Данилова Валентина
Конспект занятия «Учимся играть в шашки» в подготовительной группе
▼ Скачать
Проект "Учимся играть в шашки"
в подготовительной к школе группе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
o 6 столов со стульями.
o набор игр «Шашки» 6 шт.
o стенд с полем для игры в шашки для демонстрации игры.
o листы бумаги с шашечными полями (все клетки белые)
o фломастеры черного цвета
Сценка «Притча об игре в шашки»
o костюмы «Овечка» и «Лев»
Публикация «Конспект занятия „Учимся играть в шашки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Разработаны и распечатаны буклеты для детей, родителей и воспитателей.
ЦЕЛЬ:
- Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шашки.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- расширять кругозор, пополнять знания в области логических настольных игр;
- обучение правилам игры в шашки;
- ознакомление детей с историей возникновения шашечной игры.
Развивающие:
- тренировать логическое мышление, наблюдательность, внимательность, память;
- активизация мыслительной деятельности;
- развивать умение общаться, умение взаимодействовать, помогать друг другу, умения доводить
дело до конца.
Воспитательные:
- воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям,
имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, выдержки;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство
товарищества, толерантность);
- выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети садятся за столы. Раскладывается на каждом столе шашечное поле. Ставится рядом со столами стенд с шашечным полем.
Инструктор:
«Ребята, сегодня на занятии я вам расскажу, что такое шашки и как в них можно играть.
Шашки - это на столько древняя игра, что никто даже не может точно сказать, когда и кто ее придумал. Есть несколько версий. Одна из них следующая:
Был такой воин Паламед, который был участником осады Трои, и именно он придумал шашки. Таким образом, послужил добрую службу для своего окружения, так как осада Трои длилась очень долго - целых десять лет и подобная интеллектуальная игра помогала армии коротать время с интересом и пользой.
Кстати, доски для шашек расчерчивали прямо на земле. Это делало игру мобильной и независимой от месторасположения.
Учёные, многократно, находили древние экспонаты шашек в странах, таких как Киевская Русь, Норвегия, Дания, Исландия. Причём, шашки были сделаны из совершенно различных материалов: из рога, янтаря, камня, глины.
А мы с вами сейчас сделаем шашки из бумаги».
Одна группа детей вырезает кружочки – шашки. Другая группа детей закрашивает черные квадратики на поле.
Вот такие шашки вы можете сделать у себя дома и играть с родителями или с братьями, сестрами.
Инструктор:
«Для игры в шашки необходимо только иметь поле и шашки – 12 белых и 12 черных (или какого-то другого цвета, но одинакового).
Шашки мы расставляем в три ряда, но только на черные клетки. Давайте мы сейчас правильно расставим шашки но уже на настоящем поле».
«Как и в любой, игре здесь есть свои правила. И чтоб вам легче их запомнить, мы выучим короткие стишки».
1. Шашки медленно, но верно
ходят лишь по черным клеткам
Ходить (передвигать) нужно по очереди и по 1 шашке на 1 клетку вперед по диагонали.
2. Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
Если перед вашей шашкой стоит шашка соперника, то вы должны «съесть» его шашку
3. Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
Бить шашку соперника можно, делая ход и вперед, и назад
4. Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
Если шашка находится под боем, бить её нужно обязательно.
Если шашка доходит до края поля, то она становится дамкой.
5. Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
Дамка может ходить не по одной клетке, а сразу по нескольким, но всегда только по диагонали и по черным клеткам
6. Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
Игра считается оконченной, если у соперника не осталось ни одной шашки, или шашки есть, а хода нет.
Существуют так же правила как надо себя вести во время игры.
Джентельменские правила:
- В знак уважения друг к другу в начале, и в конце партии соперники пожимают руки.
- Отвлекать внимание партнера, подсказывать строго запрещено.
- Играть тихо, размеренно, не бросая фигурки, а переставляя их без лишнего шума – это признак
воспитанного человека.
- Смеяться над поражением другого игрока – неприемлемо. Уважение к человеку в любой ситуации -
признак благородства.
- Когда партия окончена, пожимаем руки и поздравляем победителя.
И сейчас мы с вами сыграем одну партию»
Инструктор вместе с воспитателем смотрят за ходом игры, за выполнением правил, и, если необходимо, подсказывают и помогают играющим.
Инструктор:
«А сейчас мы с вами посмотрим одну сценку про шашки. Называется она «Притча об игре в шашки». Притча – это не большой поучительный рассказ, заключающий в себе поучение, мудрость».
Притча об игре в шашки (участвуют два ребенка одетые в костюмы Овечки и Льва)
Давным-давно жила овечка, которая очень любила играть в шашки.
Однажды Лев узнал об этом и говорит:
- Я самый сильный – я Царь зверей, я обязательно выиграю у не.
И отправился к Овечке.
Овечка:
«Я буду рада сыграть с тобой в шашки. Но знаешь ли ты правила, умеешь ли ты играть в эту игру? Надо много тренироваться, чтобы победить».
Лев говорит:
«Я Царь зверей, я самый сильный и самый умный. Я и так вс знаю и умею, мне не нужно учиться!»
«Хорошо, - сказала Овечка,- тогда начн м игру».
Лев, передвигая шашки по доске, всем говорил, что он непременно выиграет. А Овечка внимательно смотрела на доску и обдумывала каждый ход.
Наконец, наступил момент, когда у Льва на доске не осталось ни одной шашки.
«Как же так? Почему я проиграл? Я же самый сильный?» – недоумевал Лев.
«В шашках побеждает не сильнейший, а умнейший». - тихо ответила Овечка.
Инструктор: «Я подготовила для вас и для ваших родителей буклет, где вы найдете правила игры и интересную полезную информацию - как игра в шашки помогает стать умными, сообразительными. Возьмите его домой, и покажите родителям»
Инструктор: «Я подготовила для вас и для ваших родителей буклет, где вы найдете правила игры и интересную полезную информацию - как игра в шашки помогает стать умными, сообразительными. Возьмите его домой, и покажите родителям»
Инструктор:
«Шашки хороши тем, что в них можно играть не только дома, но и на улице. Посмотрите, какая чудесная погода сегодня! Давайте возьмем шашки и поиграем на улице. Но у вас будет новое задание - те, кто уже хорошо изучил правила игры, помогают тем детям, которые еще не уверены, кому нужна помощь».