Галина Пестовникова
Коррекция трудностей адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в группе раннего возраста
Коррекция трудностей адаптации воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
в группе раннего возраста
Известно, что процесс адаптации у каждого малыша зависит от его индивидуально-типологических особенностей и социальной обстановки, которая окружает его. Многолетние наблюдения за особенностями привыкания воспитанников к условиям пребывания в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод, что дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации испытывают такие же трудности, что и нормально развивающиеся дети, но они усугубляются тяжестью их диагноза. Основными показателями недостаточно благоприятного состояния для них в этот период является следующее:
Публикация «Коррекция трудностей адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Младшая группа
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
эмоциональное самочувствие ребенка: подавленность, симптомы гиперактивности, беспокойство, пассивность;
избирательное отношение к педагогам и пассивное – к детям;
отсутствие интереса к предметному миру;
подверженность частым инфекционным заболеваниям;
значительные нарушения сна и аппетита
Период адаптации для ребенка с ОВЗ остро переживается в связи с отрывом от матери, от дома, от близких ему людей. У таких детей наблюдается высокая степень привязанности к дому и семье, в особенности прочной оказывается связь в диаде «мать-дитя», поэтому встречи с незнакомыми взрослыми и детьми зачастую становятся серьезной психологической травмой. Поэтому, создание и поддержание психологически безопасных, развивающих условий вхождения малыша в новый социум – детский сад и полноценная психолого-педагогическая помощь семье ребенка, стали для нас приоритетными целями взаимодействия, которые способны минимизировать возможные риски в развитии детей с ОВЗ в адаптационный период.
Предварительный этап работы по адаптации детей к ДОУ начинаем с знакомства с семьей за 1-2 месяца до поступления малыша в детский сад, с так называемых, ознакомительных встреч, в ходе которых совместно с педагогом-психологом и медицинскими специалистами, знакомим родителей с дошкольным учреждением, предоставляя полную информацию об условиях пребывания ребенка в ДОУ. Основная цель таких встреч: установление психологического контакта с семьей, преодоления барьера недоверия к ДОУ, оказание консультативной помощи для облегчения периода адаптации детей с ОВЗ и их родителей.
Затем посещаем семью ребенка на дому («домашнее визитирование»). Беседуя с родителями, получаем информацию о социальной ситуации развития малыша, типе семейного воспитания, особенностях привязанности ребенка к матери. Эти данные позволяют нам построить индивидуальную тактику работы с семьей. В рамках «домашнего визитирования» проводим первичное анкетирование, необходимое для построения плодотворной работы по адаптации. Анкета построена на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребенка, проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность, либо пассивность, особенностей в развитии.
Предварительный этап работы позволяет нам выявить детей «группы риска» и разработать индивидуальный маршрут вхождения каждого ребенка в ДОУ
Мы обратили внимание, что если в группу поступает ребенок с серьезными физическими нарушениями, то очень часто основным типом семейного воспитания является гиперопека. Она проявляется в нежелании матери дистанцироваться от ребенка, что связано с ее повышенной тревожностью, которая оказывает отрицательное воздействие на детское развитие: в поведении малыша устойчивыми становятся такие личностные черты, как застенчивость, неуверенность в себе, нежелание идти на контакт с другими детьми, появляется риск возникновения задержки речевого развития. В редких случаях, мать может предъявлять к ребенку жесткие требования. Данный тип воспитания приводит к нарушениям в эмоциональной сфере, когда фрустрация ребенка становится выше, чем он может выдержать. В поведении малыша проявляются симптомы гиперактивности или пассивности, когда малыш не проявляет познавательного интереса, самостоятельной активности, как двигательной, так и коммуникативной. Одной из причин, вызвавшей жесткие требования матери, является рождение ребенка не таким, каким она хотела бы видеть его. Индивидуальная работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, с нарушениями в эмоциональной и социальной сфере, позволяет максимально снизить факторы, тормозящие развитие малыша, а также помочь принять своего ребенка таким, как он есть.
