Тамара Грузинова
Коррекционная работа во второй младшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа во второй младшей группе ДОУ
Цель:
обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
разностороннее развитие детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития эмоциональной сферы ребё нка:
• выявлять качество замещения в игре:
Публикация «Коррекционная работа во второй младшей группе ДОУ» размещена в разделах
- использует ли ребёнок предметы-заместители;
- умеет ли примерять на себя различные роли и некоторое время следовать принятой роли;
• анализировать характер взаимодействия с игровыми партнё рами:
- соблюдает ли ребёнок установленные правила игры или настаивает на своих правилах;
- учитывает ли ребёнок позицию игрового партнёра или старается реализовать только собственные игровые интересы;
- какова позиция ребёнка при развёртывании игрового действия (активная, пассивная);
• внимательно наблюдать, способен ли ребёнок в игре воссоздавать различные типы социальных отношений, нет ли стереотипности, шаблонности ролевого поведения;
• отмечать, способен ли ребёнок следовать ролевому правилу, сформулированному до начала игры;
• анализировать творческие проявления в игре:
- проявляет ли ребёнок в игре инициативу, придумывая новые варианты сюжетов, или же испытывает трудности в видоизменении знакомых сюжетов и ролей; создаёт ли в игре выразительный образ;
• анализировать речь детей в ходе игры (точность выбора лексических средств, сопровождение, планирование, диалог, вопросы и т. д.) :
- проявляет ли ребёнок речевую активность в процессе игры;
- является ли речь активным средством налаживания партнёрских отношений, т. е. выполняет ли она коммуникативную функцию;
- активно ли использует ребёнок невербальные средства коммуникации в игре.
Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и коррекцию эмоциональных нарушений у ребёнка, коррекцию поведенческих расстройств, стимуляцию общения ребё нка со взрослым и с другими детьми:
• формировать и поддерживать у детей группы положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в дошкольной организации;
• создавать условия для приобретения детьми разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, персонажи, ежемесячные наблюдения за жизнью и трудом людей вне дошкольной организации, обобщение результатов этих наблюдений на занятиях;
• знакомить каждого ребёнка с составом его семьи, составлять семейные альбомы, знакомить с фотографиями близких родственников, их именами и фамилиями;
• учить детей выделять себя по половому признаку, идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам);
• формировать у детей представления о половой принадлежности ребёнка (мальчик, девочка, сынок, дочка);
• знакомить детей с именами сверстников, учить узнавать их на фотографии, называть их по имени;
• формировать у детей положительную реакцию на нескольких сверстников в группе, выделяя их среди других детей;
• расширять у детей круг предметно-игровых действий, используемых на занятиях и в свободной деятельности;
• формировать у детей интерес к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
• учить детей удерживать предмет в руках более продолжительное время (до 5 минут);
• учить детей выполнять пять-шесть элементарных действий с игрушками по речевой инструкции: «Возьми», «Дай», «Держи», «Кати», «Лови», «Брось», «Принеси»;
• учить детей правильно реагировать на пространственные перемещения внутри помещения дошкольной организации (визит в медицинский кабинет; посещение музыкального зала, занятие в спортивном зале, бассейне и т. п.).
Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.
Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие»
Педагог должен осуществлять диагностику познавательного развития ребёнка в соответствии с общими подходами к диагностике по Программе «Радуга» с целью выявления нарушений развития.
Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и коррекцию замедления темпов развития познавательной сферы ребёнка, стимуляцию его познавательной активности:
• развивать зрительное восприятие и внимание:
- учить детей выделять предмет из фона (игра «Ку-ку»);
- учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая её появления в двух определённых местах;
- развивать у детей зрительное внимание и подражание через воспроизведение по подражанию действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп», а потом с предметами — сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода («Ляля топ-топ», «Зайка прыг-скок»);
- учить детей соотносить игрушку с её изображением;
- учить детей сличать парные предметы в пределах двух;
- учить детей сличать картинку с картинкой в пределах двух;
• развивать слуховое внимание и восприятие:
- знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах; показывать, что разные инструменты издают различные звуки; вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан);
- учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен, звучащие чаши);
- вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание разных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен);
- учить детей дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определённого инструмента выбор из двух (барабан, металлофон);
- учить детей реагировать на звучание детского пианино: в ответ на звучание дети «пляшут»;
- учить детей дифференцированно реагировать (выполнять действия) на звучание определённых инструментов - выбор из трёх (пианино, барабан, металлофон);
- учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием - находить игрушку: ав-ав - собака; мяу - кошка; ку-ка-ре-ку - петух; пи-пи - цыплёнок (игра «Кто в домике живёт?»);
- развивать фонематический слух детей (глобальное различение на слух резко различающихся по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа);
- учить детей различать попарно на слух слова: дом - барабан, рыба - машина, шар - самолёт, дом - мишка, мяч - кукла;
- учить детей различать на слух три слова (комбинировать те же слова) с опорой на картинку;
- учить детей дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал? - кошка, лягушка, собачка») — выбор из двух-трёх предметов или картинок;
• развивать тактильно-двигательное восприятие:
- учить детей воспринимать и узнавать на ощупь форму предметов (шар, куб) — дифференцировать в пределах двух;
- учить детей выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову («Дай матрёшку, юлу; дай машинку, шарик» и т. п. ; образец не предъявляется) — выбор из двух предметов;
