марина матвеичева
Копилка музыкальных игр и творческих заданий
▼ Скачать + Заказать документы
1. Слова знакомой русской народной песенки не проговорить, а простучать ложками.
Используем такие детские песенки и попевки:
• русская народная попевка «Ходит зайка по саду»;
• русская народная попевка «Сорока»;
• русская народная попевка «Дождик»;
• хороводная игра «А я по лугу»;
• русская народная песенка «Петушок»;
• русская народная песенка «Две тетери»;
• русская народная прибаутка «Патока с имбирем»;
• русская народная песня «Во поле береза стояла»;
• хороводная игра «Заинька, выходи»;
• хороводная песня «На горе-то калина»;
Публикация «Копилка музыкальных игр и творческих заданий» размещена в разделах
• русская народная песня «Как на тоненький ледок»;
• волжская народная песня «Вейся, капуста»;
• попевка «Андрей-воробей»;
• попевка «Василек»;
• русская народная песенка «У кота-воркота»;
• русская народная прибаутка «Солнышко».
2. Игра «Веселый кубик».
Дети, стоя в кругу, передают кубик, на гранях которого нарисованы музыкальные инструменты ( они же лежат на столике: ложки, треугольник, бубен, румба, палочки, барабан) и говорят: «Все танцует и поет, кубик, кубик, кто начнет?» Тот, у кого «остановится» кубик, выбирает музыкальный инструмент. Далее 2 варианта продолжения игры:
1-й вариант (обучающий) :
а) звучит ритм знакомой русской народной попевки. Дети угадывают (говорят вслух);
б) когда угадывают, не говорят вслух, а 1 ребенок выбирает ритмическую карточку – все дети оценивают правильность выбора.
2-й вариант (творческий) :
а) ребенок играет под аккомпанемент по выбору музыкального руководителя, подстраиваясь к характеру музыки;
б) ребенок заказывает музыкальному руководителю жанр : песню, танец или марш и играет сопровождение на инструменте, подбирая соответствующий ритм, передающий настроение музыки;
в) ребенок играет свой ритмический рисунок – дети повторяют ритм хлопками.
Примерный набор русских народных попевок для 1-го варианта:
• «Заинька, выходи»;
• «Скок-скок-поскок»;
• «Василек»;
• «Тень-тень-потетень»;
• «Две тетери»;
• «Во поле береза»;
• «Коровушка»;
• «А я по лугу»;
• «Во кузнице»;
• «Андрей-воробей»;
• «Сорока».
3. Музыкальная дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Чья песенка?».
Нужно спеть знакомую русскую народную песенку высоко (маленький зайчик, например) или низко (большой заяц).
Музыкальный репертуар :
• «Заинька, зайка»;
• «Вейся, капустка»;
• «Петушок»;
• «Ладушки»;
• «Дождик»;
• «Сорока»;
• «Ходит зайка по саду» и т. д.
4. Игра «Композитор» на развитие песенного творчества.
1-й этап: пропеть пословицу, поговорку, загадку, потешку, считалку на свою мелодию (примерный перечень пословиц, потешек прилагается).
2-й этап: пропеть свою попевку (на заданный текст) грустно или весело.
Например:
а) О солнышке – грустное (минор) или веселое (мажор) :
«Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко».
Ребенок поет, дети угадывают, ребенок озвучивает, так ли это, общее обсуждение – похоже или нет.
б) О весне – солнечный день (мажор, пасмурный день (минор) :
«Осень, осень, в гости просим».
в) О зиме – солнечный, снежный денек (мажор, мороз, метель (минор) :
«Здравствуй, зимушка-зима,
Что зима нам принесла».
5. Игра-сценка «Медведюшка на Масленице».
Входит Поводырь с Медведем (роли исполняют дети).
Поводырь. Эй, добрые люди, смотрите сюда,
Вы такого не видали никогда!
Ну-ка, Мишка, покажи, как девчонки
В зеркало глядятся да прихорашиваются.
