ТАТЬЯНА БУДАНОВА
Коррекционная работа по профилактике страхов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по профилактике страхов у дошкольников.
Профилактика и коррекция страха у детей – одно из звеньев целостной системы воспитания самоактуализирующейся личности. Страх играет важную роль в эволюции человеческого рода, так как предотвращает слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Исследования доказали, что страх является причиной многих нарушений психического здоровья и тем самым — причиной многих заболеваний.
Темочки:
В возрасте 5 — 7 лет у детей формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения, в этот период дошкольники боятся страшных снов, стихии, огня, животных. Особенно чувствительны они к угрозе болезни, несчастья, смерти. Страх смерти — этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, поэтому выражает у эмоциональных и впечатлительных детей способность к отвлеченному мышлению.
Предлагается комплекс занятий, которые можно использовать в детском саду, в начальной школе. С помощью этих занятий педагоги смогут разнообразить игровую деятельность детей.
Целью данных занятий является – Профилактика и коррекция страхов у детей 5-7 лет.
Рекомендации педагогам:
1. Установочные ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок (например, образом зайки – трусишки).
2. Самостоятельное придумывание историй, сказок (страшные сказки с хорошим концом).
3. Комплекс подвижных игр по преодолению страхов «5+5».
Первая пятерка – игры, проводимые в спортивном зале, на прогулке.
1. Игры с мячом; внезапное неожиданное бросание мяча, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови», «бросай», пойма».
2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
3. Лазанье по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат.
4. Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга.
5. Игры – соревнования.
Вторая пятерка – игры, развивающие достигнутые результаты.
а) пятнашки.
б) жмурки.
в) прятки.
г) кто первый.
д) быстрые ответы.
Рекомендации родителям:
1. Ограничить просмотр телевизионных передач.
2. Организация деятельности ребенка в течение дня (отвлечение от своих переживаний).
3. Экскурсии по квартире (напрасный поиск объекта страха).
4. Спокойная доброжелательная обстановка.
5. Ролевая игра «наоборот».
Коррекционная программа «Победи свой страх»
ФИ ребенка ___
Группа ___
Проблема ___
Коррекция
1. Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре.
Цель: снятие остаточного напряжения от стрессового воздействия, которое порождает явления неадекватного страха в обычных ситуациях (игра в «страх» - разыграть сюжет, в котором ребенок может «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме).
2. Куклотерапия.
Цель: снятие остаточного напряжения от стрессового воздействия, которое порождает явления неадекватного страха в обычных ситуациях (идентификация ребенка со смелым героем сказки – ребенок попадает в «страшную историю», связанную с объектом страха и справляется с ним).
3. Рисование страха.
Цель: формирование у ребенка силы и превосходство над предметом страха (рисование страха, рядом себя превосходящим по всем параметрам пугающие объекты).
4. Рисование страха, стирание.
Цель: формирование у ребенка силы и превосходство над предметом страха (направленное устранение страха – нарисовать, потом стереть).
5. Рисование страха, штриховка.
Цель: формирование у ребенка силы и превосходство над предметом страха (направленное устранение страха – рисование страха, заштрихование, закрашивание изображения).
6. Рисование страха.
Цель: формирование у ребенка силы и превосходство над предметом страха (направленное устранение страха – превращение в добрых персонажей).
7. Лепим страх.
Цель: формирование у ребенка силы и превосходство над предметом страха (направленное устранение страха – вылепить страх, смять и вылепить доброе).
8. Манипулирование предметом страха.
Цель: формирование у ребенка чувства превосходства, властвования над страхом.