Тамара Савельева
Контроль работы в ДОУ старшим воспитателем и руководителем в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Контроль работы в ДОУ – самая значимая часть методической работы, так как педагогическая деятельность требует особого внимания и профессионального развития.
Существует несколько видов контроля:
-предупредительный,
-текущий,
-итоговый.
•Предупредительный контроль.
Цель этого контроля – оказать помощь педагогу и предупредить ошибки в воспитательной деятельности. Такого рода контроль проходит в виде беседы, чтобы выявить компетентность педагога в определённом разделе, его представления о занятиях и формах работы. Предупредительный контроль нацелен на повышение профессионализма воспитателя и развитие его потенциала.
Темочки:
•Текущий контроль.
Данный вид контроля направлен на анализ проблем в усвоении учебной программы, сравнение уровня развития дошкольников с установленными нормами. А также при текущем контроле педагоги получают рекомендации, узнают об изменениях сроков прохождения программ, корректируют формы и методы организации воспитанников. Текущий контроль может быть тематическим, оперативным, фронтальным и сравнительным.
Тематический контроль:
Тематический контроль позволяет выявить уровень работы дошкольного учреждения по задачам и результатам, запланированным на год. Тематический контроль проводится как за выполнением педагогами требований нормативно-правовых актов, так и за эффективностью использования рекомендаций администрации дошкольного учреждения, проводимых консультаций и семинаров. Контроль осуществляется с подготовленным планом проверки, где указаны цели, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные лица и методы контроля.
Виды и формы контроля:
В современной педагогической науке выделяют два типа реализации контрольных функций — внешнюю и внутреннюю.
Внешний контроль осуществляется с целью:
1. Выявления социально и культурно значимых объектов.
2. Определения социального статуса семей, воспитывающих дошкольников.
3. Фиксации запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг — родителей воспитанников детского сада.
4. Контроля обеспечения социальной системы защиты детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Внутренний контроль является более сложной и многогранной системой.
Дополнительно в структуре контролирующих функций выделяют различные формы контроля по последовательности и периодичности:
1. Предварительный мониторинг, который проводится с целью предупреждения ошибок еще до начала реализации запланированных процессов. Профилактический контроль очень важен при работе с новыми сотрудниками или на этапах запуска экспериментальных образовательных проектов, расширения структуры и функций детского сада.
2. Текущий мониторинг необходим для соотнесения промежуточных результатов с прогнозируемыми и обеспечения своевременной реакции.
3. Результирующий — заключительный мониторинг, в ходе которого фиксируют достигнутые результаты и анализирует причины их достижения для закрепления положительной динамики.
4. Поисковый мониторинг — комплекс разносторонних контролирующих мер, направленных на поиск оптимальной тактики достижения поставленной задачи в конкретных условиях.
5. Исполнительный мониторинг — порядок реализации рекомендаций, озвученных администрацией дошкольного учреждения.
Оперативный контроль.
Оперативный или текущий контроль выполняется согласно разным мо-делям, выбор которых определяется с учетом специфики актуальных задач. С целью получения необходимой информации руководитель детского сада проводит экспресс-диагностику — эффективного метода сбора данных для выявления актуального состояния воспитательного комплекса по конкретно-му направлению.
1. Экспресс-диагностика осуществляется посредством анкетирования или тестирования, личных бесед с воспитателями, старшим воспитате-лем, родителями воспитанников.
2. Выборочный контроль оценивает профессиональную деятельность педработника, актуальный анализ воспитанности детей в группе, уровень производственной дисциплины, мониторинг условий педагогической работы или другие вопросы. Проверка выполняются в течение дня в ходе посещения руководителем детского сада групп, проведения консультаций и бесед.
С целью обеспечения эффективной управленческой работы в нашем детском саду «Солнышко» организовываются проверки по 5-7 вопросам ежемесячно и составляются справки по планированию оперативного контроля в произвольной форме.
Тематический контроль.
Главная цель тематического контроля — комплексное изучение реализации педагогического процесса, своевременное внесение изменений в задачи педколлектива детского сада или отдельного педагога.
В обязанности старшего воспитателя и руководителя входит оказание всесторонней поддержки воспитателям в подготовке к проверке.
Тематическая проверка
Управленческий процесс проводится с привлечением педколлектива к тем задачам, которые в детском саду реализуются недостаточно успешно. Контроль оценивает выполнение образовательных, воспитательных, методических, развивающих и исследовательских задач. Анализируется степень выполнения годовых задач, обозначенных в плане работы на учебный год и уровень освоения ООП по выбранным направлениям развития и учебным областям.
Фиксируется в годовом плане работы, где указываются сроки проведения и выбранные темы, о чем воспитатели информируются за 4-8 недель. Проверка проводится в отдельных или всех возрастных группах. Длительность контроля составляет 1-3 дня. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которую оглашают на заседании педагогического совета.
Итоговый
контроль Проводится для оценки результатов работы за выбранный период (квартал, полугодие и год). Проверка затрагивает содержание учебно-воспитательной, методической или дидактической работы и степень выполнения поставленных задач. Эффективность работы за полугодие и год озвучивается на заседаниях педсовета. Регламентируется приказом заведующего, в котором фиксируются сроки и темы проверки. Анализируется условия для выполнения педагогических задач, степень освоения воспитанниками образовательной программы, педагогическое мастерство воспитателей.
Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.
Персональный контроль
Проверке подвергается система работы, самообразования, уровень педагогического мастерства, навыки использования инновационных технологий и достижений педагогического педработника.
Назначается приказом заведующего, в котором фиксируются сроки и темы проверки. Воспитателя информируют о предстоящем контроле за 7-14 дней. Результаты проверки вносятся в аналитическую справку, которая зачитывается на педсовете.
Итоговый контроль
проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы нашего педагогического коллектива педагогического коллектива по выполнению программы и задач годового плана. Итоговый контроль включает в себя : план, цель, сроки про-ведения, график, материалы итогового контроля (схемы, диаграммы, опрос-ники, оценочные листы, протоколы и т. д.).
Результат тематического контроля — аналитическая справка
Документ состоит из трех частей, в которых находит отражение оценка всех блоков плана проверки.
1. Вводная — основная информация о сроках и тематике проведения проверки, предмете изучения, целях и методах работы, ответственных за контроль.
2. Аналитическая — перечисляются и анализируются полученные в ходе проверки факты, выявляются причины обнаруженных недостатков работы и факторы, повлиявшие на них. Важно дать ответ на каждый поставленный в плане контроля вопрос, сформировать причинно-следственные связи между преимуществами и недостатками решения изучаемого вопроса.
3. Завершение — обобщенные выводы и рекомендации педагогическому коллективу с уточнением сроков их выполнения.
Планирование контроля в нашем дошкольном учреждении отражает направления или мероприятия, которые подлежат проверке, основания для проведения, виды, сроки, цели мониторинга, контрольные результаты и рекомендации, направленные на устранение обнаруженных недочетов. Планируя контроль на учебный год, рабочая группа или администрация нашего дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» руководствуется положениями годового плана.
Выбор оптимальных методов контроля позволяет получить объективные результаты в работе нашего дошкольного учреждения, непрерывно искать эффективные пути развития детского сада.