Ольга Терешкина
Коррекция дефекта озвончения и оглушения
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдаются три вида нарушений:
- полное отсутствие звонких согласных (бабушка – папушка)
- недостаточное озвончение (у меня заполела корова).
- недостаточное оглушение (в волозах савязана банда и лента)
наблюдается чаще, чем озвончение. Дефекты озвончения наблюдаются при дизартрии, ринолалии, при нарушении голоса, у слабослышащИсправление данного недостатка следует начинать со щелевых звуков «В» - «З» - «Ж», а потом переходить к взрывным «Б» - «Д» - «Г».
Подготовительные упражнения:
Публикация «Коррекция дефекта озвончения и оглушения» размещена в разделах
- поочерёдное воспроизведение беззвучно вдоха и выдоха, затем стона на вдохе и выдохе. Сначала выполняет логопед, затем совместно, затем ребёнок.
- громкое и шёпотное произнесение гласных звуков (отрывисто и длительно) при тактильно-вибрационном контроле.
Используется вибрационный массаж. Озвончения звука можно добиться благодаря переходу от одного сонора к другому м-м-м-на, м-м-м-ба или применяя сочетания звонкого звука между гласными адма, адна. Озвончение щелевых звуков не всегда удаётся вызвать сразу, это связано с тем, что как правило, в этих случаях есть какой-то вид сигматизма.
При постановке звука «В» логопед протяжно произносит звук «Ф», а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук «В». При этом логопед обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука «В» можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать её вибрацию.
В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой - своей собственной гортани.
Затем таким же образом произносится звук «С», который при включении голоса преобразуется в фонему «З».
Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой «Ж», что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения «Ш».
За первичной постановкой звуков «З» и «Ж» следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими («З» - «С»; «Ж» - «Ш»).
Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке тонких взрывных «Б», «Д», «Г».
Начинать целесообразно с фонемы «Б». Ребенку предлагается трёхкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.
Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими («П»- «Б», «Т» - «Д», «К» - «Г» и др.).