Наталья Пятаева
Консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультативное практическое занятие
для родителей «Учимся играть дома»
Тема: «Игры для всей семьи»
Пятаевой Натальи Александровны
Все родители хотят видеть своих малышей здоровыми, веселыми, физически развитыми. Что же для этого нужно?
Публикация «Консультативное практическое занятие для родителей „Учимся играть дома“» размещена в разделах
С момента рождения ребенок стремиться к движению. Младенцы и дети постарше познают мир ползая, лазая, бегая. Использование простых, но разнообразных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился свободно владеть своим телом, его движения стали красивыми, легкими, уверенными. Физическая активность не только разовьет у ребенка ловкость, быстроту, гибкость, но и улучшит его внимание, память, расширит представление об окружающем мире. В дошкольном возрасте формируются основные движения. Но его двигательный опыт пока еще невелик, ориентирование в пространстве затруднительно. Малыши часто ходят неравномерным шагом, шаркая ногами и опустив голову, при ползании не получается ритмичного чередования рук и ног.
Такие упражнения – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком двигательной активности.
Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так ив жизни. Ловкому ребенку легко пробежать по извилистой тропинке и не споткнуться, сильному – далеко бросить мяч, быстрому – догнать бабочку или стрекозу.
Кроме того, подвижная игра – источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребенка общаться со взрослыми и другими детьми.
Физически окрепнуть ребенку помогают игрушки, с которыми можно совершать разнообразные движения (разные по размеру мячи, тележки, машины, кегли, надувные игрушки). С такими игрушками можно играть и на улице.
Вначале ребенок выполняет упражнения только с помощью взрослого, постепенно эта помощь уменьшается: по мере того как движения ребенка становятся более точными, его сила, выносливость и настойчивость заметно возрастают.
Для развития общей двигательной активности, ловкости, точности движений, практического мышления и глазомера полезны игры с предметами (обручем, кеглями, клюшками и т. д.)
Не следует делать слишком много замечаний ребенку, поправлять его. Не нужно показывать свое недовольство и нетерпение. Детей необходимо чаще хвалить, чем порицать, важно отмечать даже самые маленькие их успехи.
Для развития чувства равновесия надо побуждать ребенка ходить по ограниченной поверхности: на прогулке – по доске, узкой дорожке; дома – по кромке ковра, между веревочками, которые можно положить по-разному.
Важно следить за физической нагрузкой ребенка, всячески поощряя двигательную активность, но избегать перевозбуждения. Одежда не должна сковывать движения ребенка. Нужно, чтобы в любой одежде, независимо от времени года, малыш чувствовал себя уютно и свободно.
Все захлопали в ладоши
Цель: обучение простейшим движениям, умению сочетать свои действия с текстом песни.
Ход игры: взрослый поет (на мотив «Во саду ли, в огороде…»)
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее.
По коленочкам ударим,
Тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше…
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Покружились, покружились
И остановились
Дети хлопают в ладошки, стучат ножками.
Дети хлопают по коленкам
Дети медленно поднимают ручки вверх.
Все поворачивают кисти рук то вправо, то влево, опускают ручки.
Прятки
Цель: обучение ритмичным движениям, повторение названий частей тела.
Ход игры: Взрослый поет песню и показывает, какие движения нужно делать.
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки?
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки.
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки.
Где же, где же наши ножки,
Где же наши ножки?
Вот, вот наши ножки,
Вот наши ножки.
Пляшут, пляшут наши ножки,
Пляшут наши ножки.
Где же, где же наши детки,
Где же наши детки?
Вот, вот наши детки,
Вот наши детки.
Пляшут, пляшут наши детки,
Пляшут наши детки.
Ручки за спиной.
Показывают ручки, поворачивают их то вправо, то влево.
Дети приседают, закрывают ножки ручками.
Встают и выдвигают по очереди то одну, то другую ножку.
Закрывают личико.
Ребята кружатся, одна ручка поднята вверх.
Идем по мостику
Цель: обучение ребенка правильной ходьбе, умению ориентироваться на местности.
Ход игры: На полу проводится линия. Ребенок идет по прямой линии сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрослый приговаривает:
Через мост перейти
Надо нам, ребята.
В дальний лес
Мы пойдем,
Там грибы – маслята.
После того как ребенок освоит это упражнение, добавляет ходьбу зигзагом (между кубиками).
На горку
Цель: Развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.
Ход игры: Взрослый сидит или стоит, а ребенка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребенка по ноге взрослого. Когда ребенок поднимается высоко, взрослый читает русскую потешку:
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок!
Маленькие ножки бежали по дорожке
Цель: формирование правильной осанки, развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивого внимания, мышления (умения создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения). Развитие у ребенка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука «ш» в связном тексте.
Ход игры: Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребенка показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают».
Ребенок бежит и приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге».Припевка повторяется несколько раз.
Ребенок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрого, то медленного и тяжелого движения.
Походи и побегай
Цель: Обучение бегу в разном темпе, развитие чувства ритма.
Материал: Бумажный самолетик.
Ход игры: Взрослый показывает самолетик и спрашивает:
- Что это?
- Самолет.
- Что он делает?
- Летает.
- Где летает?
