Папки-передвижки

Коррекционная работа во второй младшей группе ДОУ

Тамара Грузинова
Коррекционная работа во второй младшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная работа во второй младшей группе ДОУ

Цель:

обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

разностороннее развитие детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Содержание коррекционной работы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития эмоциональной сферы ребё нка:

выявлять качество замещения в игре:

Публикация «Коррекционная работа во второй младшей группе ДОУ» размещена в разделах

- использует ли ребёнок предметы-заместители;

- умеет ли примерять на себя различные роли и некоторое время следовать принятой роли;

• анализировать характер взаимодействия с игровыми партнё рами:

- соблюдает ли ребёнок установленные правила игры или настаивает на своих правилах;

- учитывает ли ребёнок позицию игрового партнёра или старается реализовать только собственные игровые интересы;

- какова позиция ребёнка при развёртывании игрового действия (активная, пассивная);

• внимательно наблюдать, способен ли ребёнок в игре воссоздавать различные типы социальных отношений, нет ли стереотипности, шаблонности ролевого поведения;

• отмечать, способен ли ребёнок следовать ролевому правилу, сформулированному до начала игры;

анализировать творческие проявления в игре:

- проявляет ли ребёнок в игре инициативу, придумывая новые варианты сюжетов, или же испытывает трудности в видоизменении знакомых сюжетов и ролей; создаёт ли в игре выразительный образ;

• анализировать речь детей в ходе игры (точность выбора лексических средств, сопровождение, планирование, диалог, вопросы и т. д.) :

- проявляет ли ребёнок речевую активность в процессе игры;

- является ли речь активным средством налаживания партнёрских отношений, т. е. выполняет ли она коммуникативную функцию;

- активно ли использует ребёнок невербальные средства коммуникации в игре.

Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и коррекцию эмоциональных нарушений у ребёнка, коррекцию поведенческих расстройств, стимуляцию общения ребё нка со взрослым и с другими детьми:

• формировать и поддерживать у детей группы положительный эмоциональный настрой на ситуацию пребывания в дошкольной организации;

• создавать условия для приобретения детьми разнообразных эмоциональных впечатлений (сюрпризные моменты, новые игрушки, персонажи, ежемесячные наблюдения за жизнью и трудом людей вне дошкольной организации, обобщение результатов этих наблюдений на занятиях;

• знакомить каждого ребёнка с составом его семьи, составлять семейные альбомы, знакомить с фотографиями близких родственников, их именами и фамилиями;

• учить детей выделять себя по половому признаку, идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам);

• формировать у детей представления о половой принадлежности ребёнка (мальчик, девочка, сынок, дочка);

• знакомить детей с именами сверстников, учить узнавать их на фотографии, называть их по имени;

• формировать у детей положительную реакцию на нескольких сверстников в группе, выделяя их среди других детей;

• расширять у детей круг предметно-игровых действий, используемых на занятиях и в свободной деятельности;

• формировать у детей интерес к предметно-игровым действиям с игрушками и предметами из ближайшего окружения;

• учить детей удерживать предмет в руках более продолжительное время (до 5 минут);

учить детей выполнять пять-шесть элементарных действий с игрушками по речевой инструкции: «Возьми», «Дай», «Держи», «Кати», «Лови», «Брось», «Принеси»;

• учить детей правильно реагировать на пространственные перемещения внутри помещения дошкольной организации (визит в медицинский кабинет; посещение музыкального зала, занятие в спортивном зале, бассейне и т. п.).

Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.

Содержание коррекционной работы в образовательной области «Познавательное развитие»

Педагог должен осуществлять диагностику познавательного развития ребёнка в соответствии с общими подходами к диагностике по Программе «Радуга» с целью выявления нарушений развития.

Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и коррекцию замедления темпов развития познавательной сферы ребёнка, стимуляцию его познавательной активности:

развивать зрительное восприятие и внимание:

- учить детей выделять предмет из фона (игра «Ку-ку»);

- учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая её появления в двух определённых местах;

- развивать у детей зрительное внимание и подражание через воспроизведение по подражанию действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп», а потом с предметами — сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода («Ляля топ-топ», «Зайка прыг-скок»);

- учить детей соотносить игрушку с её изображением;

- учить детей сличать парные предметы в пределах двух;

- учить детей сличать картинку с картинкой в пределах двух;

развивать слуховое внимание и восприятие:

- знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах; показывать, что разные инструменты издают различные звуки; вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан);

- учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен, звучащие чаши);

- вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание разных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен);

