Рабига Бегайдарова
Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация учителя-логопеда для родителей
«Речевая готовность детей к школе»
Цель: информирование родителей будущих первоклассников об онтогенезе развития речи детей предшкольного возраста.
Форма проведения: диалог — беседа учителя-логопеда с родителями будущих первоклассников.
Ход выступления: выступление учителя-логопеда.
Рефлексия "ЛАДОШКИ"
Предложите сделать родителям хлопОк одной рукой!
Не получается? Одна ладошка - учитель, другая ладошка-родитель! Только совместно можно" сорвать аплодисменты" =помочь ребёнку достичь успехов!
Наша речь — это не только звуки и их правильное произнесение. Я хочу обратить ваше внимание на общие представления ребенка предшкольного возраста (6-7 лет).
Я предлагаю вам чек-лист критериев развития речи, по которому вы легко сможете сами проверить своего ребенка и увидеть те сложности, над которыми нужно поработать.
Что должен уметь ребенок 6-7 лет:
1. Называть дни недели.
Важно не выучить названия дней недели как песенку (понедельник, вторник, … воскресенье, а понимать какой день недели был вчера, а какой будет послезавтра. Хорошо помогают запоминанию дней недели календари и планеры, которые часто будут перед глазами, и вопросы, задания по ним. Отмечайте в календарях значимые события вашей семьи (дни рождения, поездки, расписания занятий и тренировок.
2. Правильно знать названия геометрических фигур, как минимум круг, квадрат, треугольник.
3. Понимать и уметь определять первую и последнюю букву в слове. Это показатель сформированности фонематического восприятия и понимания границ слова, что важно в письменной речи.
Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква- это знак звука.
Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить - ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.
4. Правильно показывать правую и левую стороны. Это показатель развития пространственной ориентации и понимания схемы своего тела.
5. Правильно показывать средний и безымянный пальцы и называть их. Большой и указательный пальцы ребенок должен знать еще в 4 года.
6. Правильно повторить ритм из 5 ударов. Не просто 5 раз стукнуть / хлопнуть, а это должен быть именно ритм, т. е. серия ударов с паузами. (например // ///, / ////, // // /).
7. Соотнести количество до 5 без пересчета. «Покажи где пять апельсинов, а где один». Если не получается сразу «на глаз» увидеть 5 предметов, начинаем тренироваться с самого простого, с двух предметов. Пара — ребенок должен не задумываясь и не считая сказать «два / две». Игра в домино и настольные игры с игральным кубиком отлично тренируют это умение определять количество без пересчета. Почаще играйте!
8. Классифицировать предметы по категориям (мебель, фрукты, одежда). Это обобщение, умение выделить схожие признаки.
9. Понимать антонимы (слова с противоположным значением) и уметь их подбирать, т. е. уметь видеть отличия.
10. Называть как минимум 8 цветов и их оттенки.
11. Называть времена года, определяя их по признакам. Опять это должно быть не механическое заучивание, а понимание цикличности, логичности смены времен года. Необходимо отмечать признаки, характеристики каждого времени года. Зима — это не только снег. Зимой холодно и поэтому люди одевают теплую одежду. Какие праздники и развлечения зимой? Что происходит в природе?
12. Составлять предложение из трех заданных слов, грамматически правильно их сочетая.
13. Сравнивать предметы и называть их общие свойства, подбирать синонимы. Как правило, детей учат искать отличия (в картинках, явлениях). А нужно тренироваться и в нахождении «похожести».
14. Придумать рифму к предложенному слову.
15. Спросить что означает незнакомое слово. Очень нужное и полезное качество. Задача взрослого донести до ребенка, что НЕ ЗНАТЬ что-то нестрашно, ошибаться можно. Ребенок должен не бояться спрашивать, ведь именно так мы можем что-то объяснить, рассказать и пополнить копилку словарного запаса ребенка.
16. Рассказать, что произошло с ним за день, соблюдая последовательность. Это показатель сформированности временных представлений.
17. Дифференцированно ответить на вопросы «почему» и «зачем». На вопрос «почему» мы отвечаем «потому что», а на вопрос «зачем» - «чтобы».
Успешность школьного обучения во многом будет зависеть от того, насколько хорошо развиты все компоненты устной речи.
Рефлексия"ЦВЕТЫ"
Дети-цветы жизни! Нарисуйте цветок, в центре напишите имя ребёнка, на лепестках - его черты характера. Раскрасьте цветок. Сравним - нет одинаковых цветов, как и одинаковых детей! ВЫВОД:не сравнивайте своего ребёнка с другими, он - не лучше, не хуже, он другой!