Медведь трет морду, вертит волосы.
Поводырь. А как ребята на работу собираются?
Медведь еле-еле передвигает ноги.
Поводырь. А как с работы возвращаются?
Бежит косолапя по кругу.
Поводырь. Мишенька, а как Бабка-Ежка в бане парится, на полке валяется?
Падает на спину, машет лапами.
Поводырь. Ой, бабка-то угорела, головушка заболела. Где заболела-то, Мишенька?
Мишка трет зад.
Поводырь. Да нет, Мишенька, не это. Где голова-то?
Трет виски.
Поводырь. Ну-ка, Мишка, попляши,
У тебя ножки хороши.
Пляска Медведя, переходит в общую пляску. Медведь кланяется на все 4 стороны и уходит.
6. Музыкально-дидактическая игра «Теремок».
Материал: игровое поле, фигурки зверей, теремок, дидактическая лесенка.
Все дети (поют).
Стоит в поле теремок-теремок,
Как красив он и высок, и высок,
По ступенькам мы идем, все идем,
Свою песенку поем, все поем.
Музыкальный руководитель.
Приходите в теремок,
Будем печь большой пирог.
Ребенок-персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу (поступенное движение вверх, а вторую фразу на свою придуманную мелодию:
1-я фраза – Вверх по ступенькам я иду (движется вверх);
2-я фраза – И в дом чудесный захожу (своя мелодия).
Заходит в теремок.
Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи зайдут в дом, начинается движение вниз в обратном порядке.
1-я фраза – Я по ступенькам вниз иду (движение мелодии вниз);
2-я фраза – И по тропиночке уйду (своя мелодия).
Уходит.
Сказки-распевания
СОНЯ-ПЕТУШОК
Жил-был Петушок. Он очень любил поспать. И вот однажды утром Петушок проспал рассвет и не разбудил никого. Проснулась кошка и очень удивилась, что солнышко взошло, а все спят. Она подошла к Петушку и пропела:
– Мяу-мяу-мяу, пора вставать (по 5, 3, 1 ступени мажорного трезвучия вниз).
Но Петушок все спал.
Поют все дети.
Вторым проснулся Гусь и тоже пропел:
– Га-га-га, пора вставать!
Но Петушок продолжал спать.
Далее по желанию детей «просыпаются» и поют домашние животные и птицы (дети выбирают соответствующую карточку) : лошадь, корова, утки, баран, козел, хрюшка, курица.
Последней просыпается собачка и громко лает:
– Гав, гав, гав! Пора вставать!
Петушок встрепенулся и закричал:
– Ку-ка-ре-ку! Пора вставать!
А все вокруг засмеялись. Петушку стало стыдно, и он больше никогда не просыпал утро.
ВЕСЕЛЫЙ КОНЦЕРТ
Жили-были сосульки. Появились они в середине зимы. Зимой они росли, а когда наступила весна, вдруг начали потихоньку таять. Самые большие сосульки роняли большие капельки и пели низким голосом: «Кап, кап, кап!» (по До-мажорному трезвучию вниз) сосульки поменьше роняли капельки и пели средним голосом: «Кап, кап, кап!» (по Ми-мажорному трезвучию вниз). А самые тоненькие сосульки роняли маленькие капельки и пели высоким голосом: «Кап, кап, кап!» (по соль-мажорному трезвучию вниз). Теперь каждый день они давали концерт. Сначала их концерты были короткими («Кап, кап, кап!» – вниз по трезвучию – дети повторяют 2–3 раза). Затем концерты были все длиннее и длиннее (музыкальный руководитель поднимает карточки с изображенными на них капельками, разными по размеру).
Дети поют:
Кап – кап – кап – кап – кап – кап – кап
выс. ср. выс. ср. низк. низк. низк.
Порядок капелек всегда варьируется.
И вскоре концерт стал продолжаться весь день и всю ночь (далее ребенок выходит и поднимает карточки в произвольном порядке, дети поют).