путешественники свое стремление превращают в профессию: актеры, художники, музыканты и т. п. Вселенная творчества огромна: музыкальные миры, мир театра, кино, живописи, скульптуры, мир танца, пластики, мир самой Природы и еще много-много разных миров. Давайте организуем наше первое путешествие на планету «Творчество». Каждый из вас нарисует по одному материку, даст ему название, нанесет ландшафт (горы, реки, озера, долины, города, замки и т. п.) – придумает для всего названия. Обязательно нужно проложить путь по материку, выделив начало и конец этой дороги.

Участникам дается лист А-4, из которого они вырезают материк любой формы. В заключении – все материки размещаются на готовой нарисованной заготовке планеты, участники представляют свой материк и отвечают на вопрос: «На какой материк ты хотел бы попасть?», «Как вы думаете, где может находиться эта планета?»

1. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

2. Завершение. Что нового ты узнал о себе? Заполни схему «Окно». (Приложение).

Занятие 3. Такой неповторимый мир.

Цели и задачи: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя с помощью группы. Дальнейшее знакомство с разнообразными способами творческого самовыражения.

1. Разминка «Ритмическое эхо».

2. Шуточный тест «Китайская рулетка». Участникам предлагается закончить предложения:

Если бы я был деревом, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Если бы я был одеждой, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Если бы я был животным, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Если бы я был машиной, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Если бы я был напитком, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Если бы я был писателем, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Если бы я был цветком, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Если бы я был игрушкой, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Если бы я был киногероем, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Если бы я был взрослым, то хотел бы быть То не хотел бы быть ….

Можно изучить животных, о которых написал испытуемый, сравнить способы защиты данного животного и данного человека, а также рассмотреть положительные их качества.

Интерпретация теста такова: то, кем или чем ты хотел бы быть – это ты в будущем, а то кем или чем не хотел – такой ты в настоящем. (Шутка).

1. Путешествие в страну Превращений. Игра «Полянка». Проводится при наличии 5-6 и более участников. Участникам предлагается представить, что перед ними зеленая полянка в лесу. «Трава. Лето. Светит солнце. Тепло. Вокруг зеленый лес. На этой полянке вы, сидящий в круге, - кто или что? Давайте попробуем выбрать, в кого или во что каждый из нас, мог бы поиграть».участники по очереди заявляют в кого или во что они будут «превращаться». На втором этапе роли разыгрываются. При обсуждении игры участникам задаются вопросы:»вы довольны выбранной вами и прожитой в игре ролью? Удалось ли повлиять на происходящие события? Или они остались в стороне от вас? Какие переживания вы испытывали?»…. – т. д.

2. Разминка рук перед рисованием. Разминка представляет собой растирание, разминание, массаж кисти руки и пальцев. Проводится до появления в пальцах ощущения покалывания, ощущения увеличения кистей рук. Рисунок «Реклама». Нарисуйте рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст.

3. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Домашнее задание: нарисуйте или сделайте коллаж на тему: «Таким я хочу быть».

Занятие 4. Путешествуем вместе.

Цели и задачи: тренировка способности сотрудничать, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении; тренировка невербальной коммуникации.

1. Разминка.

2. Эксперимент “Зачем нужны вопросы?” Взаимопонимание при общении людей зависнт от очень большого количества факторов. В этом эксперименте исследуется следующий вопрос: “Насколько необходима и важна для общения обратная связь?” Задача в нем ставится так: «Что будет, если вы не сможете задать вопрос?”

Материалы:

• 2 одинаковых набора деталей разной формы и цвета. Если готовых нет, вырежьте из картона треугольники. квадраты, прямоугольники, круги зеленого, синего, красного и желтого цветов - по нескольку каждого цвета и формы. Не важно сколько, лишь бы оба набора были одинаковыми. Можно использовать наборы кубиков “Сложи узор”, “Уникуб”.

Блокнот, тетрадь поле для какой-нибудь игры с фишками.

Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов.

Ход эксперимента:

I. Сесть за стол - вы по одну сторону, напарник - по другую. Поставить блокнот или картонку в качестве перегородки. Взять себе один набор деталей и отдать другой напарнику.

2. Так, чтобы не видел напарник, построить из деталей какое-нибудь сооружение или выложить плоский орнамент. Теперь объясните напарнику, что вы (а не он) на космическом корабле облетаете планету Зуг, обитатели которой настроены к вам дружелюбно, но не имеют никакого понятия о земной технике. На космическом корабле обнаружились неисправности, и вам нужна посадка, но прежде чем вы ее совершите, зуггианский лоцман (ваш напарник) должен понять, как выглядит ваш пульт управления. К счастью, вы можете говорить на одном языке, поэтому все детали пульта можно описать.

Но, к несчастью, зуттианцы не могут отвечать вам или задавать вам вопросы, потому что у них испортился передатчик. К тому же они не могут вас видеть, и вы не можете объясниться с ними жестами.

