Джуль Елена Александровна
Коррекционно-развивающая программа подготовки детей к школе для подготовительных групп «Абвгдейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – развивающая программа подготовки детей к школе для подготовительных групп.
«АБВГДейка»
педагога-психолога:
Лукашева Елена Александровна
г. Ставрополь, 2021 г.
Пояснительная записка.
Направленность программы : социально-педагогическая (дошкольная подготовка). Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа подготовки детей к школе для подготовительных групп „Абвгдейка“» размещена в разделах
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем помогут ему легче адаптироваться в школьном коллективе, а также создать собственное пространство для общения.
Программа ориентирована на гуманистические ценности, партнёрское взаимодействие детей и взрослых, на создание условий для развития личности ребёнка, повышение его уверенности в себе, в своих силах, на его свободное творческое самовыражение.
Цель программы : адаптация к коллективной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на основе игровых методик, формирование основ готовности к школьному обучению.
Содержание программы.
Задачи программы :
Обучающие:
• дать базовые знания об окружающем мире;
• развить графические навыки;
• сформировать базовые математические представления;
• выработать навыки устных вычислений;
• активизировать связную речь;
• сформировать начальные понятия о языке и литературе;
• сформировать и развить начальные представления о времени и пространстве;
• научить, самостоятельно, играть по правилам.
Развивающие:
• развить познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, внимание;
• развить логическое мышление;
• развить моторику и координацию движения;
• способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
• развить звуковую культуру речи;
• развить фонематический слух;
• развить стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
Воспитательные:
• научить правилам этикета;
• сформировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
• содействовать формированию адекватной самооценки;
• воспитать способность сопереживать;
• сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
а) Личностно ориентированные принципы:
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача – это развитие будущего школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Программу также отличает то, что она строится с учётом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода. Необходимо учитывать, что поступающие в первый класс дети 6 – 7 лет, имея одинаковый возраст, существенно различаются по уровню общего развития.
Причины этого могут быть разными: возрастная специфика, обуславливающая характерную для данного возрастного периода неравномерность процессов развития, социальные условия, окружавшие ребёнка до поступления в школу.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах деятельности: к 5 – 6 годам ребёнок представляет достаточно сформированную личность со своими интересами, чертами характера, привычками и взглядами.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности, повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К 6-летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
В старшем дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это повышение, с возрастом изменяются. Дети в этом возрасте начинают сознательно управлять своим вниманием и удерживать его на определенных предметах.
Шестилетний ребёнок может многое, но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще нетипична, не характерна для этого возраста. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.
Столь подробное принятие во внимание возрастных особенностей детей 6 – 7 лет, осуществляемое в программе, позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и даже настроения детей, что способствует установлению доверительных отношений между детьми и педагогом. Оказание каждому ребёнку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
В данной образовательной программе «АБВГДейка» для проверки ожидаемых результатов используются как психологические тесты, так и методики, основанные на игровой диагностике.
Модель будущего первоклассника:
У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата;
Ребёнок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности;
Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться с взрослыми и сверстниками, освоил основы культуры поведения. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны.
Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна.
Это важное для школьного обучения достижение; ребенок способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает «живой» интерес к общему результату. Появились очень ценные для предстоящей учебной деятельности элементы произвольности: волевые проявления, умение сдержаться, проявить терпение, настойчивость; ребенок начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей; он обладает достаточным для начала школьного обучения багажом знаний, умений, навыков, развитыми психическими процессами;
с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен, искренне устремлен к своему ближайшему будущему, готов стать школьником, получить новый социальный статус.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребёнка, является игра. Поэтому данная программа ориентирована на использование развивающих игр как основу её практической реализации.
Однако необходимо отметить, что игровые приёмы являются не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности. Благодаря игровой методике любой познавательный материал усваивается в доступной для детей форме : они с удовольствием, а, значит, и успешно, осваивают базовые математические представления, развивают графические навыки, навыки начального чтения. Игровые методики создают для дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой.
Образовательная программа построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый познавательный интерес.
Календарно-тематическое планирование.
№ Тема занятия Форма контроля Сроки проведения Кол- во
минут
1. Занятие 1. Знакомство. (стр. 35)
Занятие 2. Один – много. (стр. 40)
Наблюдение, диагностика 1-я неделя октября 30
2. Занятие 3. Составление рассказа по открытке. (стр. 76).
Занятие 5. Понятие «много», «один». Согласование числительных с существительными. (стр. 43)
Наблюдение 2- неделя октября 30
3. Занятие 6. Составление рассказа по серии сюжетных картин. (стр. 78).
Занятие 7. Объединение предметов в группы. Выделение предметов из группы. (стр. 44)
Наблюдение 3-я неделя октября 30
4. Занятие 8. Составление сюжета по картинке. (стр. 79.)
Занятие 9. Один-много. (стр. 45)
Наблюдение 4-я неделя октября 30
5. Занятие 10. Последовательный перессказ. (стр 81)
Занятие 11. Множество предметов (стр 45).
Наблюдение 1-я неделя
ноября 30
6. Занятие 12. Пересказываем сказку. (стр. 26)
Занятие 13. Равенство между предметами. (стр 46) Наблюдение 2- неделя ноября 30
7. Занятие 14. Сочиняем сказку
(стр. 84)
Занятие 15. Равенство между предметами. (стр 47)
Наблюдение 3-я неделя ноября 30
8. Занятие 16. Выразительный пересказ. (стр. 86)
Занятие 17. Равенство между предметами. (стр 48) Наблюдение 4-я неделя
ноября 30
9. Занятие 18. Составление рассказа описания (стр. 36)
Занятие 19. Квадрат (стр. 49) Наблюдение 1-я неделя
декабря 30
10. Занятие 20. Обучаем пересказу от третьего лица. (стр. 39)
Занятие 21. Понятие «длиннее - короче», «квадрат-круг» (стр. 50) Наблюдение 2- неделя декабря 30
11. Занятие 22. Составление рассказа по картине.
Занятие 23. Сравнение предмета по длине. (стр. 52) Наблюдение 3-я неделя декабря 30
12. Занятие 24. Составление рассказа на предложенную тему. (стр. 94)
Занятие 25. Сравнение предмета по длине. (стр. 53) Наблюдение 4-я неделя
декабря 30
13. Занятие 26. Выбираем тему для сказки. (стр. 96)
Занятие 27. Равенство между предметами. (стр. 54) Наблюдение 3-я неделя
января 30
14. Занятие 28. Особенности художественного пересказа.
(стр. 97)
Занятие 29. Наблюдая, выбираем. (стр. 57) Наблюдение 4- неделя
января 30
15. Занятие 30. Пересказ сказки без наводящих вопросов. (стр. 99.)
Занятие 31. Сравни и выбери. (стр. 58) Наблюдение 5-я неделя
января 30
16. Занятие 32. Составление описательного рассказа по картине. (стр. 102)
Занятие 33. Наблюдаем. Сравниваем. Выбираем. (стр. 60) Наблюдение 1-я неделя февраля 30
17. Занятие 34. Продолжи рассказ. (стр. 104)
Занятие 35. Треугольник. (стр. 61) Наблюдение 2- неделя февраля 30
18. Занятие 36. Составление рассказа на заданную тему. (стр. 106)
Занятие 37. Геометрические фигуры (стр. 62) Наблюдение 3-я неделя февраля 30
19. Занятие 38. Обучение пересказу (стр. 110)
Занятие 39. Геометрические фигуры (стр. 62) Наблюдение 4-я неделя февраля 30
20. Занятие 40. Особенности пересказа текста. (стр. 111)
Занятие 41. Установи равенство между двумя группами предметов. (стр. 63) Наблюдение 1-я неделя марта 30
21. Занятие 42. Расскажи сказку. (стр. 116)
Занятие 43 Игровой турнир «Самый умный» (стр. 71) Наблюдение и диагностика 2- неделя марта 30
Литераратура: АБВГДейка : комплексная программа подготовки детей к школе / авт. -сост. Т. В. Калинина. - Волгоград: учитель. -271с. : ил.