Татьяна Москвина
Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка…. 3
2. Учебно – тематический план…. 6
3. Этапы реализации программы….7
4. Содержание занятий …. 8
5.
Пояснительная записка
В последние время значительно увеличилось количество, так называемых, тревожных детей дошкольного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, не умением общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. Таким образом, проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма важной и актуальной. И особенно здесь важна роль взрослого, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с такими детьми, что позволяет оптимизировать процесс их дальнейшей адаптации к школе.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревожность представляет собой специфическое эмоциональное состояние.
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. При повышенном уровне личной тревожности преобладают пессимистические установки: ожидания неудач, неприятностей, неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать. Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с такими особенностями личности ребенка, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, развивается невроз или формируется психологическая защита «Я», искажаются самовосприятие и самооценка.
Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т. д.
В связи с этим была составлена программа коррекционно – развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
Цель данной программы – коррекция уровня тревожности, повышения уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Для достижения целей предлагается решить следующие задачи:
1. Создать положительное эмоциональное настроение в группе;
2 .Способствовать снятию мышечного напряжения;
3. Способствовать повышению самооценки детей
4. Снизить уровень тревожности у детей
В коррекционно – развивающую программу входят теоритические и
практические занятия для дошкольников.
На теоритических занятиях дошкольники знакомятся с такими понятиями
как трусость, смелость, тревога и. т. д, это входит в беседы.
На практических занятиях особое внимание уделяется к проведению
коррекционно – развивающих игр. Продолжительность занятий не должна
превышать 30 минут, проводиться с подгруппой детей (6 – 7 человек).
Практические занятия построены по структуре: ритуал приветствия,
упражнения на релаксацию, беседы, игры на повышение
самооценки, игры на уверенности в себе, ритуал прощания.
Все упражнения которые включены в занятиях находятся в дидактико –
методическое обеспечение развивающей программы.
Коррекционно – развивающая программа рассчитана на 18 часов на
первое полугодие.
Учебно – тематический план
№ Темы Всего час Теоритические занятия Практические занятия
1. Знакомство 1 1
2. Установление контакта 2 1 1
3. Будь смелым 2 1 1
4. Поверь свои силы 2 1 1
5. Как побороть свой страх 2 1 1
6. Как справляюсь я с тревогой 2 1 1
7. Поверь свои силы 2 1 1
8. Все сможешь 2 1 1
9. Тебя любят 2 1 1
10. Итоговое 1 1
Итого: 18 8 10
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно:
1. Этап Ознакомительный (включает в себя 2 занятия).
На этом этапе проводятся занятия на знакомство между специалистом и с подгруппой детей, с целью установление контакта и создание у детей положительного эмоционального настроя на сотрудничество. Задача специалиста - создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей дошкольного возраста.
2. Этап Основной (включает в себя 14 занятий).
На этом этапе проводятся коррекционные занятия, с целью снизить уровень тревожности и повысить самооценку у детей дошкольного возраста. Задача специалиста – помочь ребенку повысить самооценку и создать благоприятные условия для снижение тревожности у детей, используя для этого (беседы, упражнения на релаксацию, игры на повышение самооценки).
3. Этап Заключительный (включает в себя 2 занятия).
На этом этапе проводятся итоговое занятие. Задача специалиста – помочь ребенку решить проблемные ситуации самостоятельно, используя при этом словесные игры и игры драматизации.
Содержание занятий
Занятие 1. Знакомство
Цель: создание у детей положительного эмоционального настроя и атмосферы сотрудничества.
1. Ритуал приветствия «Передай клубочек»
2. Упражнение «Воздушные шарики»
3. Ритуал прощания «Подари соседу улыбку»
Занятие 2. Установление контакта
Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук.
1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».
2. Игра «Комплименты»
3. Беседа «Три настроения» (ответы детей)
4. Игра «Драка»
5. Ритуал прощания. Передай чувство.
2.1 Установление контакта
Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, расслабление мышц рук.
1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».
2. Игра «Смена ритмов»
3. Беседа «Расскажи о себе» (ответы детей)
4. Релаксация «Сосулька»
5. Ритуал прощания. Передай чувство.
