Татьяна Чуприна
Консультация «Условия успешной адаптации детей к саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учрежде-ния взрослым необходимо сформировать у него положительную установ-ку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от професси-онального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Публикация «Консультация „Условия успешной адаптации детей к саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ре-бенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» груп-пу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствовали бы себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик». Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ре-бенка появилось желание заниматься в нем.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько воз-можность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность вы-разить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломасте-рами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательно-му воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает воз-можности расслабиться и уснуть. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологическо-го комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и люби-мая игрушка, с которой он ложится спать.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребен-ка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в дет-ском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отноше-ния к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Лас-ковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы ма-ма все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семей-ный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности в окружаю-щем (формирование познавательной осведомлённости)
Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); зна-комство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка к общепринятым моральным нормам и правилам (формирование социальной осведомлённости)
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внима-ние детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые заботливы и доброжелательны к нему, как и ко всем остальным детям. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; раз-вивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Работа с родителями
В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями при-обретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. Только выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жиз-ни.
Еще до поступления малыша в группу следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ре-бенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внима-ние на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встре-чаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких (особенно мамы) ребенок тоже тревожится. Поэтому наша задача - успокоить, преж-де всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, пока-зать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет занимать-ся, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облег-чить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к со-ветам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. К тому же, если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быст-рее адаптируется в новой обстановке.
5. Правильная организация игровой деятельности в адаптацион-ный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок».
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмо-ционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен уви-деть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и, к тому же, интересного партнера по игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда высту-пает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Например, : «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т. д.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» иг-рами.
Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации дви-жений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т. д.
Такие игры, как «Книжка - угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Чертим разные фигуры», «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развесе-лят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат вни-мание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малы-шам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответ-ственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль при-надлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возраст-ным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
6. Охрана и укрепление здоровья детей
Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи явля-ются приоритетными в программе модернизации российского образова-ния и выделены в ФГОС в отдельную образовательную область.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Желаем успехов в нелегком деле воспитания детей!