Картыш Надежда
Конвергентное занятие «Прогулка в зимний лес»
Конспект конвергентного занятия
на тему: «Прогулка в зимний лес»
Старшая группа.
Задачи:
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»
1. Продолжать формировать первичные представления о лесе как общем доме для деревьев. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Знакомить детей с изменениями в природе, знать и называть признаки зимы. Обобщать знания детей о деревьях, диких животных, о среде их обитания. Развивать мыслительные операции (сравнивать и устанавливать связи между явлениями природы). Задачи образовательной области: «Речевое развитие» 1. Активизировать словарный запас детей 2. Продолжать формировать умение владеть речью, как средством общения и культуры.
Публикация «Конвергентное занятие „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
3. Упражнять детей в подборе прилагательных, характеризующих растения и животных. Задачи образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие» 1. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому. 2. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. Задачи образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» 1. Продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру. 2. Воспитывать эстетический вкус и прививать любовь к природе. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц, загадок о диких животных, птицах, кормление птиц на прогулке.
Методические приё мы: Приемы мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, проблемная ситуация. Приемы организации практической деятельности детей. Приемы поддержания интереса у детей и чередование видов детской деятельности. Демонстрационный и раздаточный материал: Материал для опытов. Воспитатель приглашает детей. Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Какое сейчас время года? Какое время года было перед зимой? Какое наступит после зимы? Какое после весны? Осенью мы с вами были в лесу. Вспомните, с какой наукой вы познакомились, которая изучает времена года? (Наука – Фенология). Молодцы. Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес.
Прежде, чем отправиться в лес вспомним. Правила поведения в лесу:
Воспитатель: 1. Люди, приходящие в лес - гости. Они должны вести себя скромно, не нарушать жизнь хозяев. 2. Нельзя шуметь в лесу – громко кричать, чтобы не разбудить животных, которые на зиму залегли в спячку. 3. Нельзя дергать за ветки деревьев и стряхивать снег. Снег, как одеяло, накрывает деревья и защищает от мороза. 4. Ходить только по тропинкам, под снегом могут прятаться животные. Приглашаю вас пойти. Интересней приключения нам ребята не найти. Друг за дружкой становитесь. По дорожкам, по тропинкам по лесу гулять пойдем. Много, много интересного мы в лесу найдем. Согласны? Дети: Да
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Картина И. И. Шишкина «Зима в лесу»
Мы морозов не боимся. Мы шагаем по сугробам По сугробам круголобым Поднимай повыше ногу Проложи другим дорогу Очень долго добирались И в лесу мы оказались. Воспитатель: Вот мы и в лесу. Воспитатель: Ребята, а что такое лес? Дети: Лес — дом для растений, животных и птиц. Воспитатель: Какие виды лесов вы знаете? (Хвойный, смешанный, лиственный). Какие деревья растут в лиственном лесу? (Береза, осина, дуб, осина, липа, клен) Какие деревья встречаются в хвойном лесу? (Ель, сосна, пихта, кедр) Воспитатель: Кто самый главный обитатель леса?
Дети: Дерево.
Воспитатель: Почему оно главный обитатель?
Дети: Листья выделяют кислород, является домом для зверей и птиц.
Воспитатель: Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Как ведут себя растения зимой? Как называется, явление природы, когда идет снег? (Снегопад). Почему деревья в сильные морозы трещат? Тишина. Не слышно птичьих голосов. Рассматривание. Что мы видим на картине? Какой лес? (Волшебный, зимний, спящий, сказочный, дремучий. Посмотрите на сосны. Они не просто большие, а какие? (Огромные, громадные). Мы видим непроходимый лес, как можно его по-другому назвать? (Чащоба, дремучий) Что мы видим, что лежит под снегом? (Гнилые, трухлявые деревья). Правильно, упавшие деревья еще называют валежником. Как вы думаете, в этом в лесу кто-нибудь живет? Посмотрите внимательно. (Птица). Значит и зимой есть жизнь в лесу. А как вы думаете, какая по настроению картина? (Тихая, спокойная). Ребята, эту удивительную картину написал великий русский художник Иван Иванович Шишкин. Ее вы можете увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге. Ребята, как называется наука, которая знакомит нас с картинами? Изобразительное искусство. Много красивых стихотворений сочинили поэты о зимнем лесе. Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою Околдован лес стоит, И под снежной бахромою Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит».
А вот еще есть такое стихотворение, называется «Зимнее утро»
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце,
Снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Это удивительное стихотворение написал А. С. Пушкин. Ребята, есть такой предмет в школе «Литература», которая познакомит вас с удивительным миром поэзии и поэтами, писателями и их творчеством. Воспитатель: Кого мы можем встретить в лесу?
Зима - это самое трудное для животных время года, которое приносит им много лишений и невзгод (холод, мороз, метели, голод). Давайте мы с вами походим по лесу и посмотрим, как же зимуют звери в лесу. Какие изменения произошли в лесу? (Выпал снег. В лесу стало тихо. Медведь спит в берлоге.)