Занятие 3. Будь смелым
Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.
1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу»
2. Игра «Зеркало»
3. Беседа: «Будь смелым». (ответы детей)
4. Релаксация «Воздушный шарик»
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»
3.1 Будь смелым
Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей
1. Ритуал приветствия «Подари подарок другу»
2. Игра «Зайки и слоники»
3. Игра: «Хозяин горы».
4. Релаксация «Воздушный шарик»
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу
Занятие 4. Поверь свои силы
Цель: создание условий для снижения тревожности.
1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».
2. Беседа: «Поверь в свои силы». (ответы детей)
3. Игра «Я могу»
4. Упражнение «Корабль и ветер»
5. Ритуал прощания. Оцени себя.
4.1 Поверь свои силы
Цель: создание условий для снижения тревожности.
1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».
2. Игра: «Чунга - чанга».
3. Игра «Зеркало»
4. Упражнение «Воздушный шарик»
5. Ритуал прощания. Оцени себя
Занятие 5. Как побороть свой страх
Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка.
1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».
2. Беседа «Что такое страх» (ответы детей)
3 Упражнение «Винт»
4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением.
5. Игра "Дудочка"
6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»
5.1 Как побороть свой страх
Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у ребенка.
1. Ритуал приветствия «Передай клубочек».
2. Беседа «Какие страхи у тебя есть» (ответы детей)
3 Упражнение «Подарок под елкой»
4. Игра «Копилка достижений» - пополнение за неделю с обсуждением.
5. Игра «Петушиные бои»
6. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу»
Занятие 6. Как справляюсь я с тревогой
Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
1. Ритуал приветствия «Передай клубочек»
2. Беседа: «Как я справляюсь со своей тревогой». (ответы детей)
3. Релаксация: «Водопад»
4. Упражнение «Танцующие руки».
5. Ритуал прощания.
6.1 Как справляюсь я с тревогой
Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
1. Ритуал приветствия «Что меня привлекает в соседе»
2. Беседа: «Как вы справляетесь с трудностями».
3. Релаксация: «Кулачки»
4. Игра «Пугало, пугало, покажись».
5. Ритуал прощания «Подари улыбку»
Занятие 7. Проверь свои силы
Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение.
1. Приветствие «Я дарю тебе».
2. Беседа: «Поверь в свои силы».
3. Упражнение: «Насос и мяч».
4. Упражнение «Корабль и ветер»
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».
7.1 Проверь свои силы
Цель: создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей, развитие воображение.
1. Приветствие «Я дарю тебе».
2. Беседа: «Что я могу».
3. Игра: «Я могу».
4. Упражнение «Гусеница»
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».
Занятие 8. Все сможешь
Цель: создание условий для снижения тревожности.
1. Приветствие «Передай клубочек»
2. Упражнение «Кулачки»
3 Беседа «Что я могу» (ответы детей)
4. Игра «Смелый капитан»
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».
8. 1 Все сможешь Цель: создание условий для снижения тревожности.
1. Приветствие «Передай клубочек»
2. Упражнение «Корабль и ветер»
3 Упражнение «Театр масок»
4. Игра «Смелый капитан»
5. Ритуал прощания «Подари улыбку соседу».
Занятие 9. Тебя любят
Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
1. Приветствие «Что тебе нравится в соседе».
2. Беседа: «Как вас любят ваши близкие люди»
3. Игра «За что меня любит мама».
4. Упражнение: «Винт».
5. Ритуал прощания
9.1 Люби своих близких
Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
1. Приветствие «Подари подарок»
2 Беседа «Как любить своих близких?» (ответы детей)
3. Игра «Танцующие руки»
5. Релаксация «Кораблик»
6. Ритуал прощания «Подари улыбку».
Занятие 10. Итоговое
Цель: создание условий для снижения уровня тревожности, формирование внутренней позиции.
1. Приветствие: «Что тебя привлекает в соседе».
2. Игра «Комплементы».
3. Упражнение: «Зайцы и слоны».
4. Упражнение: «Дудочка».
5. Упражнение: «Я очень хороший».
6. Ритуал прощания «Подари улыбку».