Екатерина Кретинина
Консультация «Запреты и наказания»
▼ Скачать +Заказ
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию, а не подавляло личность ребенка. Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Правила о правилах
1) Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Если они отсутствуют, ребенок чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).
Публикация «Консультация „Запреты и наказания“» размещена в разделах
2) Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Предлагается делить поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны: в зеленую зону помещаем то, что ребенок может делать по собственному разумению или желанию; желтая зона включает те действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода; оранжевая зона очерчивает те действия, которые разрешаются в случае особых обстоятельств; красная зона включает в себя действия, которые не являются приемлемыми никогда и ни при каких обстоятельствах.
3) Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
4) Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Закономерно: запрет, данный в сердитой или властной манере, воспринимается вдвойне тяжелее.
5) Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.
При всех разногласиях вокруг метода воспитания «Наказание» следует отметить, что он тоже имеет право на применение и свидетельствует о неравнодушном отношении родителей к ребенку. Ибо наказание – это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в самом ребенке. Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен переживать чувство вины, ему нужно осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или с другими близкими людьми. Без этого чувства наказание является всего лишь открытым актом насилия.
Правила наказания
- наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому;
- если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте;
- за один раз – одно наказание;
- лучше не наказывать, чем наказывать запоздало – за давностью все списывается.
- наказан – значит прощен;
- наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение;
- применяя наказания, нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.
Недопустимые наказания
а) труд.
б) угрозы, запугивание.
в) все виды телесных наказаний.