Как звери приспособились к зиме? Чем питаются?
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Всех зверей она хитрей Шубка рыжая на ней Пышный хвост ее краса Это зверь лесной. (Лиса) Значит – это чей след? (Лисий) А вот следующий след Прыг да скок – исчез трусишка. Это маленький (зайчишка) Значит – это чей след? (Заячий). Серый я, живу в лесу Знаю рыжую лису, Песню грустную тяну Громко вою на луну Чей тоскливый вой Слышится зимой. (Волк). Значит – это чей след? (Волчий). Из берлоги слышен храп Спит хозяин, косолап. Всю округу замело. Но ему во сне тепло. (Медведь) Значит – это чей след? (Медвежий) Это что за шалунишка Рвет с еловой ветки шишку. Семена в ней выгрызает Шелуху на снег бросает? (Белка) Значит – это чей след? (Беличий). В чаще ходит зверь рогатый А зовут его сохатый (Лось). Значит – это чей след? (Лосиный). Дидактическая игра «Кто, где живет?» В дупле живет (белка). В логове живет (волк). Под кустом дрожит (заяц). Зимой в берлоге (медведь). В норе (лиса). Ребята, как называется наука, которая изучает животных? «Зоология». Воспитатель Холодно и голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. Им очень трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в зимние морозы. В такую погоду много птиц погибает от голода; а ведь они приносят большую пользу деревьям: Какую? (Они спасают их от вредных насекомых)
Воспитатель показывает кормушку. А для кого нужна кормушка? В кормушке лежат ветка рябины, хлеб, сало, еловая шишка. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябинку не тронули? (воробьи). А вот сели на кормушку другие птички (грудка красная).
Ягод на ветке рябины не осталось. Что за птицы (Снегири). А потом прилетели птички с желтыми грудками? Полакомились салом. Как называются эти птицы? (Синицы). А потом прилетели красивые птички, с необычным клювом, полакомились семенами еловых шишек. Как называются эти птички? (Клест). Вот мы и сегодня с вами накормили птиц. Молодцы! Мы узнали, как нелегко зверям жить зимой, поэтому их нельзя обижать. Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которых мы встретили в лесу? (Зимующие). А каких вы еще знаете зимующих птиц? Как живется птицам зимой? Почему птицы зимой сидят нахохлившись? А как мы можем помочь птицам зимой? А кто из вас знает, как люди заботятся о зимующих птицах? Чем подкармливают (ответы). А чем нельзя? А вы, знаете? Что крошки черного хлеба зимой птицам давать нельзя. Как вы думаете, почему? (На улице хлеб размокает, становится кислым и застревает в горле у птицы и птица может погибнуть. Ребята, давайте заботится о птицах и им помогать. А есть такая наука, изучает окружающий мир «Экология». Физкультминутка. Рано утром в лес ходили Там снеговика лепили, А потом с горы катились Веселились и резвились В Таню кинули снежком В Вову кинули снежком В Мишу кинули снежком Получился снежный ком. Холодно гулять зимой, Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, отправится в лесную лабораторию. Какие бывают снежинки? (разные). А как вы думаете, почему снег хрустит? Давайте проведем опыт. Опыт «Почему снег хрустит?» Возьмем крупную соль. Ее кристаллики напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелочку. Берем ложку, надавливаем на соль 5 раз. Слышен скрипящий звук (ломаются кристаллики соли). Тот же звук, слышен, когда мы идем по снегу в морозный день. Вывод: Снег состоит из снежинок, хотя кристаллики очень мелкие, когда они ломаются, слышен треск. Когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идете по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются тысячи снежинок. Опыт «Замершая вода» Задача: Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Описание. Перед детьми – миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы, Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами. Над поверхностью видна только верхушка айсберга. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В группе тепло). Во что превратился лед? Из чего состоит лед? Воспитатель: Вы знаете, есть наука, которая изучает жидкости и твердые тела называется «Физика». Воспитатель: Давайте проведем еще интересный опыт.
Опыт «Свойства воды. Растворимость». Задача: Выявить свойства воды. Материалы: Стаканчики с водой (холодной и теплой, сахар, соль, краски, палочки для размешивания. Описание. Рассматривание воды, предметы видны, почему они хорошо видны? (вода прозрачная). Как можно окрасить воду? (Добавить краску). Воспитатель предлагает окрасить воду самостоятельно (в стаканчиках теплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворяется? (В стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной). Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить соль, сахарный песок? Дети добавляют сахар, соль, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось. (Получился раствор, т. к. мы соединили воду с сахаром). Воспитатель: Ребята, наука, которая изучает свойства воды и снега, называется «Химия». 8 февраля в России отмечается «День Российской науки». Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу прогулка в зимний лес. Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось? Что интересного увидели? Где мы с вами побывали? Что мы еще делали? С какими науками мы познакомились? Воспитатель: Ребята, вы все сегодня молодцы, поэтому мы с вами смогли так быстро справиться со всеми заданиями. Спасибо.