Петрова Надежда Николаевна
Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций.
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа по формированию сенсомоторных (гностико-практических) функций. Развитие временных представлений.
Коррекционная работа, направленная на формирование перцептивных функций, праксиса и их координации, является очень важной, так как создает основу для перехода к следующим, более сложным этапам коррекции дискалькулии.
Публикация «Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций,» размещена в разделах
Основной задачей развития гностико-практических функций является перестройка нерасчлененного, синкретического восприятия, характерного для детей с дискалькулией, в дифференцированное, аналитико- синтетическое, расчлененное восприятие.
В процессе формирования математических понятий, а также при овладении графическими знаками (буквами, цифрами, математическими обозначениями и т. д.) существенное значение имеет уровень сформированности восприятия и представлений. Усвоение знаковых обозначений требует, с одной стороны, четкого восприятия, а с другой стороны сформированности зрительно-слухомоторной координации. Для правильного графического воспроизведения математических знаков необходимо синтезирование целого ряда функций : зрительного восприятия формы с одновременным анализом, а затем переработкой в кинетическую (динамическую) модель, осуществления их синтеза и конечного завершения в виде определенных действий.
Довольно сложным процессом является перенос слухового образа в моторную схему. Принципиальное значение в завершении этих процессов имеет ориентировка в собственном теле и в пространстве.
Таким образом, содержание системы коррекции дискалькулии основывается на формировании аналитико-синтетического, обобщенного восприятия с учетом специфических особенностей знаков, их пропорции, величины, пространственного расположения элементов.
Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что дети с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо сформировать представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду. Проведение коррекционной работы направленно на формирование у детей с дискалькулией определенных умений, знаний и навыков:
- быстрое и четкое узнавание зрительных образов (формирование зрительного гнозиса);
составлять группу предметов и выделять из нее один;
сравнивать множества путем установления взаимнооднозначного соответствия;
определять результаты сравнения;
выделять подмножества;
считать до 10 в прямом и обратном порядке; соотносить количество, число и цифру;
понимать значение итогового числа как показателя мощности
множества;
уметь пересчитывать, при считывать и отсчитывать элементы множеств;
устанавливать зависимость и отношения между смежными числами;
понимать построение натурального ряда чисел и определять место числа в числовом ряду; пользоваться порядковыми числительными;
знать и правильно называть часть целого, половину;
применять состав чисел в пределах 10 для решения арифметических примеров и простых арифметических задач;
пользоваться вопросительными наречиями для построения вопросов и уметь отвечать на поставленный вопрос;
- дифференциация сходных зрительных образов и их различение по цвету, форме, величине;
различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапецию, шар, куб, брус, цилиндр, конус, пирамиду);
показывать стороны, вершины и углы геометрической фигуры;
иметь представление о четырехугольнике и многоугольнике, линии и отрезке;
находить в окружающей обстановке предметы изученной формы;
анализировать форму реальных предметов и их частей;
группировать предметы по форме;
- ориентировка в окружающем пространстве, т. е. различение правой и левой стороны, направлений «вверх - вниз»;
- ориентировка в собственном теле и правильное ее использование в двигательных актах;
- Формирование пространственных представлений
ориентироваться в вертикальном, фронтальном и горизонтальном пространственных направлениях;
пользоваться пространственными предлогами и наречиями для определения положения предмета и направления движения;
определять свое положение среди окружающих предметов и направление своего движения;
ориентироваться на плоскости;
- формирование временных представлений о явлениях природы, различение понятий «времена года», «месяцы», «сутки» с учетом их признаков;
практически различать и называть времена года, части суток;
иметь представление о годе;
знать название дней недели и месяцев;
понимать значение и уметь правильно употреблять слова вчера, сегодня, завтра, быстрее, медленнее.
- усвоение временной последовательности и умение оперировать временной иерархией в практической деятельности;
- развитие зрительно-моторной координации;
- совершенствование слухового анализа и синтеза;
- формирование слухомоторной координации, в том числе восприятия и воспроизведения ритма.
Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности:
- развитие понимания речи,
- речевого подражания,
- расширение пассивного и активного словарного запаса,
- лексико-грамматических структур,
- формирование связной речи,
- развитие сенсорного и интеллектуального потенциала,
- словесно-логического мышления.
Занятия по математике позволяют осуществлять коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности. В процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходноразговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.
Использование разнообразных предметов для составления и сравнения множеств, счета, определения их величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализировать чувственный опыт. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций создает предпосылки для развития словесно-логического мышления.
Характеризуя временные представления дошкольников с нарушениями речи, можно сказать, что им очень тяжело словесно оценить интервалы времени. Особенности лексико-грамматического строя речи создают трудности в определении различных отрезков времени принятыми единицами измерения, а также темпа, ритма, последовательности процессов, из смены и периодичности. Дети не могут рассказать о содержании деятельности в течение промежутка времени даже на основе личного опыта. Таким образом, в процессе профилактики и координации дискалькулии важным является формирование представлений о временах года, о днях недели, о частях суток, о временной последовательности событий.
Развитие временных представлений у детей с нарушениями речи имеет большое жизненно-практическое, развивающее и воспитательное значение.
Формирование этих представлений входит в сложную систему сенсорного развития ребенка. Понимание времени отражается в речи, что создает предпосылки для речевого развития.
Знания о времени даются дошкольникам в процессе игр, бесед, занятий. Воспитатель должен часто и правильно называть время суток, интонационно окрашивая речь. Напоминания о части суток должны повторяться постоянно, изо дня в день. Нужно добиваться, чтобы дети понимали, когда наступает определенное время суток и какие события обычно происходят в это время.
Важным условием развития речи является постепенное формирование произвольной речевой деятельности, поэтому педагог должен стимулировать речевую активность детей, создавать игровые ситуации, в которых
необходимо давать характеристику времени суток и использовать изученную терминологию.
Полученные представления о годе и сезонах обобщаются, дети повторяют, что происходит в течение года – как изменяется погода, растительный мир, жизнь людей, зверей и птиц.
Для закрепления изученного проводятся дидактические игры.
Большое значение для изучения месяцев имеет календарь. Он должен висеть в группе на доступном для детей месте. Вместе с детьми надо отмечать праздники и дни рождения, что вызовет интерес к календарю. Ребенок непременно захочет найти свой день рождения, будет следить, как долго осталось ждать до него. Это позволяет детям осознать длительность суток, месяца, сезона, года.
Учить ориентироваться во времени можно с опорой на плакатный календарь. Он позволит наглядно показать день, который был вчера, есть сегодня и будет завтра. Каждое утро после зарядки необходимо определять не только время года, месяц, число, но и день недели, а также называть прошедший и следующий день.
Следует постоянно следить за правильностью речевых высказываний и помогать детям грамотно пользоваться соответствующей лексикой.
Недостаточное развитие речевых функций отрицательно влияет на овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Так, бедность словаря препятствует пониманию речевых инструкций, условия арифметической задачи, овладению математическими понятиями. Нарушения чтения и письма затрудняют выполнение учебной деятельности, в том числе и математической. При этом выявляется определенная зависимость между степенью выраженности дискалькулии и характером нарушений чтения и письма.
В содержании процесса коррекции дискалькулии у детей можно выделить следующие направления:
- коррекция нарушений сенсомоторных функций и их координация;
- развитие временных, количественных представлений;
- формирование сукцессивных и симультанных процессов;
- развитие логических операций;
- формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками;
- интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий.
Реализация этих направлений осуществляется системно. На каждом из коррекционных занятий определяется комплекс задач по коррекции нарушений речевых и не речевых психических функций и по формированию математических умений и навыков.