Татьяна Веденеева
Коррекционно-развивающая программа «По дороге здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дети с проблемами в умственном развитии с трудом принимают самостоятельное решение, с трудом приспосабливаются к окружающему миру, не могут усвоить общепринятые нормы поведения. Обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У младших школьников с ограниченными умственными возможностями не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека следующих факторов: длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки, неправильного питания, несоблюдение гигиены. Установка на здоровый образ жизни не появляется у них сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания у детей практических навыков личной гигиены и ответственного отношения к своему здоровью.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „По дороге здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Цель программы: создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни детям с нарушением и интеллекта, сохранение здоровья физического, психического и духовного.
Задачи:
Формировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
Формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; расширять знания гигиены здорового питания, профилактики вредных привычек. Формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения; Учить детей осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье. Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку.
В соответствии с этим планируется следующая деятельность:
проведение, бесед, подвижных игр, ролевых игр на темы формирования здорового образа жизни;
Ожидаемые результаты:
Дети будут иметь представление:
• о гигиене;
• о предметах личной гигиены;
• о здоровом образе жизни;
• о профилактике здоровья;
• о человеческом организме;
• об инфекционных заболеваниях;
• о правильном питании.
Программа разработана для детей с ограниченными умственными возможностями.
Продолжительность одного занятия – 30 минут. Срок реализации-6 месяцев. Всего 3 блога: «Гигиена», «Правильное питание», «Мое тело».
Форма работы – групповая. Данная программа предлагает использование следующих методов работы: наглядных,словесных, практических.
1) наглядные – показ иллюстраций, показ (исполнение педагогом, тематические таблицы, карточки, предметы личной гигиены разнообразный раздаточный материал. Наглядные методы способствуют усвоению нового материала, развитию внимания, памяти, восприятия.
2) словесные - рассказ, устное объяснение, беседы – диалоги. Использование словесных методов позволяет не только сообщать новую информацию, но и создавать эмоциональный настрой, повышать активность детей на занятии, развивать их речь.
3) практические – практические игры и упражнения, ситуационные практикумы, изобразительная деятельность, подвижные игры. Использование практических методов и приемов способствует лучшему усвоению и закреплению знаний и навыков воспитанников, создают интерес к занятиям.
Структура занятий:
Подготовительный этап: организационный момент, объявление темы.
Повторение: повторение пройденного материала.
Основная часть: работа по теме занятия, сообщение нового, знакомство с произведениями, разыгрывание ситуаций, рассматривание иллюстраций и др.
Закрепление: закрепление нового материала в играх.
Итог: подведение итогов.
Блог № 1 «Гигиена».
Задачи: Формировать знания о значении личной гигиены для сохранения и профилактики здоровья. Формировать навыки личной гигиены, учить пользоваться предметами личной гигиены. Прививать навыки здорового образа жизни;
Темы:
1 Игра путешествие «Откуда берутся грязнули?»
2 Беседа «Правила чистюли»
3 Практическое занятие «Подружись с зубной щеткой»
4 Беседа «Чтобы здоровой была кожа, следить за ее чистотой надо тоже».
5 Беседа «Здоровые волосы»
6 Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»
7 Игровое занятие «Друзья Мойдодыра».
8 Чтение сказки «Федорино горе»
9 Итоговое занятие «чистота-залог здоровья»
Ожидаемые результаты: усвоение детьми культурно–гигиенических навыков; формирование привычки содержать свое тело в чистоте; умение пользоваться предметами личной гигиены; Потребность детей в поддержании опрятности, чистоплотности.
Блог № 2: «Правильное питание».
Задачи: Расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность соблюдать эти правила; Формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Темы:
1 Экскурсия «Путешествие на кухню».
2 Игровое занятие «Как правильно накрыть на стол».
3 Беседа: «Что такое этикет или как правильно вести себя за столом»
4 Игра «Ждем гостей»
5 Беседа «Как правильно есть»
6 Беседа: «Что надо есть если хочешь стать сильней».
7 Беседа: «Самые полезные продукты».
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми навыков культуры поведения в столовой; Умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; Привитие навыков культуры питания.
Блог№ 3:«Мое тело».
Формировать у воспитанников элементарные представления о своем теле, его строение и функционирование. Научить помогать бережно относиться к органам чувств, к своему организму в целом.
Темы:
1 Беседа «Я-человек».
2 Беседа: «Мой режим дня».
3 Игра: «Движение-это жизнь».
4 Беседа: «Осанка-красивая спина».
5 Беседа: «Как мы видим».
6 Беседа: «Как мы дышим».
7 Беседа: «Как мы слышим».
8 Беседа: «Для чего нужен сон».
9 Игровые ситуации: «Если друг заболел»
10 Беседа: «Если хочешь быть здоров-закаляйся!»
11 Игры на свежем воздухе: «Веселые старты».
Ожидаемые результаты: Элементарные представления о человеческом организме и его функциях; Потребность в активном образе жизни; Воспитание чувства ответственности за свое здоровье и здоровье товарищей.
Критерии оценки результатов:
0 - нет результата
1 - результативность частичная (показывает результат с помощью взрослого, по подсказке взрослого; задания выполняются ребенком по подражанию или по образцу)
2 –результативность удовлетворительная (выполняет по подсказке взрослого; отдельные задания выполняются самостоятельно, другие по образцу)
3–результативность хорошая (ребенок выполняет все задания самостоятельно)
Список литературы:
В. И. Ковалько «Поурочные разработки по физкультуре» /Москва «ВАКО» 2006 М. О. Лукьянов «Человек»/Москва «РОСМЕН» 2007г. К. Люцис «Азбука здоровья» /Русское энциклопедическое товарищество2000г. Л. В. Шапкова «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии» / «Детство-Пресс»2001. С. Е. Шукшина «Я и мое тело» /Школьная пресса 2004г.