Основной этап адаптационного периода направлен на развитие конструктивного взаимодействия с членами семьи, вовлечение родителей в коррекционный процесс. Учитывая особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, стараемся организовывать плавный переход от постоянного пребывания малыша в родительском доме к посещению детского сада. Это важно для всех детей, но особенно — для детей с ОВЗ, потому что, в их случае абсолютно необходимы постоянный обмен информацией и совместная активная работа всех взрослых, имеющих отношение к ребенку. В этот период основными формами работы являются совместные прогулки мамы и ребенка (первая неделя, щадящий режим посещения детского сада (вторая - третья недели.
С целью снижения стрессовых реакций воспитанников с ОВЗ в адаптационный период, нами разработан и внедрен в практику комплекс игровых сеансов адаптационных игр «Ладушки», который позволяет заинтересовать малыша, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне его эмоциональное состояние, способствует развитию потребности в общении. В комплексе «Ладушки» используем совместные с мамой игры-забавы, доставляющие ребенку радость и удовольствие от увлекательного времяпровождения; различные виды мини-театров (настольный, кукольный, перчаточный, варежковый, пальчиковый, помогающие малышу расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу; музыкально-ритмические игры с рассказыванием и пением потешек, пестушек, колыбельных, закличек, обладающие терапевтическим успокаивающим воздействием на эмоциональную сферу ребенка.
Одним из факторов успешной адаптации любого ребенка к условиям детского сада является его общение с взрослыми и сверстниками. С помощью потребности в общении усваивается социальный опыт. Общение с взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширение его знакомства с окружающей действительностью. Однако потребность в общении не может быть удовлетворена, пока ребенок не начал осознавать самого себя и себя по отношению к окружающему миру. Для детей с ОВЗ характерна задержка в формировании представлений о себе, поэтому в комплексе «Ладушки» представлены игры и упражнения на формирование своего «Я», представлений о других, эмоционального контакта с взрослым, развитие предпосылок к общению со сверстниками.
Значимым условием для успешной адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая эмоциональная среда, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уверенно, комфортно в физиологическом и психологическом плане. Традиционно мы используем следующие приемы и средства: одомашнивание среды обитания ребенка (домашняя игрушка, «своя» чашка, внесение фотоальбома с семейными фотографиями, индивидуальные беседы родителей с воспитателями, специалистами с обсуждением индивидуальных особенностей и потребностей ребенка с ОВЗ.
По-настоящему, приблизить обстановку детского сада к домашней помогает нам «домотека» (специально отведенное пространство группы, где дети размещают игрушки и предметы, принесенные из дома, напоминающие о близких и родных людях, альбом с семейными фотографиями. Это способствует преодолению возникающего чувства одиночества, установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата.
Необычный «радужный дождь» встречает детей во время утреннего приема, Шелковистые нити, расположенные по цветам радуги, имитируют струи воды. Через них приятно проходить, трогать руками, перебирать в пальцах. Они стимулируют тактильные ощущения, создают приятные эмоциональные переживания.
С помощью «веселого чемоданчика» с легкостью переключаем внимание детей, отвлекая их от переживаний, связанных с разлукой с близкими людьми. Открыть чемоданчик можно, если сказать волшебные слова. Содержимое «веселого чемоданчика» постоянно пополняем, изменяем. Дети могут найти в нем дидактическую игру, альбом для рассматривания, атрибуты для разыгрывания сказки и т. д.
Снять эмоциональное напряжение, выплеснуть всю свою отрицательную энергию дети могут в «подущку-злючку»
В группе имеется фонотека для релаксации. Сюда входят музыкальные произведения, записи голосов птиц, звуков природы Служит для обогащения восприятия и воображения, создания психологического комфорта, снижения нервно-психического и эмоционального напряжения, релаксации, формирования навыков саморегуляции
Заключительный этап – этап анализа и выводов. В течение месяца (в некоторых случаях дольше, с момента поступления ребенка в ДОУ, мы заполняем педагогические карты адаптации – наблюдения за ребенком, позволяющие оценить степень адаптированности детей к новым условиям. Оценка психоэмоционального состояния детей проводится педагогом-психологом посредством наблюдения за детьми в условиях группового общения с момента поступления в детский сад и по завершению психопрофилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.