Ольга Лямкина
Коррекционно — развивающие занятия «Повышение учебной мотивации подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. Кто я в этом мире
Цель: Поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения «Я-концепции»; осознание своих социальных ролей (кто «я» в этом мире); активизация механизмов творческого воображения.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
Подростку предлагается нарисовать смайл своего настроения и рассказать об этом. Обсуждение.
2. Разминочное упражнение на повышение самооценки «Мой цветок счастья»
Публикация «Коррекционно — развивающие занятия „Повышение учебной мотивации подростков“» размещена в разделах
Представь, что этот цветок, это ты. Посмотри на лепестки и запиши на них положительные утверждения о себе, напрмер: я красивый, я хороший друг, я помогаю родителям и т. д.
Ты прекрасно знаешь, что дождь помогает цветам расти. Напиши на каплях дождя вещи, которые помогают тебе чувствовать себя лучше. Например чтение, музыка, прогулка и т. д.
Корни делают цветок сильным, нам же силы придают наши близкие. Напиши, кто тебя поддерживает, к кому ты можешь обратится за помощью.
В этой таблице спрятано 10 названий животных.
К Ш Л И С А В Ч О Р В А Р Я С
О Н Б У Ь К П К А Н У Ж З В Ю
П Д Г Ё Г Р X Н О Ч Ы Б Р У Ф
Т О Л Е В К Ф Ь И К Р С Л О Н
Ш З Ю К Щ Ъ Н Г Р У С Ц А Д К
Ж М У П Б А Р С У К З В Р Е Д
Н С Ь Ж Т К А Р Ю Б Т Ф М Т В
Ф Ж О В А П Ь Б У З Т М Ы Ш Ь
Н Б Ы К С Д К Т Ю Р М А У Д Ы
X Ч О Н Т К И Т З А Н П Р У С
Щ Ы Л К Ф Ю Я Ъ М В Р У О З К
Ф У Т К А Р П О С Т И Г Р Н Я
3. Основные упражнения
Упражнение «Составь рассказ». Подростку предлагается выбрать 10 предметов из тех, которые лежат перед ним. Раскладывая по порядку выбранные предметы, учащийся сочиняет рассказ «Школы моей мечты». Затем подростку необходимо нарисовать картину, которую учащийся хотел бы сделать гербом школы его мечты. Возможна дорисовка на листе А4. Обсуждение.
Упражнение «Должен или выбираю»
С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации и собственные моральные установки. Бывает, что какая-то часть нашей личности сопротивляется этому "должен", но, как правило, мы все же подавляем ее и подчиняемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не он, а посторонние авторитеты, порой сомнительные. Вам говорят, что вы должны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но только лишь для того, чтобы отсидеть положенное количество часов. За вас принимает решение кто-то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего протеста. Оба этих способа реагирования, в свою очередь, толкают к мести.
Однако, когда мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы быть самостоятельными в своих решениях, нужно уметь сосредоточиться на собственной мотивации для каких-то действий. Сейчас вам предстоит попытаться это проделать. Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утверждений, приведенных в таблице.
Я должен Я хочу
Я должен ходить в школу, так как этого требуют родители
Я должен вечером пойти на встречу со сверстниками
Я должен помогать родителям в домашних делах
Переход от "я должен" к "я хочу" означает что вам будет легче бороться не только с собственными долгами, но и с долгами, возложенными на вас другими. Быть может, у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений. Бессильное, серое существование может превратиться в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору». Обсуждение В каких ситуациях вам было трудно переменить свое отношение?
4. Упражнение на релаксацию «Чувства в чемоданчике».
5. Рефлексия.
Занятие 2. Учебная деятельность и Я
Цель: Использование позитивных эмоций, которые связаны со школьными успехами в прошлом, для формирования новых учебных мотивационных отношений.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
2. Разминочное упражнение
«Мое имя». Подросток пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую.
3. Основные упражнения (1-2)
Упражнение «Ролевая карта». Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем?
Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем. Что нужно, для того, чтобы избавиться от неприятных чувств, если такие возникают?
Упражнение. Создание Колеса баланса «Я и школа», которое позволяет оценить подростку свою удовлетворенность школьной жизнью. Обсуждение.
4. Упражнения на релаксацию
Проективное упражнение «Самореклама». Подростку предлагается создать саморекламу, которая должна презентовать его как лучшего ученика в школе. А так же придумать слоган. Обсуждение.
Песочная терапия
5. Рефлексия.
Занятие 3. «Создаём маршрут школьной деятельности»
Ход занятия
Цель: Развитие осознание сильных сторон своей личности, развитие позитивного отношения к школьной жизни. Разработка маршрута учебных действий.
Шейринг – обсуждение общее психологического, эмоционального, физического состояния с подростком.
Разминка «Подарок». Учащемуся необходимо придумать вымышленный подарок, который бы он хотел подарить сегодня людям, находящимся в кабинете.
Упражнение-беседа «Рецепт хорошего дня в школе». Совместно с ведущим подростки разрабатывают «ингредиенты», способствующие хорошему дню в школе. Далее обсуждается вопрос «Что необходимо, чтобы эти ингредиенты сочетались друг с другом, что для этого может сделать сам подросток».
Упражнение «Самомотивация». В нескольких словах опишите вашу обычную работу или обязанность, которую вы считаете неинтересной и обременительной, и постоянно откладываете ее выполнение. Как бы вы могли мотивировать себя для выполнения этой работы?
Эту деятельность я постоянно откладываю в долгий ящик, несмотря на то, что мне необходимо ее выполнить:
А — в школе
___
___
___
Б — дома
___
___
___
Если я выполняю, в конце концов, эту работу, то я нахожу в ней следующие преимущества:
А
___
___
___
Б
___
___
___
В основном я не могу свыкнуться с этим видом деятельности:
А
___
___
Б
___
___
___
Эту работу я начинаю выполнять следующим образом:
А
Первый шаг___
Время___
Б
Первый шаг___
Время___
Обсуждение.
Упражнение «Я могу, если захочу»
Рефлексия