- учить детей различать на ощупь форму предметов (шар, куб); проводить выбор из двух шариков — большого и маленького (образец даётся зрительно) — выбор из двух предметов;
- учить детей различать на ощупь величину предметов; производить выбор из двух — большого и маленького (образец даётся зрительно);
- учить детей производить выбор по величине и по форме по образцу (предъявляемые предметы — две матрёшки, кубик и шарик, две юлы);
- учить детей производить выбор по величине и по форме по указанию («Дай большой мяч, дай маленький мяч») на ощупь;
- учить детей дифференцировать предметы по признаку мокрый — сухой (полотенце, шарики, камешки);
- учить детей различать температуру предметов (горячий — холодный);
• развивать вкусовую чувствительность:
- знакомить детей с тем, что у разных продуктов питания имеются различные вкусовые характеристики (сладкий — горький);
- знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная; учить детей дифференцировать горячие и холодные блюда (чай — сок);
- знакомить детей с тем, что пища имеет разный вкус (сладкий — горький);
- учить детей определять сладкую — горькую пищу на вкус, называть это свойство словом;
• формировать мышление:
- создавать условия для возникновения у детей предпосылок к развитию наглядно действенного мышления;
- формировать у детей представления об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения;
- учить детей выполнять предметные действия при использовании предметов, имеющих фиксированное назначение (чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, верёвка);
- учить детей пользоваться орудийными действиями при выполнении практических и ровых задач: сачками, палочками, молоточками, ложками, совочками, лопатками;
- знакомить детей с практическими проблемными ситуациями и задачами;
- учить детей использовать предметы-заместители в тех случаях, когда предметы-орудия специально не изготавливаются и способ действия с ними не предусматривается: игрушка-цель находится далеко или высоко по отношению к ребёнку;
- учить детей переносить усвоенные способы использования предметов-заместителей в новые практические задачи и новые ситуации;
- развивать у детей фиксирующую функцию речи: рассказывать о выполненных ими действиях;
- формировать количественные представления: создавать условия для накопления детьми практического и чувственного опыта с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами.
Педагог должен реализовывать общую программу познавательного развития в индивидуальном темпе и форме.
Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.
Содержание коррекционной работы в образовательной области
«Речевое развитие»
Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития речевой сферы ребё нка:
• наблюдать за формированием звуковой стороны речи. Проводить первую дифференциацию лёгких и сложных случаев, оказывать адекватную помощь. Выявлять детей с носовым, межзубным, межгубным произнесением, с боковыми вариантами. В этих случаях по возможности проводить подготовительную работу и обязательно направлять к логопеду;
• проверять, может ли ребёнок подражать различным звукам (естественной природы, транспорту, промышленным, языковым, музыкальным и пр., голосам, может ли изменять высоту и силу голоса. Внимание необходимо направлять не только на правильность имитации (самолёт, медведь, девочка и т. д., но и на адекватность выбора и соединения звуковых и голосовых реакций с интонацией, жестами, мимикой, пантомимикой — эмоционально-выразительными средствами;
• обращать внимание на возможности выполнения лексико-грамматических упражнений словообразования и формообразования. При стойких отклонениях — признаке речевого недоразвития — определять необходимость консультации и коррекционных занятий с логопедом;
• выявлять детей с трудностями ведения диалога. Внимательно наблюдать за наличием или отсутствием у детей возможности гибко чередовать позиции в диалоге: активную — пассивную. Необходимы консультации у логопеда и психолога и коррекционные занятия с ними;
• выявлять детей с несформированностью связного высказывания (рассказ по увиденному, по услышанному и т. д.). Необходима консультация логопеда;
• выявлять воспитанников с проблемами слуха. Необходима консультация специалиста-сурдопедагога. Координировать деятельность родителей.
Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и преодоление общего недоразвития речи ребёнка, стимуляцию его познавательной и коммуникативной активности:
• формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнёру по общению;
• формировать умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами;
• побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду»); давать детям возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых (рука ребёнка лежит на гортани взрослого, который произносит звукоподражания или поёт песенку, можно класть руки ребёнка на губы взрослого); учить детей воспроизводить звукоподражания («ту-ту», «би-би», «му-у», «пи-пи», «с-с-с»);
• учить детей выполнять простейшие инструкции («Где ляля? Дай лялю», «Где зайка? Покажи зайку», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки»);
• учить выполнять совместные действия по речевой инструкции сначала со взрослым, затем со сверстником («Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину»);
• учить детей отвечать на вопросы «Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?»; учить понимать простые речевые инструкции («Дай», «На», «Возьми», «Иди», «Сядь», «Сиди»);
• учить детей отвечать на вопросы, связанные с их жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты пил?», «Куда идём?»);
• учить детей понимать действия, изображённые на картинке («Кто что делает? — Девочка пьёт, мальчик идёт, зайчик прыгает.»);
• учить детей инсценировать небольшие рассказы и стихи с использованием игрушек.
Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.
Содержание коррекционной работы в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Коррекция по этому направлению образовательной деятельности достигается в результате работы по совершенствованию сенсорного восприятия и индивидуального прохождения основной программы по изобразительной деятельности.
Содержание коррекционной работы в образовательной области
«Физическое развитие»
Если возникнет необходимость в ведении такой коррекционной работы, рекомендуется обратиться к модульным программам лечебной физкультуры и региональным программам оздоровительной работы с детьми.