Толмачёва Марина
Коррекция эмоциональной напряженности через художественный труд
▼ Скачать + Заказать документы
Не для кого не секрет, что сложившаяся в нашем обществе неблагоприятная экономическая, политическая и социальная обстановка обусловила рост проявлений и повышение уровня эмоциональной напряженности (тревожности детей). Под тревожностью понимают эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющейся в ожидании неблагоприятного развития событий.
Публикация «Коррекция эмоциональной напряженности через художественный труд» размещена в разделах
По мере поступления детей, были замечены частые проявления у них беспокойства и тревоги, а также большое количество страхов, повышенная чувствительность и острая реакция на свои неудачи, склонность отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднение и т. п.
В чем же заключается необходимость коррекции эмоциональной сферы ребенка? Дело в том, что эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление.
Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны или неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного ребенка всё вокруг приятно, рассерженный же замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает запоминание. Существуют также определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденции способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье – тормозит её выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные – её уменьшают. Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетённом состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не боятся отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую – либо деятельность без неудач, без ошибок и срывов. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению развитии личности ребенка, к нарушении у него социальных контактов.
В качестве средств для коррекции эмоционального напряжения мною был выбран художественный труд. Дело в том, что тревожность ребенка зачастую вызывается особенностями воздействия взрослого с ребенком: Превалирование авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в том или другом случае ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требований взрослых, не угодить их, переступить жесткие рамки. Постоянная изменчивость требований влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.
Художественный труд, в свою очередь, представляет собой свободную, творческую деятельность, в процессе которой между детьми и воспитателем устанавливается интегративный стиль взаимоотношений, основным принципом которого является принципом сотрудничества, которого является принцип сотрудничества, оппозиция взрослого относительно воспитанника выражается словами «не рядом, не над, а вместе».
Занятие педагогом позиции, при которой он либо «отпускается» до уровня детей, либо «поднимает» их до своего уровня, уже само по себе способствует снижению количества страхов и проявлений беспокойства.
Когда же ребенку в процессе своей творческой деятельности удается создать своими руками оригинальный изделия из бумаги, то он переживает ситуацию успеха, способствующую повышении его самооценки, уровень которой у тревожных детей значительно занижен.
Увлекая детей в мир прекрасного, где царит доверие, понимание, признание и принятие ребенка взрослым, я ставлю перед собой задачу- повысить их уровень самооценки, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку предварительно предваряется мною словами, выражающими уверенность в его успехе. («У тебя обязательно получится», «Ты справишься»).
Чтобы снизить риск неуспеха иерархия занятий выстраиваются мною поэтапно : Начинаем с тех заданий, с которыми ребенок обязательно справится, соблюдая общий положительный эмоциональный фон. В случае неуспеха стараюсь максимально снизить его эффект, поскольку, корректирую эмоциональную напряженность у детей, важно помнить, что не успех в конкретном виде деятельности может привести к глобальному отвержению себя («Раз у меня не получается, значит я плохой, а любят только хороших»).
В ходе проводимых занятий не допускается создание ситуаций соперничества, так как тревожных детей, учитывая особенность их эмоциональной сферы, недопустимо сравнивать с кем-либо, особенно, если это сравнение не в их пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами или неудачами ребенка («Сегодня ты выполнил поделку гораздо аккуратнее, чем вчера», «Сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз, но я думаю, что в следующий раз ты сможешь еще лучше»).
Зная, что детская тревожность часто вызывается неизвестностью, предлагая детям очередное задание, стараюсь подробно выстроить пути его выполнение, то есть даю им алгоритм действий.
Есть еще одна не маловажная деталь – дети с высоким уровнем тревожности очень зависимы от мнения значительных от них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными и несамостоятельными. Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений на своих занятиях я предоставляю детям возможность действовать не в жестко регламентированных рамках, а проявлять свое творчество, самовыражения, следовательно, самосовершенствоваться.
Как писала в своих трудах Фридл Диккер– Брайдейсова : «Вспышками детского вдохновения внезапными озарениями непозволительно дирижировать… Тем, что мы предписываем детям путь… мы отлучаем детей от их собственного творческого опыта. Ребенок податлив и доверчив, он жадно вбирает в себя указания взрослого. И верит, что благодаря средствам, полученным в готовом виде, сможет преуспеть быстрее, чем другие. Таким образом, ребенок отвергается от собственных задач. На этом пути он сначала теряет личные средства, выражения, адекватные жизненному опыту, а затем и сам этот опыт. Слишком раннее усвоение форм ведет к закрепощению личности».
Человеческая уникальность, индивидуальность тесно связанна с проблемой творчества. Творчество предполагает новое решение, новый подход, то есть готовность к само изменению. Считается, что способствуя проявлению ребенка собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творчества. В качестве основного принципа развития творческого потенциала ребенка, я использую принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом проблемой становится невыполнение ребенком задания, а его эмоциональное отношение к этому заданию и соотнесение его общепринятым отношением. Это эмоциональное отношение принимается, как само достаточное проявление индивидуальности. Для того чтобы эмоциональное отношение могло быть полностью свободно выражено, оно должно быть принято и подержанно.
Его нельзя оценивать, потому что любая оценка ставит эмоциональным проявлениям определенные границы. Для того чтобы свободно проявить свое эмоциональное отношение, ребенок должен чувствовать себя психологической безопасности, таким образом безо ценность, принятия, поддержка и безопасность являются необходимыми и психологическими условиями развития творческого потенциала личности.
Последние годы все возрастающие внимание следователей привлекает связь эмоций с творчеством. Развитие творческого потенциала является одной из центральных линий личностного развития. Для того чтобы развивать творческий потенциал личности, необходимо прежде всего обращаться к её эмоциональным реакциям и состояниям. Эмоциональная реакция безошибочно указывает на истинное отношение к происходящему.
Внутренняя жизнь- это прежде всего его эмоциональная жизнь возможность выразить свое эмоциональное состояние, дает ощущение выраженности, реализованных собственной уникальности.
Первые шаги в мир искусства, от которых зависит глубина восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях мы начали с самого распространенного в работе с детьми материала-бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками. Работая с изделиями из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические изменения расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Детям нравится работать на процесс изготовления, чтобы получить желаемый результат. С малышами объединяю знания оригами с игрой.
Сложив из бумаги поделки животных, дети рассказывают с их помощью сказки. Забавные фигурки животных и человечков радуют глаз, способствуют снятию напряженности. Игры созданными своими руками фигурками доставляют немало приятных минут своим создателям.
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладении приема техники оригами всей семьей «Дружба», сближает детей между собой, способствует установлению в семье теплых дружественных отношений и снятия эмоционального возбуждения.