Ольга Яндаева
Коррекционно-развивающая программа по усвоению нравственности для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа
по усвоению нравственности для детей дошкольного возраста
Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития дошкольника. Оно включаеттри взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа по усвоению нравственности для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель программы – создание условий для усвоения детьми общественных норм, определяющих, что правильно и что неправильно, а также формирования моральных суждений и социально приемлемого поведения.
Задачи программы :
1. Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.
2. Уточнение, расширение и обогащение знаний о морально этических нормах поведения.
3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
4. Развить умение чувствовать и понимать другого.
5. Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
6. Развитие нравственные личностные качества.
7. Развитие коммуникативности.
Принципы программы :
• Ценностно-ориентированный принцип.
Нравственная сфера как система норм, оценок, образцов поведения, выполняющих функцию социального контроля, регулирования отношений в определенной социальной группе, обществе. Принцип предполагает так же ориентацию ребенка на другого человека.
• Принцип активности и свободы самовыражения ребенка.
Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
• Принцип симпатии и участия.
Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывать поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.
Программа составлена для работы с детьми дошкольного возраста.
Общее число занятий: 10, один раз в неделю.
Продолжительность занятия: 20-30 минут.
Количество детей в группе : 6-8 человек.
Отбор детей производится на основе диагностического обследования. В занятиях принимают участие все дети.
Программа реализуется в три этапа:
1-й этап – диагностический.
2-й этап – коррекционно-развивающий.
3-й этап – контрольный.
Программа условно разделена на три блока:
Блок 1. Развитие компонентов нравственной сферы.
Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.
Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.
Методические приемы, используемые в программе :
1. Словесные и подвижные игры.
2. Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.
3. Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
4. Рисование (тематическое и свободное).
5. Чтение и обсуждение художественной литературы (беседы).
В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.
Алгоритм занятия:
1. Приветствие.
2. Беседа или проблемная ситуация.
3. Развивающая игра, этюд, рисование.
4. Подвижная игра.
5. Прощание.
Тематический план
№ Тема Программное содержание Методические приемы Обеспечение
1 Добрый и злой Раскрытие понятий «добро» и «зло». Показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют. 1. Приветствие «Клубочек»
2. Беседа «Кого можно назвать добрым, а кого злым? Почему?»
2. Упражнение «Добрые волшебники»
3. Тренинг эмоций «Злюка»
4. Игра «Добрые дела»
5. Рисование «Добрый и злой» Клубочек, карандаши, краски, бумага, коробка, сердечки из цветной бумаги
2 Добрый мир Закрепление представлений о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Актуализация стремления совершать добрые поступки. 1. Приветствие «Клубочек»
2. Упражнение «Добрый мир»
3. Разыгрывание ситуации (Осеева «Просто старушка»)
4. Игра «Кто первый прыгнет в круг»
5. Игра «Только хорошее»
6. Рисование «Добрые волшебники»
Выставка рисунков Клубочек, краски, бумага
3 Жадина Дать представление о понятии. 1. Приветствие «Кубик эмоций»
2. Чтение стихотворения (Яков Аким «Жадина»)
3. Беседа «Кто такой щедрый и жадный?»
4. Этюд «Жадный поросенок»
5. Игра «Щедрые подарки»
6. Рисование «Подарок» Кубик эмоций, бумага, краски
4 Правила дружбы Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. 1. Приветствие «Дружба начинается с улыбки»
2. Обсуждение пословицы «Друга ищи, а найдешь – береги»
3. Этюд «Дружная семья»
4. Игра «Верные друзья» \ игра «Круг вежливости»
5. Игра «Иголка и нитка»
6. Рисование «Мои друзья» Карандаши, краски, бумага, музыка
5 Мир эмоций Развить способность понимать эмоциональное состояние окружающих людей. Формирование моральных представлений, коррекция поведения. Снятие психомоторного напряжения. 1. Приветствие «Кубик эмоций»
2. Тренинг узнавание эмоций по внешним сигналам.
3. Этюд «Смелый заяц»
4. Игра «Оцени поступок»
5. Релаксация «Сон на берегу моря» Кубик эмоций, настольная игра «оцени поступок», запись музыки природы (моря)
6 Положительные качества Формирование моральных представлений, коррекция поведения. Снятие психомоторного напряжения. 1. Приветствие «Клубочек»
2. Беседа «Положительные качества»
3. Этюд «Честный водитель»
4. Этюд «Так будет справедливо»
5. Упражнение «Вежливый ребенок» / игра «Любимое качество»
6. Рисование (под музыку рисуют свое настроение) Клубочек, карандаши, мелки, бумага, музыка природы
7 Отрицательные качества Формирование моральных представлений, коррекция поведения. Снятие психомоторного напряжения. 1. Приветствие «Клубочек»
2. Беседа «Отрицательные качества»
3. Этюд «Жадный пес»
4. Этюд «Злюка»
5. Игра
6. Рисование (под музыку рисуют свое настроение)
Клубочек, краски, бумага, музыка природы
8 «Кто такой Я?» Формирование умения различать индивидуальные особенности своей внешности. Развить представления о себе, качествах своего характера. 1. Приветствие
2. Игра «Зеркало»
3. Упражнение «Мой портрет»
4. Игра «Какой я?»
5. Игра «Противоположности»
6. Рефлексия «Солнечный лучик» Зеркала на каждого ребенка, бумага, карандаши
9 Я особенный Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств. Учить понимать себя, свои желания. Чувства, положительные качества. 1. Приветствие «Эхо»
2. Беседа «Мы разные»
3. Упражнение «Ласковое имя»
4. Игра «Волшебный стул»
5. Игра «Люди к людям»
6. Рисование Бумага, карандаши, краски, мелки
10 Мое настроение Учить описывать свое настроение, распознавать настроения другого. Помочь осознать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам. 1. Приветствие «Настроение»
2. Упражнение «Школа улыбок»
3. Рисование «Мое настроение»
4. Беседа по изображениям эмоций
5. Игра «Плохое настроение»
6. Релаксация Бумага, краски, мелки
Литература
1. Головей, Л. А, Рыбалко Е. Ф Практикум по возрастной психологии / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко – СПб. : Речь, 2002. – 694 с.
2. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды – М. : Просвещение, 1986. – Т 1 – С. 66
3. Капская, А. Ю., Мирончик, Т. Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников / А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. – 96 с.
4. Куражева, Н. Ю., Вараева, Н. В. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников / Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 218 с.
5. Семенака, С. И. Уроки добра / С. И. Семенака. – М. : АРКТИ, 2002.
6. Урунтаева, Г. Л., Афонькина, Ю. А. Практикум по детскойпсихологии: учебное пособие / Г. Л. Урунтаева, Ю. А. Афонькина – М. : Просвещение, 1995. – 291 с.