- Высоко в небе.
Затем читает стихотворение «Самолет»
Самолет летит,
Самолет гудит: «У-у-у-у!»
Я лечу в Москву!
Командир – пилот
Самолет ведет: «У-у-у-у!»
Я лечу в Москву
По комнате пустить бумажный самолетик, который ребенок ловит и приносит взрослому. Взрослый предлагает ребенку самому «полетать» по комнате.
Сначала ребенок «заводит мотор», двигается не очень быстро, повторяя: «Жу – жу – жу – лечу!»Взрослый машет флажком, ребенок разводит руки в стороны (на высоту плеч) и переходит с ходьбы на бег. Некоторое время он свободно бегает по комнате, повторяя: «У-у-у-у!», затем «мотор» выключается, малыш произносит: «Ш-ш-ш» и садится на место.
Самолетик
Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя незамысловатые движения, кроха разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом – следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед собой.
Мяч
Цель: Обучение прыжкам, умению двигаться ритмично.
Ход игры: ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив у на его головку ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Сорви яблоко
Цель: Обучение прыжкам.
Материал: яблоки.
Ход игры: Взрослый изображает яблоню, в каждой руке он держит по яблоку. Руки вытянуты на уровне головы ребенка – это «ветки», которые шевелятся от ветра. Ребенку предлагают сорвать яблоко. Он протягивает руки к нему, но «яблоня» сразу не поддается: «ветки» качаются из стороны в сторону, вверх и вниз. Ребенок подпрыгивает, стараясь схватить яблоко, и в конце концов это ему удается.
«Сорванные» яблоки остаются у ребенка, а взрослый берет другие яблоки и предлагает «сорвать» их.
Игра с пальчиками
Цель: Развитие подвижности пальцев рук.
Ход игры: Ребенок садится перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках.
Ребенок подражая ему, а в дальнейшем самостоятельно двигает пальцами, обращаясь к мизинцу на левой руке:
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой.
Средний брат несет рюкзак,
Безымянный ходит так,
А Мизинец стал играть :
Братьев слушать приглашать.
Правый же Большой плясал
И на танец приглашал.
Раз-два-три-четыре-пять!
На этот счет ребенок разгибает пальцы и начинает новую игру или повторяет эту. Можно спеть и такую потешку, загибая во время пальчики на ручке ребенка:
Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура»!
В детский сад идти пора!
Спрячу куклу Машу
Цель: Развитие внимания, памяти.
Ход игры: Взрослый держит в руках куклу и говорит, что куколка Маша сейчас спрячется, а ребятишки будут ее искать.
Спрячу куклу Машу,
Спрячу куклу нашу.
Оля к куколке пойдет,
Оля куколку найдет.
С куклой Машей
Оленька попляшет.
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ребенок находит куклу, пляшет с ней, взрослый хлопает в ладоши.
Если ребенок долго не находит куклу, взрослый ему помогает.
Снайперы
Цель: формирование точных движений, обучение метанию, развитие мышц рук.
Материал: Снежный вал, яркая игрушка.
Ход игры: На верхний край снежного вала или стенки кладут яркий кубик или другой предмет. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых или разных предметов. Дети должны сбить предметы снежками.
Где мы были, вам не скажем, а что делали — покажем»
Игра заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку, который должен отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием, предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий, например, такую: проснулся, встал, умылся, позавтракал и т. д.
Играем в прятки.
Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.
Кегли
Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком.
Кто дальше дунет
Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше.
Лента из домино
Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой.
Пинг-понг в комнате
Садимся на пол. При помощи картонки бьем шариком от пинг-понга о стену.
Прячем конфетки
Все, кроме одного игрока, выходят из комнаты. Оставшийся прячет там десять конфеток, затем снова зовет остальных. Победит тот, кто найдет больше конфет.
«Раздуваем» картинки.
Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна.
Соревнование скороходов
Все надевают очень большую по размеру обувь и бегут наперегонки через всю квартиру.
Танцы
Включаем музыку, затем танцуем, как сумасшедшие.
«Салют».
Для игры понадобятся ненужные газеты и журналы, желательно цветные. Взрослые показывают детям, как отрывать страницы от журналов и комкать их в шары. Шарики складываются в кучу, после чего детям предлагается загребать их и подбрасывать вверх. Можно кричать «Ура!» и «Салют!» Зимний вариант – «Снежки» – из белой бумаги. Можно не складывать их в кучу, а кидать друг в друга по мере производства. Игры такого типа («рвать и метать») психологи рекомендуют проводить и в обычное время всем членам семьи. Говорят, очень способствует снятию эмоционального напряжения. Объединяющим занятием является уборка в конце игры.
А вот что еще можно набезобразничать со скучающим ребенком.
Например, в мгновение ока с помощью скатерти и полотенец превратить стол в пещеру, где так уютно можно спрятаться ото всех. Или превратить детскую в остров сокровищ, а детей в кладоискателей, для чего родителям надо запрятать в разных местах какие-нибудь новые игрушки (куколки, машинки, воздушные шарики и т. д.). Конечно, беспорядка будет не мало. Зато ребенок будет доволен, да и нервы свои сбережете. А убраться - что ж, сразу после игр можно и убраться.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.