Макарова Наталья
Консультация «Влияние семейного воспитания на процесс адаптации к ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Наступление спокойного периода во многом зависит от воспитателей и всего коллектива дошкольного образовательного учреждения. Но многое зависит и от родителей. Необходимо подготовить ребенка к кардинальной перестройки в его жизни. Прежде всего, научить обходиться без постоянной опеки взрослого. Взрослый, лишающий самостоятельности ребенка, приносит ему вред – попав в детский сад, ребенок болезненно переживает разлуку с близкими.
Публикация «Консультация „Влияние семейного воспитания на процесс адаптации к ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких является для ребенка необходимыми жизненно важными составляющими, которые дают ему ощущение защищенности, обеспечение эмоционального равновесия, повышают его самооценку. Дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.
Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностных отношений, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка в семье, структура семьи.
П. Ф. Лесгафт представил типы личности, которые по его мнению, формируются под влиянием семьи (лицемерный, честолюбивый, добродушный, забитый – забитый злостный, забитый мягкий, забитый угнетенный). Практика работы с «трудными» детьми современной эпохи также показывает, что зависимости от того, какими будут взаимоотношения между родителями, каково будет их собственное восприятие окружающей среды, внешнего мира и какие отношения построят они с ребенком, - в результате этого и разовьется тот или иной тип личности. Встречаются семьи, в которых родители говорят, казалось бы, правильные вещи, приводят достойные примеры, которым, по их мнению, обязан подражать их воспитанник, но при этом в своей личной жизни поступают совсем иначе, порой необдуманно или даже безнравственно. Результат подобного воспитания может быть только лишь отрицательным: для маленького человека, который тонко чувствует своих родителей и все прекрасно видит в их отношениях, важны не слова о возвышенных идеалах и высокой нравственности, а реальные поступки его наставников. К глубокому сожалению, сейчас все чаще встречаются семьи, в которых отцы и матери абсолютно продуманно воспитывают своих детей в эмоциях агрессивного противодействия окружающему их миру, обосновывая свою позицию тем, что человек должен в первую очередь уметь постоять за себя, заботясь исключительно о своем благополучии. При этом они не учитывают (или не хотят учитывать, что подобным воспитанием ломают душу ребенка, пагубно действуя на нормальное, здоровое развитие его психических процессов.
Большинство взрослых по-своему любят своих детей. Но одной родительской любви слишком мало для того, чтобы направить воспитание к желанному типу. Одна любовь – воспитатель слепой и чаще всего не достигает тех целей, какие намечаются ею. В то же время без чувства любви к ребенку воспитание неполноценно, не наполнено живой силой. Поэтому предельно важно, каков будет вектор любви. Обыкновенно отцы и матери воображают, что они любят своих детей бескорыстно, но на самом деле это бывает редко.
Если в воспитании преобладает чрезмерно трепетная забота о сыне или дочери, которая связывает по рукам и ногам, предупреждает любую инициативу, исходящую от ребенка, не предоставляет самостоятельности, то вряд ли такое воспитание будет благотворно влиять на становление личности, способствуя, наоборот, развитию никчемного, не умеющего проявлять себя в какой-либо деятельности субъекта.
В настоящее время родители страдают от неумения и неспособности воспитать своих неуправляемых воспитанников, так как им не хватает соответствующих знаний, опыта, терпения и, как часто бывает, собственных духовных, нравственных сил. В результате подростки уходят в наркоманию, алкоголизм, с детского возраста – в тяжелые психические заболевания. Семья – первая и основная среда воспитания в раннем детстве. Задача старшего поколения состоит в том, чтобы помочь детям научиться, по возможности скорее, стать самостоятельными и обходиться в жизни без взрослых. Во избежание малейшего насилия над личностью подчеркивается значимость внимательного и бережного отношения к индивидуальным особенностям ребенка. Допускается оказание противодействия им лишь в том случае, если они принимают направление, идущее вразрез с интересами общества. Важным моментом в развитии воли детей считается обязанность воспитателей доводить до сознания ребенка то, что не все его желания должны и будут обязательно исполняться. Опыт сегодняшних дней показывает, что в современную эпоху стало недостаточным только доведение до сознания детей какой-либо мысли взрослого, предполагающей изменение поведения ребенка или его внутреннюю работу над своими привычками. Чтобы вызвать в ребенке готовность, исправить какие-то свои негативные черты или просто снять неуместную агрессивную реакцию, нужно добиваться в личности пресыщаемости от легких достижений минимальных «хотений», для того чтобы, возникла способность определять ценность своих желаний и умений сосредотачивать силы для реализации цели, для объективного осознания собственных сил ребенка.
Семьи, в которых дети имеют трудности в адаптации, при воспитании ребенка уделяют крайне много времени. Ребенок в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в тоже время лишая его самостоятельности. При этом родители предпочитают обходиться в воспитании без наказаний, предъявляя к ребенку как можно меньше запретов. Очевидно, что при поступлении в детский сад, он попадает совершенно в иную атмосферу, где ему необходимо выполнять требования воспитателя, какое-то время находиться одному без внимания со стороны взрослого. Это значительно затрудняет адаптацию ребенка к условиям детского сада, так как ввиду изменения внешних условий ребенок сталкивается с другой системой требований, попадает в условия во многом не похожие на те, к которым привык.