У вашего напарника есть такой же, как у вас, набор деталей. Вы описываете свой пульт управления, а он или она пытается сделать точную его копию. Помните, что ваше общение может быть только односторонним. А под конец уберите перегородку и проверьте, насколько точно напарнику удалось воспроизвести ваше сооружение. Сможете ли вы совершить посадку на планете Зуг?

Обсуждение результатов.

Возможно ли взаимопонимание при одностороннем общении, когда говорит только один, а другой не может ни ответить, ни задать вопрос?

Насколько это важно, чтобы была возможность задавать вопросы и получать на них ответы?

Насколько важен при общении язык жестов?

1. Заполнение схемы «Круг поддержки» (приложение 7).

2. Разминка рук. Общий рисунок (молча, на тему предварительно выбранную группой сообща, можно общаться с помощью жестов.

3. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/ З: Напиши письмо инопланетянину. Письмо должно быть кратким и содержать в смешной форме информацию, по которой «инопланетянин» смог бы найти автора письма среди миллионов жителей Земли.

Занятие 5. Могущество.

Цели и задачи: помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон; актуализация их личностных ресурсов.

1. Разминка.

2. Упражнение «Могущество».

3. Закончите предложение «Я могу ….» (не менее 20 предложений).

4. Подчеркните то, что можете только Вы и некоторые ваши знакомые.

5. Зачитайте ваши «Могушки».

6. Ведущий. Как вы думаете, что такое могущество? Правильно, - это умения. И чем больше их у человека, тем он могущественнее, тем больше он может, умеет что-то делать, создавать, творить. Могущественный человек – это сильный человек и совсем не обязательно физически. Сила этого человека в том, что он многое умеет и рассчитывает на свои силы, не сдается, не опускает руки, он готов научиться еще чему-нибудь, если чувствует такую необходимость. Будьте же сильными, могущественными, учитесь создавать, творить и обязательно сумейте довести каждое дело до конца.

7. Закончите предложение «Я смогу …» – 5 минут.

8. Обсуждение рисунков «Таким я хочу стать»

9. Упражнение «Моя Вселенная». Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей; много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет. Участники заполняют готовую «звездную карту». Предлагается по желанию добавить звезды и планеты с собственными характеристиками.

10. Разминка рук. Рисунок «Мандала». Инструкция: «Нарисуйте круг, размером с голову и разрисуй его. Можно рисовать только в круге. Не имеет значения от центра или с края ты начнешь рисовать».

Обсуждение. Вопросы: «Как ты назовешь свой круг?», «Если бы круг мог говорить, чтобы он тебе сказал?»

1. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/ З: Напишите оду Лени, восхваляйте ее, пишите о ней только хорошее и как можно больше.

Занятие 6. Перекрестки.

Цели и задачи: осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя; помощь в определении личностных ценностей; помощь в определении своих личностных, индивидуальных особенностей.

1. Разминка

2. Зачитывание и обсуждение «Писем к инопланетянину»

3. Эксперимент

Можно ли влиять на чужое поведение?

Ход эксперимента

Назначить одного испьпуемого на роль Голодной Лабораторной Крысы, а другого - на роль Кормушки. Тот, кто будет Крысой, уходит из комнаты, а вы вместе с наблюдателями решаете, какое поведение надо выработать у Крысы. Например, Крыса должна будет стоятъ около батареи отопления, или сидеть на определенном стуле, или смотреть в окно.

Пригласите Крысу в комнату. Не объясняйте ей, чего вы от нее ждете. Просто наблюдайте. Когда действия Крысы будут ближе к тому, что вы от нее хотите, Кормушка будет говорить: «Умница». Это единственное слово надо произносить каждый раз одинаково, и больше ничего не говорить.

Эксперимент заканчивается, когда Крыса начинает вести себя так, как было решено.

Выводы:

- Легко ли было выдрессировать Крысу?

- Можете ли вы придумать способы формирования поведения, которые могли бы улучшать взаимоотношения людей?

Дает вам этот Эксперимент какие-нибудь ключи к пониманию того, как на поведении людей может сказываться влияние их сверстников?

- Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе приятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье настроение всегда кажется плохим. Может быть, это просто неприятный человек. Но подумайте, как вы можете изменить его поведение? Могут ли ваши собственные действия или слова повлиять на его поведение по отношению к вам? Обсуждение рассказов участников.

1. Разминка рук. Рисунок «Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения». После этого предлагается на этом же рисунке дорисовать «Кто или что влияет на твой выбор пути».

1. Рисунок «Части моего Я». Участникам предлагается вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой действуют так непохоже на себя самих, как будто они другие люди, как они, случается, ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.

1. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/ З: Нарисуйте четыре Я: реальное, воспринимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее.

Занятие 7. Эмоции и чувства.

Цели и задачи: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать его.

1. Разминка.

