Алина Эрбегеева
Консультативная работа с применением метафорических ассоциативных карт в замещающих семьях
▼ Скачать + Заказать документы
Метафорические ассоциативные карты – замечательный помощник в копилке практикующего психолога: они дают возможность осуществить обход рационального мышления, снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека, помогают реконструировать травматическое событие, сформулировать и выразить его словами в безопасной форме, что само по себе уже влечет терапевтический эффект. Наборы картинок или фотографий, где изображены люди, отношения между ними, жизненные ситуации, пейзажи, животные, предметы быта, абстрактные картины, помогают внести легкость, снижают драматичность переживаний и ретравматизацию при работе с травмирующими воспоминаниями прошлого, позволяют проявлять проактивность детей и взрослых, по-иному взглянуть на свою жизнь.
Публикация «Консультативная работа с применением метафорических ассоциативных карт в замещающих семьях» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Метафорические ассоциативные карты (МАК)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Удачное совмещение с техниками нейролингвистического программирования, игровой терапии, когнитивной терапии позволяют расширить спектр оказания психологической помощи замещающей семье, снять последствия травмирующего события, например, потери кровной семьи, переезда, перехода из одной школы в другую всего за несколько сеансов. Необходимым условием применения карт МАК в коррекционно-развивающей работе с детьми, оставшихся без попечения родителей, с опекунами является высокий уровень доверия к психологу, безопасность пространства консультирования.
В данном примере работ с метафорическими картами представлена практика «Подарок ко дню рождения». Используются колоды «Спектрокарты» авт. Х. Уоколла (можно заменить набором произвольных фотографий, техника НЛП «Линия Жизни», рефрейминг. Рекомендуется проводить для детей начиная с 10 лет (накануне дня рождения подростка, либо Нового года, занятие помогает нивелировать негативные воспоминания прошлых лет, актуализировать положительные ресурсы из прошлого, сформировать жизненные цели на ближайшее время.
Описание упражнения:
1 этап. «Моя Жизнь»
1. Причертить мысленно линию Жизни на полу. Акцентируем внимание на том, что «жизнь начинается с момента рождения и будет длиться очень долго, и никому не известно сколько мы проживем…».
2. Предложить подростку выбрать карту из колоды на каждый год своей жизни, начиная с момента рождения. Описать каждый год по выбранной карте (что произошло, как это выглядело, что ты чувствовал, кто был рядом, расположить карты по линии Жизни в шаговой доступности в хронологическом порядке (рекомендуется записывать основные моменты рассказа клиента по каждому году жизни).
2 этап. «Прохождение линии Жизни».
1. Поддерживая телесный контакт (придерживая ребенка за плечи, пройти, начиная с пункта «Рождение», пересказывая историю проживания этапа жизни. В тех моментах, где идет телесное отреагирование переживаний подростка (усилить контакт поддержки «руки-плечи», задавая вопросы «Что чувствуешь, видишь, слышишь…», переход на карту следующего года жизни возможен, только в момент телесного расслабления ведомого.
2. Пройдя все года жизни по линии, развернуть клиента лицом к линии Жизни, провести рефлексию прожитых лет.
3 этап. «Подарок ко дню рождения».
1. «…и вот ты стоишь накануне следующего года жизни. Совсем скоро тебе исполнится. лет. Как ты себя чувствуешь, зная это?»
2. «Предлагаю тебе подарить самому себе подарки: качества личности, эмоции, какие бы приобрести в свой следующий год жизни». Достать из колоды три карты – подарка. Описание карты-подарка, обсуждение того, как можно этого достичь.
3. Очень часто подростки просят психолога подарить карту-пожелание. Необходимо сделать это, закрепляя в пожеланиях - цели, которые подросток для себя определил.
4 этап. Завершение работы.
1. Фотография – ресурс. Предложить подростку-клиенту сделать фотографии на свой гаджет, чтобы в дальнейшем обсуждать и отслеживать результаты.
2. Рефлексия.
Данную практику рекомендуется применять для детей подросткового и раннего юношеского возраста. В качестве варианта работы с замещающими родителями или кровного ребенка возможно на этапе «Моя жизнь» прорабатывать годы жизни начиная с момента принятия опекаемого ребенка в приемную семью, а этап «Подарок ко дню рождения» заменить этапом поиска дополнительных ресурсов, которые необходимо внести в совместную жизнь.
В ходе прохождения линии Жизни у клиентов происходит мощная актуализация личностных ресурсов, повышается ценность самой жизни (то, что «жизнь дается не зря», происходит осознание и принятие роли опекунов в их жизни, снижается горечь потери кровных родителей («так случилось», «ничего не поделаешь», а вследствие происходит снижение агрессивных реакций, тревожности, повышается общий жизненный тонус и мотивация на движение вперед.