Самодурова Ирина
Коррекция речевой деятельности дошкольников путем активизации межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Алексеево-Лозовский детский сад
«Коррекция речевой деятельности дошкольников путем активизации межполушарного взаимодействия»
Учитель-логопед
Самодурова Ирина Александровна
Коррекция речевой деятельности дошкольников путем активизации межполушарного взаимодействия
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
Публикация «Коррекция речевой деятельности дошкольников путем активизации межполушарного взаимодействия» размещена в разделах
(В. А. Сухомлинский)
Дошкольный возраст – время для формирования и развития будущей личности. В этот период происходит качественно новый этап освоения речи.
Во-первых, происходит развитие всех ее сторон, обусловленное усложнением взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также расширение круга жизненных связей и отношение. Во-вторых, активно развиваются формы и функции речи. Речь включается во все виды деятельности, особенно в познавательную.
Любая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, грубые нарушения звукопроизношения, бедный словарный и т. п.) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключая его из игр и занятий, негативно сказываясь на общем развитии и становлении личности.
Развитию и коррекции речи посвящено множество исследований и трудов, однако, в рамках нашей темы, хочется отметить исследования профессора Мариониллы Максимовны Кольцовой, в очередной раз напоминающей нам, что речь – это не дар свыше, а результат упорного труда взрослых и самого ребенка. В своих работах она изучала взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
В своей книги «Ребенок учится говорить», Кольцова задает 3 основных вопроса эволюции речи:
Почему только человек оказался способен к развитию членораздельной речи и отвлеченного словесного мышления?
Почему даже для высших животных, например, человекообразных обезьян, основным средством общения служат инстинктивные звуки и движения?
Почему дети по способам общения так близки к животным и у них так медленно — на протяжении нескольких лет — формируется речь?
На все три «почему?» ответ оказывается одни: это зависит от особенностей строения мозга.
И. П. Павлов называл мозг «органом приспособления к окружающей среде». Это очень точное определение. В самом деле, есть органы, которые удовлетворяют нужды самого организма: легкие обеспечивают газообмен, желудок и кишечник переваривают пищу, почки осуществляют выделительную функцию и т. д. Мозг же обеспечивает связь организма с окружающим его внешним миром, дает возможность приспособиться к условиям среды. Вот почему мы с полным основанием можем называть его органом приспособления.
Возможности развития речи и отвлеченного словесного мышления у человека определяются высоким развитием у него мозга. Медленность же формирования речевой функции ребенка (на протяжении нескольких лет) связана с медленным созреванием его мозга.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга - частая причина трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как при наличии информированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Формирование межполушарного взаимодействия в первую очередь зависит отсформированности движений кистей и пальцев рук. Именно поэтому на логопедических занятиях я использую различные формы работы по развитию мелкой моторики с учетом межполушарного взаимодействия, активизируя работу правой, левой руки и одновременные движения обеих рук. К ним относятся кинезиология в целом, и биоэнергопластика, как одно из направлений.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Основная цель кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику.
Особое значение имеют упражнения, в которых используются разнотипные или асинхронные движения рук. Осуществление и автоматизация таких движений расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.
При проведении упражнений по развитию мелкой моторики методом кинезиологии необходимо использовать не только движения сжатия, но и растяжения, расслабления. Для получения максимального эффекта упражнения, применяемые на занятиях должны включать:
сжатие, растяжение и расслабление кисти;
изолированные движения каждого из пальцев.
К таким упражнениям относятся:
игры с предметами (карандашами, счетными, палочками, цветными прищепками, пробками, природным материалом);
бродилки, трафареты;
выкладывание по заданному контуру (бусин, пуговиц, счетных палочек, цветных скрепок);
зеркальное рисование;
игры-шнуровки;
пазлы, мозаики;
пальчиковые игры;
игры с мячами, шариками, су-джок кольцами.
Биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка.
Включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек, как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения рук и тела.
Основной принципбиоэнергопластики – сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Вот почему важно помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.
По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это развивает координацию движений и мелкую моторику. Работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Занятия артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики по своим результатам подобны утренней зарядке:
усиливают кровообращение;
укрепляют мышцы лица;
развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата;
развивается координация движений;
развивает мелкую моторику рук.
Особенность работы с применением биоэнергопластики:
артикуляционные упражнения выполняются по стандартным методикам;
к артикуляционному упражнению присоединяется рука;
в упражнениях применяются игровые персонажи, счёт, музыка, стихи.
Систематическая работа способствует:
привлечению интереса детей к логопедическим занятиям;
положительным результатам в развитии артикуляционной, мелкой, общей моторики;
облегчает постановку, автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в речь, повышая эффективность преодоления речевых нарушений.
При знакомстве с новым артикуляционным упражнением, каждому ребенку дается объяснение, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру и иногда могут самостоятельно подбирать движения рук.
В процессе своей работы я активно использовала рабочую тетрадь «Развитие межполушарного взаимодействия у детей», включающую в себя игровые сеансы, направленные на синхронизацию работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Предложенные упражнения были интегрированы в индивидуальные занятия. С одним из таких упражнений я предлагаю вам ознакомиться посредством представленного видео.
Итак, проводя работу по развитию мелкой моторики рук, включающую в себя навыки работы с мелкими предметами, совместную деятельность рук и языка, способствующую развитию межполушарного взаимодействия согласованную работу обеих рук, активизируют мыслительные процессы и когнитивные функции, развивают речь, внимание, повышают интеллектуальные способности, нормализуют деятельность эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Стоит отметить, что только при систематическом и разнообразном применении упражнений по развитию мелкой моторики можно добиться положительных результатов в коррекционной работе учителя-логопеда, устранении речевых нарушений у дошкольников и избавлении от дефектов речи.
Литература
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М. : «Сов. Россия», 1973
Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. – Ростов-на-Дону. : «Феникс», 2018
Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М., 2000