2. «Имена» чувств. Участники записывают столько «имен» чувств, сколько сможет. Тот, кто записал наибольшее количество, зачитывает их. Остальные ищут совпадения этих слов и слов других членов группы. Актуализируются наиболее известные эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием. Дети заносят в таблицу чувства (приложение 9, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытали сегодня.

В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает, в ячейках проставляются крестики. Можно по 5 – 10 балльной системе оценить интенсивность чувств.

1. Возможно, при наличии времени провести методику «Карта страны чувств».

Участникам предлагается нарисовать самих себя во весь рост спереди и спиной, затем отметить в каких местах тела они чувствуют: обиду, страх, радость и т. д.

1. Упражнение «Зеркало».

А. Один из участников показывает какую-либо гримасу сосуду. Тот, в свою

очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше

своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Упражнение

заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким

же образом «передаются» еще несколько эмоций.

Обсуждение:

- Каков механизм узнавания чувств?

1. Какие мышцы задействованы?

2. Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

3. Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Б. Я предлагаю для исследования два чувства: любовь и гнев.

Участники могут работать парами или в одиночку и заполняют таблицу:

Эмоция Ее польза Ее вред

ЛЮБОВЬ

ГНЕВ

Затем, ответы участников озвучиваются.

1. Разминка рук. «Рисование ощущений». Лист формата А-4 складывается так, что на нем образуются 8 ячеек, в которых участники должны карандашом нарисовать свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энергичности, женственности, болезни и любого на свой выбор состояния.

Инструкция: Каждый рисунок выполняется линиями. Вы можете использовать для рисунка одну линию, много линий, можете покрыть всю ячейку линиями, если считаете это правильным. Вы можете наносить длинные штрихи или короткие, тонкие или широкие, нажимать на карандаш сильно или слабо. Если нужно пользуйтесь резинкой.

В каждой ячейке поочередно нарисуйте то, что для вас олицетворяет записанное внизу слово. Ограничение – вы не должны рисовать никаких картинок или пользоваться какими- либо символами (звезды, сердца, молнии, геометрические фигуры и т. п.). только линии – быстрые, медленные, светлые, темные, гладкие, шероховатые, ломаные, плавные – какие вы считаете правильными для того, что пытаетесь выразить. Передайте линиями, как ощущается вами это эмоциональное состояние.

Обсуждение. Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вы выразили ваши эмоции? Давайте сравним все рисунки гнева и т. д.

1. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/ З: Нарисуйте одно из самых ранних ваших воспоминаний, связанных с сильными чувствами.

Занятие 8. Мои проблемы.

Цели и задачи: осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств; обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

1. Разминка

2. Обсуждение Д/ З: Зачитывание рассказов о Лени. Общее название сказок: «Вселенная – это где все ленятся». Можно зачитать вслух сказку Д. Соколова «Лень».

3. Упражнение «Преодоление». Ведущий: «Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.

Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности.

А теперь мы выслушаем всех и особое внимание уделим способам преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».

1. Опросник «Держу ли я удар?»(Приложение)

2. – Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И, казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных голов было ограничено.

У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.

Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у вас самого еще достаточно сил. Самое главное – помнить, что количество голов у него не беспредельно и его можно победить.

Разминка рук. Участникам предлагается нарисовать своего «дракона» и назвать его в целом и каждую голову в отдельности.

1. Сочинение сказки или истории о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но драконов, и героев должно быть столько же, сколько участников.

2. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/ З: «Мой герб». Участникам предлагается изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и к миру в целом.

.

Литература:

1. Анн Людмила «Психологический тренинг с подростками», Москва, 2003г.

2.

3.

Практикум по арт-терапии, под редакцией А. И. Копытина, С. -Петербург, 2000г.

4. Прихожан А. М. «Психология неудачника», Москва, 2001г.

5. Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка», С. -Петербург, 2002г.

Публикации по теме:

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР)Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей с ЗПР) Ежик № 1 Программное содержание: Воспитывать интерес к аппликации. Учить правильно действовать ножницами. Разрезать поперек узкие полочки,.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). ОкончаниеЦикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа детей ЗПР). Окончание Зайчик № 6 Программное содержание: Развивать у детей творческую инициативу, сообразительность при выполнении задания. Упражнять в вырезывании.

Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение.Цикл занятий «Сказочные звери» (разновозрастная группа для детей ЗПР). Продолжение. Лягушка № 3 Программное содержание: Воспитывать у детей интерес к аппликации. Закрепить у них навыки вырезания. Учить разрезать квадрат.

Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «По следам русских сказочников»Фотоотчёт о работе художественного кружка с детьми 3–5 лет. Цикл занятий «По следам русских сказочников» .

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Весна»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Весна» .

Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Осень»Фотоотчёт о работе кружка по нетрадиционным техникам рисования с детьми 2–3 лет. Цикл занятий «Осень» .

Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку»Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку» Тип занятия Комплексное Вид занятия - путешествие Цель занятия: • Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии
Опубликовано: 21 января 2020 в 14:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Стрелкова Татьяна (УИ 1597228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД