Юлия Редькина
Коррекционно-развивающее занятие на снижение уровня тревожности первоклассников в период адаптации к школе
▼ Скачать
Цель: снижение уровня тревожности первоклассников в период
Задачи: способствовать формированию у учащихся адекватной
самооценки, уверенности в себе; формировать у детей навыки снижения
мышечного и эмоционального напряжения.
Структура занятия :
1. Приветствие.
2. Основная часть:
Упражнения на развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног,
снижение мышечного напряжения;
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие на снижение уровня тревожности первоклассников в период адаптации к школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Страх и детская тревожность
- Темочки
игры, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе,
повышению своей значимости в коллективе;
ролевые игры для отработки овладения собой в психотравмирующих
ситуациях;
упражнения на релаксацию, направленные на снижение личностной
тревожности и обучение управлению своими чувствами.
3. Рефлексия занятия, подведение итогов.
4. Ритуал прощания.
1. Приветствие.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы поступили в 1 класс и
стали первоклассниками! И я очень рада видеть вас в вашей школе. Сегодня
мы с вами будем знакомиться, и играть в игры. Эти упражнения научат вас
расслабляться и обращаться друг с другом по-хорошему и при этом быть в
прекрасном настроении.
Упражнение «Круг знакомств»
Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга,
называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный
ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все игроки
повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким
образом, каждый участников продемонстрирует свое движение или жест.
Время проведения: 3-5 минут
Упражнение «Поприветствуй друг друга.»
Инструкция. Участникам необходимо поздороваться друг с другом
необычным способом, например:
рукопожатие,
спинками,
коленочками,
локотками, головками.
Время проведения: 3-5 минут
Основное содержание занятия
Упражнение "Пружинки"
Ведущий: «Представим, что наши ноги на пружинках. Сначала
пружинки находятся под пяточками. Поставим ножки на носочки, и будем
давить на пружинки под пяточками. Пружинка очень тугая, давить трудно,
требуется много усилий. Теперь пружинки «поставим» под носочки. Давим.
А теперь «убираем» пружинки, расслабимся. Расскажите о своих ощущениях
Упражнение "Спрятанные проблемы"
Необходимо взять ящик или коробку с крышкой, фломастеры и бумагу.
В крышке проделывается отверстие. Детям предлагается нарисовать или
написать то, что их тревожит и бросить в ящик (спрятать проблему). Если
ребенок затрудняется, то подуть на листочек (как бы вложить в него
проблему). Что мы сделаем с содержимым этого ящика? (Необходимо выйти
на уничтожение – порвать, выбросить, сжечь и т. д.).
Упражнение, направленное на повышение значимости каждого ребенка
в глазах окружающих его детей.
Упражнение «За что меня любит мама»
Все сидят в кругу. Каждый по очереди говорит всем, за что его любит
мама. Затем можно попросить одного из детей, чтобы он повторил, за что
любит мама каждого из присутствующих в группе. Обсудить с детьми,
приятно ли было им узнать о том, что все, что они сказали, другие дети
запомнили.
Упражнение "Покатай куклу"
Ребенку дают в руки куклу (или другую игрушку) и говорят, что кукла
боится кататься на качелях. Наша задача – научить ее быть смелой. Ребенок,
имитируя движения качелей, слегка покачивает рукой, постепенно
увеличивая амплитуду движений. Затем спрашивают у него, стала ли кукла
смелой? Если нет, то можно сказать ей, что она должна делать для
преодоления страха.
Упражнение «Раскрась школу»
Нарисуйте: прямоугольник с окошками, а ваш ребенок, выбрав карандаш,
раскрасит его. Если будет выбран светлый, более «оптимистичный» по цвету
карандаш жёлтый, розовый, голубой, светло-зелёный — значит, со школой у
ребенка связаны радостные ожидания. Выбор чёрного, тёмно-коричневого
цвета может свидетельствовать, что малыш настроен не очень
благоприятно.
Если вы приготовите еще один рисунок — снова прямоугольник с
окошками— «школу», а в окошках кружками изобразите головы учеников
(рисунок должен быть крупным, попросите ребёнка нарисовать лица детей
— глаза и рты. Какие выражения лиц будут преобладать — грустные иливесёлые. По этому тесту МОЖНО СУДИТЬ об эмоциональном отношении
ребёнка к школе.
Время проведения: 3-5 минут
Упражнение «Нарисуй лица»
Тест можно усложнить, предложив ребенку подумать и нарисовать
выражение лиц учеников (радостное или печальное, которые на рисунках
изображены в различных ситуациях. Вместо лиц у них пустые кружочки.
Иногда ребенок не сразу может разобраться в ситуации, ведь школьная
обстановка ему незнакома, в таком случае вместе с ним проанализируйте
ситуацию. Спросите ребенка, знает ли он, кто изображен на рисунках, что
делают персонажи, почему. Чаще всего ребенок без труда справляется с
такими заданиями и по ответам можно судить об его эмоциональном
отношении к школе.
Время проведения: 3-5 минут
Упражнение "Сигнал"
Инструкция: Вы называете ряд слов, обозначающих предметы
(существительные). Ребенку предлагается подать сигнал, если он услышит
слово, относящееся к школьной теме. Слова могут быть такими:
пенал диван каранда
ш
подушк
а
зеркал
о
тетрад
ь
ручка ученик
игрушк
и
конфет
а
перемена урок кот парта яблок
о
учебни
к
блюдце чашка
Ребенок может поднимать руку или хлопать в ладоши, чтобы
обозначить нужное слово.
Упражнение «Сигнал 2»
Вы называете ряд слов, обозначающих действия предметов (глаголы).
Ребёнок подаёт сигнал, услышав слово, относящееся к школьной теме.
Примерный список слов: «Читать, спать, играть, писать, учить, кататься,
запоминать, рассказывать, бегать прыгать, отвечать урок, переписывать и т.
д.».
Время проведения: 3-5 минут
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Время проведения: 3-5 минут
Рефлексия занятия
Время проведения: 3-5 минут