Алиса Ильинична Попова
Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме :
«Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие. Сегодня мы рассмотрим один из центров предметно-развивающей среды — Речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
Публикация «Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: „Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Речевой уголок. Уголок по развитию речи
- Темочки
Цель речевого уголка : способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
2. Развитие артикуляционной моторики.
3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
6. Развитие связной речи.
7. Развитие мелкой моторики.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать :
• соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
• важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке;
• игровой материал должен быть доступным для ребенка;
• неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка, выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое.
• Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например “Речевичёк”, “Учимся говорить правильно”, или просто выделить место. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
• не следует перегружать уголок оборудованием.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски,)
пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.)
• пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв, сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв, волчки, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п.);
материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);
индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа: схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
Символическое отображение разделов речевого уголка, например цветами:
• дыхание – голубой;
• ЗКР – оранжевый;
• лексика – жёлтый;
• грамматика – синий;
• СР – красный;
• мелкая моторика – чёрный.
Требования к содержанию речевых центров
в разных возрастных группах
Младшая группа
• Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);
• Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
• Картинки с простыми сюжетами и действиями
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
• Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
• Игровизоры, игрушки – телефоны.
• Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
• Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.
• Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
• Трафареты, шаблоны.
• Игры для развития ручной умелости.
• Картотека речевых игр.
• Открытки о родном городе.
Средняя группа
• Уголок книг : 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
• Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).
• Открытки для рассматривания.
• Портреты писателей в соответствии с программой
• Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
• Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
• Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
• Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
• Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
• Игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Открытки о родном городе, крае.
• Предметы быта и старины.
Старшая группа
• Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
• Портреты писателей в соответствии с программой
• Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.
• Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
• Портреты художников – иллюстраторов.
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
• Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
• Азбука букв различной фактуры.
• Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
• Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
• Игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
• Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
• Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).
• Карта России, где отмечены флажками города.
Подготовительная к школе группа
• Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
• Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
• Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
• Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
• Картотека словесных речевых игр.
• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
• Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
• Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
• Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
• Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
• Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
Желаю Вам успехов! Спасибо за внимание!