МААМ-картинки

Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций.

Петрова Надежда Николаевна
Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций.

Коррекционная работа по формированию сенсомоторных (гностико-практических) функций. Развитие временных представлений.

Коррекционная работа, направленная на формирование перцептивных функций, праксиса и их координации, является очень важной, так как создает основу для перехода к следующим, более сложным этапам коррекции дискалькулии.

Публикация «Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций,» размещена в разделах

Основной задачей развития гностико-практических функций является перестройка нерасчлененного, синкретического восприятия, характерного для детей с дискалькулией, в дифференцированное, аналитико- синтетическое, расчлененное восприятие.

В процессе формирования математических понятий, а также при овладении графическими знаками (буквами, цифрами, математическими обозначениями и т. д.) существенное значение имеет уровень сформированности восприятия и представлений. Усвоение знаковых обозначений требует, с одной стороны, четкого восприятия, а с другой стороны сформированности зрительно-слухомоторной координации. Для правильного графического воспроизведения математических знаков необходимо синтезирование целого ряда функций : зрительного восприятия формы с одновременным анализом, а затем переработкой в кинетическую (динамическую) модель, осуществления их синтеза и конечного завершения в виде определенных действий.

Довольно сложным процессом является перенос слухового образа в моторную схему. Принципиальное значение в завершении этих процессов имеет ориентировка в собственном теле и в пространстве.

Таким образом, содержание системы коррекции дискалькулии основывается на формировании аналитико-синтетического, обобщенного восприятия с учетом специфических особенностей знаков, их пропорции, величины, пространственного расположения элементов.

Образовательная задача базируется на понимании того, что дети с нарушением речи должны овладеть тем же объемом знаний, умений и навыков, что дети с нормальным речевым развитием. Поэтому необходимо сформировать представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду. Проведение коррекционной работы направленно на формирование у детей с дискалькулией определенных умений, знаний и навыков:

- быстрое и четкое узнавание зрительных образов (формирование зрительного гнозиса);

составлять группу предметов и выделять из нее один;

сравнивать множества путем установления взаимнооднозначного соответствия;

определять результаты сравнения;

выделять подмножества;

считать до 10 в прямом и обратном порядке; соотносить количество, число и цифру;

понимать значение итогового числа как показателя мощности

множества;

уметь пересчитывать, при считывать и отсчитывать элементы множеств;

устанавливать зависимость и отношения между смежными числами;

понимать построение натурального ряда чисел и определять место числа в числовом ряду; пользоваться порядковыми числительными;

знать и правильно называть часть целого, половину;

применять состав чисел в пределах 10 для решения арифметических примеров и простых арифметических задач;

пользоваться вопросительными наречиями для построения вопросов и уметь отвечать на поставленный вопрос;

- дифференциация сходных зрительных образов и их различение по цвету, форме, величине;

различать и называть геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапецию, шар, куб, брус, цилиндр, конус, пирамиду);

показывать стороны, вершины и углы геометрической фигуры;

иметь представление о четырехугольнике и многоугольнике, линии и отрезке;

находить в окружающей обстановке предметы изученной формы;

анализировать форму реальных предметов и их частей;

группировать предметы по форме;

- ориентировка в окружающем пространстве, т. е. различение правой и левой стороны, направлений «вверх - вниз»;

- ориентировка в собственном теле и правильное ее использование в двигательных актах;

- Формирование пространственных представлений

ориентироваться в вертикальном, фронтальном и горизонтальном пространственных направлениях;

пользоваться пространственными предлогами и наречиями для определения положения предмета и направления движения;

определять свое положение среди окружающих предметов и направление своего движения;

ориентироваться на плоскости;

- формирование временных представлений о явлениях природы, различение понятий «времена года», «месяцы», «сутки» с учетом их признаков;

практически различать и называть времена года, части суток;

иметь представление о годе;

знать название дней недели и месяцев;

понимать значение и уметь правильно употреблять слова вчера, сегодня, завтра, быстрее, медленнее.

- усвоение временной последовательности и умение оперировать временной иерархией в практической деятельности;

- развитие зрительно-моторной координации;

- совершенствование слухового анализа и синтеза;

- формирование слухомоторной координации, в том числе восприятия и воспроизведения ритма.

Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности:

- развитие понимания речи,

- речевого подражания,

- расширение пассивного и активного словарного запаса,

- лексико-грамматических структур,

- формирование связной речи,

- развитие сенсорного и интеллектуального потенциала,

- словесно-логического мышления.

Занятия по математике позволяют осуществлять коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности. В процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходноразговорных слов, а также математических терминов, учатся действовать по инструкции. Требование проговаривать вслед за педагогом ход выполнения задания позволяет активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.

Использование разнообразных предметов для составления и сравнения множеств, счета, определения их величины, формы и положения в пространстве позволяет расширять и вербализировать чувственный опыт. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций создает предпосылки для развития словесно-логического мышления.

Характеризуя временные представления дошкольников с нарушениями речи, можно сказать, что им очень тяжело словесно оценить интервалы времени. Особенности лексико-грамматического строя речи создают трудности в определении различных отрезков времени принятыми единицами измерения, а также темпа, ритма, последовательности процессов, из смены и периодичности. Дети не могут рассказать о содержании деятельности в течение промежутка времени даже на основе личного опыта. Таким образом, в процессе профилактики и координации дискалькулии важным является формирование представлений о временах года, о днях недели, о частях суток, о временной последовательности событий.

Развитие временных представлений у детей с нарушениями речи имеет большое жизненно-практическое, развивающее и воспитательное значение.

Формирование этих представлений входит в сложную систему сенсорного развития ребенка. Понимание времени отражается в речи, что создает предпосылки для речевого развития.

Знания о времени даются дошкольникам в процессе игр, бесед, занятий. Воспитатель должен часто и правильно называть время суток, интонационно окрашивая речь. Напоминания о части суток должны повторяться постоянно, изо дня в день. Нужно добиваться, чтобы дети понимали, когда наступает определенное время суток и какие события обычно происходят в это время.

Важным условием развития речи является постепенное формирование произвольной речевой деятельности, поэтому педагог должен стимулировать речевую активность детей, создавать игровые ситуации, в которых

необходимо давать характеристику времени суток и использовать изученную терминологию.

Полученные представления о годе и сезонах обобщаются, дети повторяют, что происходит в течение года – как изменяется погода, растительный мир, жизнь людей, зверей и птиц.

Для закрепления изученного проводятся дидактические игры.

Большое значение для изучения месяцев имеет календарь. Он должен висеть в группе на доступном для детей месте. Вместе с детьми надо отмечать праздники и дни рождения, что вызовет интерес к календарю. Ребенок непременно захочет найти свой день рождения, будет следить, как долго осталось ждать до него. Это позволяет детям осознать длительность суток, месяца, сезона, года.

Учить ориентироваться во времени можно с опорой на плакатный календарь. Он позволит наглядно показать день, который был вчера, есть сегодня и будет завтра. Каждое утро после зарядки необходимо определять не только время года, месяц, число, но и день недели, а также называть прошедший и следующий день.

Следует постоянно следить за правильностью речевых высказываний и помогать детям грамотно пользоваться соответствующей лексикой.

Недостаточное развитие речевых функций отрицательно влияет на овладение математическими знаниями, умениями и навыками. Так, бедность словаря препятствует пониманию речевых инструкций, условия арифметической задачи, овладению математическими понятиями. Нарушения чтения и письма затрудняют выполнение учебной деятельности, в том числе и математической. При этом выявляется определенная зависимость между степенью выраженности дискалькулии и характером нарушений чтения и письма.

В содержании процесса коррекции дискалькулии у детей можно выделить следующие направления:

- коррекция нарушений сенсомоторных функций и их координация;

- развитие временных, количественных представлений;

- формирование сукцессивных и симультанных процессов;

- развитие логических операций;

- формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками;

- интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий.

Реализация этих направлений осуществляется системно. На каждом из коррекционных занятий определяется комплекс задач по коррекции нарушений речевых и не речевых психических функций и по формированию математических умений и навыков.

Публикации по теме:

Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи у детей пяти лет с использованием игр с водой Цикл игровых упражнений на развитие грамматического строя речи «Море в ладошках». ЧАСТИ ТЕЛА Помоем куклу Таню Развивать навыки образования.

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Домашние птицы» МБДОУ «ЦРР – детский сад «МАРЬИНО»» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим тема: «Коррекционная работа по формированию мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по формированию сенсомоторных функций.
Опубликовано: 14 мая 2015 в 14:37
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД