Сурыкина Ольга
Особенности воспитания детей в казачьих семьях (традиции, правила). Консультация для родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитание, создание самим народом и основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или взаимствованных у другого народа".
К. Д. Ушинский.
В русском обществе с давних времен образцовой семьей была многодетная семья, а образцовой женщиной - мать в окружении многочисленных чад. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием ее жизни. В древней Руси многодетность являлась жизненной необходимостью. Многочисленные болезни, эпидемии, войны уносили десятки тысяч человеческих жизней, и только многодетность гарантировала воспроизводство населения, сохранение семейной собственности. Авторитетом был наделен дед, или один из сыновей или «большуха», тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.
Публикация «Особенности воспитания детей в казачьих семьях (традиции, правила), Консультация для родителей,» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Консультации для родителей
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Темочки
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, соседям. Даже межнациональная дружба имеет своим истоком любовь семейную, родственную. Нормы поведения требовали абсолютного уважения детьми родителей на протяжении всей их жизни. Дети не могли противоречить родителям. Дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки. У старших формировалось ответственное отношение к младшим, они получали навыки воспитания, а младшие подражали старшим. С раннего детства детей приучали с уважением относится к старшим: «Не смейся над старым, и сам будешь стар», «Старость к правде ближний путь знает». Дедушка и бабушка помогали внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать, что они не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут. Ребенок до семи лет не воспитывался в современном понимании этого слова. Считалось, что ребенок в стадии младенчества – существо глупое, неразумное и целенаправленно учить его чему-либо не имеет смысла. Маленьким детям позволялось делать все, что они хотят, вообще родители редко наказывали маленьких детей, считалось, что наказание сделает ребенка боязливым. Взаимоотношение детей строились на взаимной любви и ласке.
Как же воспитывались дети в казачьих семьях? Тема казачества нам очень близка, так как мы проживаем на Кубани, все мои предки были казаками и в детстве я много слышала от бабушки об особенностях их казачьего воспитания, читала книги. Поэтому и решила с вами поделиться тем, что смогла узнать.
Итак, мальчика стригли первый раз, когда ему исполнится год. Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок и гадали, как он будет себя вести. Схватится за гриву- будет жить, заплачет и повалится с коня- быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Как правило, лет с трех-пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой- с десяти. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле, погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Оставалось время и для игр. В семь лет мальчишку стригли второй раз наголо, с этого момента мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за главного. В десять лет он уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи. Те, кому посчастливилось учится в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны по имени всем жителям станицы. Их приглашали в правление и поздравлял с каникулами атаман. Но кроме этого, казачонок учился работать, перенимал мастерство от старших. С весны до осени они жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. Сыновьям казачьих офицеров времени на игры отводилось очень мало, обычно в семь лет отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили их навсегда с собой на службу, часто на войну.
Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчиков, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом война- казака. Рождение девочки не праздновали так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Однако появление насвет дочери тоже было радостью- тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушалось, что самое главное- спокойная душа и чистое сердце, а счастье- крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна тревог, а трудов и стараний в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака.
Девочки начинали работать с детства. Они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком- это умела каждая казачка. Была и особенная работа- нянчить младших. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра. А трехлетняя - годовалого. Пятилеток уже отдавали в няньки людям. Трудовая жизнь начиналась рано. К братьям девочки относились с огромным уважением. И не зря: случалось, что пятилетние братья уходили с отцами в военные походы. И возвращались домой через десяток лет закаленными бойцами. Труд не исключал радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девушка с одной мыслью, что она будущая хозяйка и мать- этому было подчинено все ее воспитание.