- учить детей дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определённого инструмента выбор из двух (барабан, металлофон);

- учить детей реагировать на звучание детского пианино: в ответ на звучание дети «пляшут»;

- учить детей дифференцированно реагировать (выполнять действия) на звучание определённых инструментов - выбор из трёх (пианино, барабан, металлофон);

- учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием - находить игрушку: ав-ав - собака; мяу - кошка; ку-ка-ре-ку - петух; пи-пи - цыплёнок (игра «Кто в домике живёт?»);

- развивать фонематический слух детей (глобальное различение на слух резко различающихся по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа);

- учить детей различать попарно на слух слова: дом - барабан, рыба - машина, шар - самолёт, дом - мишка, мяч - кукла;

- учить детей различать на слух три слова (комбинировать те же слова) с опорой на картинку;

- учить детей дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал? - кошка, лягушка, собачка») — выбор из двух-трёх предметов или картинок;

развивать тактильно-двигательное восприятие:

- учить детей воспринимать и узнавать на ощупь форму предметов (шар, куб) — дифференцировать в пределах двух;

- учить детей выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову («Дай матрёшку, юлу; дай машинку, шарик» и т. п. ; образец не предъявляется) — выбор из двух предметов;

- учить детей различать на ощупь форму предметов (шар, куб); проводить выбор из двух шариков — большого и маленького (образец даётся зрительно) — выбор из двух предметов;

- учить детей различать на ощупь величину предметов; производить выбор из двух — большого и маленького (образец даётся зрительно);

- учить детей производить выбор по величине и по форме по образцу (предъявляемые предметы — две матрёшки, кубик и шарик, две юлы);

- учить детей производить выбор по величине и по форме по указанию («Дай большой мяч, дай маленький мяч») на ощупь;

- учить детей дифференцировать предметы по признаку мокрый — сухой (полотенце, шарики, камешки);

- учить детей различать температуру предметов (горячий — холодный);

развивать вкусовую чувствительность:

- знакомить детей с тем, что у разных продуктов питания имеются различные вкусовые характеристики (сладкий — горький);

- знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная; учить детей дифференцировать горячие и холодные блюда (чай — сок);

- знакомить детей с тем, что пища имеет разный вкус (сладкий — горький);

- учить детей определять сладкую — горькую пищу на вкус, называть это свойство словом;

формировать мышление:

- создавать условия для возникновения у детей предпосылок к развитию наглядно действенного мышления;

- формировать у детей представления об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения;

- учить детей выполнять предметные действия при использовании предметов, имеющих фиксированное назначение (чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, верёвка);

- учить детей пользоваться орудийными действиями при выполнении практических и ровых задач: сачками, палочками, молоточками, ложками, совочками, лопатками;

- знакомить детей с практическими проблемными ситуациями и задачами;

- учить детей использовать предметы-заместители в тех случаях, когда предметы-орудия специально не изготавливаются и способ действия с ними не предусматривается: игрушка-цель находится далеко или высоко по отношению к ребёнку;

- учить детей переносить усвоенные способы использования предметов-заместителей в новые практические задачи и новые ситуации;

- развивать у детей фиксирующую функцию речи: рассказывать о выполненных ими действиях;

- формировать количественные представления: создавать условия для накопления детьми практического и чувственного опыта с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами.

Педагог должен реализовывать общую программу познавательного развития в индивидуальном темпе и форме.

Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.

Содержание коррекционной работы в образовательной области

«Речевое развитие»

Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития речевой сферы ребё нка:

• наблюдать за формированием звуковой стороны речи. Проводить первую дифференциацию лёгких и сложных случаев, оказывать адекватную помощь. Выявлять детей с носовым, межзубным, межгубным произнесением, с боковыми вариантами. В этих случаях по возможности проводить подготовительную работу и обязательно направлять к логопеду;

• проверять, может ли ребёнок подражать различным звукам (естественной природы, транспорту, промышленным, языковым, музыкальным и пр., голосам, может ли изменять высоту и силу голоса. Внимание необходимо направлять не только на правильность имитации (самолёт, медведь, девочка и т. д., но и на адекватность выбора и соединения звуковых и голосовых реакций с интонацией, жестами, мимикой, пантомимикой — эмоционально-выразительными средствами;

• обращать внимание на возможности выполнения лексико-грамматических упражнений словообразования и формообразования. При стойких отклонениях — признаке речевого недоразвития — определять необходимость консультации и коррекционных занятий с логопедом;

• выявлять детей с трудностями ведения диалога. Внимательно наблюдать за наличием или отсутствием у детей возможности гибко чередовать позиции в диалоге: активную — пассивную. Необходимы консультации у логопеда и психолога и коррекционные занятия с ними;

• выявлять детей с несформированностью связного высказывания (рассказ по увиденному, по услышанному и т. д.). Необходима консультация логопеда;

• выявлять воспитанников с проблемами слуха. Необходима консультация специалиста-сурдопедагога. Координировать деятельность родителей.

Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и преодоление общего недоразвития речи ребёнка, стимуляцию его познавательной и коммуникативной активности:

формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнёру по общению;

• формировать умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами;

• побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду»); давать детям возможность тактильно почувствовать голосовые реакции взрослых (рука ребёнка лежит на гортани взрослого, который произносит звукоподражания или поёт песенку, можно класть руки ребёнка на губы взрослого); учить детей воспроизводить звукоподражания («ту-ту», «би-би», «му-у», «пи-пи», «с-с-с»);

• учить детей выполнять простейшие инструкции («Где ляля? Дай лялю», «Где зайка? Покажи зайку», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки»);

• учить выполнять совместные действия по речевой инструкции сначала со взрослым, затем со сверстником («Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину»);

• учить детей отвечать на вопросы «Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?»; учить понимать простые речевые инструкции («Дай», «На», «Возьми», «Иди», «Сядь», «Сиди»);

• учить детей отвечать на вопросы, связанные с их жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты пил?», «Куда идём?»);

• учить детей понимать действия, изображённые на картинке («Кто что делает? — Девочка пьёт, мальчик идёт, зайчик прыгает.»);

• учить детей инсценировать небольшие рассказы и стихи с использованием игрушек.

Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.

Содержание коррекционной работы в образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Коррекция по этому направлению образовательной деятельности достигается в результате работы по совершенствованию сенсорного восприятия и индивидуального прохождения основной программы по изобразительной деятельности.

Содержание коррекционной работы в образовательной области

«Физическое развитие»

Если возникнет необходимость в ведении такой коррекционной работы, рекомендуется обратиться к модульным программам лечебной физкультуры и региональным программам оздоровительной работы с детьми.

Публикации по теме:

Аппликация из нетрадиционных материалов во второй младшей группе «Грибочек» (Коллективная работа)Аппликация из нетрадиционных материалов во второй младшей группе «Грибочек» (Коллективная работа) Аппликация из нетрадиционных материалов для второй младшей группы "Грибочек" (Коллективная работа) Интеграция познавательных областей:.

Коллективная работа по обрывной аппликации «Зимушка-зима» во второй младшей группеКоллективная работа по обрывной аппликации «Зимушка-зима» во второй младшей группе В нашем регионе наступила настоящая зима. Выпало много снега,Деревья стоят в белоснежном уборе,красота вокруг! Мы с ребятами нашей группы,.

Коллективная работа «Ежики» из природных материалов с детьми во второй младшей группеКоллективная работа «Ежики» из природных материалов с детьми во второй младшей группе Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра полюбить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Коллективная работа «Лягушки» во второй младшей группеКоллективная работа «Лягушки» во второй младшей группе Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие. Цель: формирование представлений о лягушке; развитие.

Коллективная работа по аппликации «Теремок» во второй младшей группеКоллективная работа по аппликации «Теремок» во второй младшей группе Коллективная работа по Художественно-эстетическому развитию Сказка "Теремок" во второй младшей группе. Воспитатель: Калашникова Е. А. Цель:.

Коллективная работа по ручному труду во второй младшей группе «Самолет взлетает в небо»Коллективная работа по ручному труду во второй младшей группе «Самолет взлетает в небо» Совсем скоро наступит один из самых важных праздников нашей страны - День защитника Отечества! В этот день будем поздравлять наших любимых.

Конспект ОД по аппликации во второй младшей группе. Коллективная работа «Лучик солнышка для мам!»Конспект ОД по аппликации во второй младшей группе. Коллективная работа «Лучик солнышка для мам!» МБДОУ №5 Детский сад «Калинка» п Энем Республика Адыгея Конспект ОД по аппликации во 2 младшей группе. Коллективная работа. Тема: «Лучик.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Кружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группеКружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группе В нашей второй младшей группе с детьми организована кружковая работа "Умелые ручки". Цели кружковой работы: развитие мелкой моторики рук;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционная работа во второй младшей группе ДОУ
Опубликовано: 23 января 2022 в 15:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа во второй младшей группе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Грузинова (УИ 414286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД