Смолянова Елена Алексеевна
Консультация «Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация: «Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»
Актуальность
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Публикация «Консультация „Трудовая деятельность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Актуальность заключается в том, что трудовое воспитание является важной частью в жизни детей, именно поэтому следует вовлекать детей в трудовую деятельность с малых лет, она начинается в семье, затем продолжается в детском саду.
Трудовая деятельность ребенка дошкольного возраста в корне отличается от труда взрослых. Труд дошкольника не характеризуется получением объективно значимого продукта, но имеет значение для психического развития личности самого дошкольника.
Особенность трудовой деятельности дошкольника состоит в том, что она тесно связана с игрой. Стоит заметить, что у этих видов деятельности один источник – потребность в активном участии в жизни взрослых и стремление к самостоятельной деятельности. В труде и в игре ребенок осваивает особенности общественных отношений и действий, которые связаны с бытовыми и профессиональными ролями взрослых. В игре ребенок действует в воображаемом плане, она не имеет определенного результата. Развитие игры идет по пути возрастания условности игровых действий.
Чем младше дошкольники, тем быстрее их трудовая деятельность превращается в игру.
Подмена трудовой цели игровой часто случается у детей младшего дошкольного возраста. Это происходит, если поручение, данное дошкольнику, сложно для него, и он не всегда понимает требования, предъявляемые ему, или не знает, как надо выполнять задание, а взрослый при этом не контролирует его деятельность. Старшие дошкольники уже понимают различия игры и труда. В игре они выделяют игрушки или предметы - заместители, игровые роли. В труде дети объясняют применение орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель трудовой деятельности, его пользу для общества.
Игра рассматривается дошкольниками как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.
На протяжении дошкольного возраста игра и труд тесно связаны. С одной стороны, иногда применение конкретных игровых предметов диктует выполнение трудового действия. В этом случае дошкольники изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда часто позволяют создать некую воображаемую ситуацию, определяя выбор и развитие сюжета игры. Так, например, изготовление какой-либо игрушки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельности осуществляется подготовка дошкольников к серьезному труду. Играя, они осознают смысл трудовой деятельности взрослых, сущность их трудовых взаимоотношений. Более того, ситуация игры благоприятна для развития трудовой деятельности тем, что работа становится качественнее, повышается стремление довести ее до завершения.
Стоит отметить, что преемственность между трудом и игрой заключается в том, что в них дошкольник получает, обобщает и систематизирует познания о трудовой деятельности взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Получение знаний о труде взрослых, выполнение определенных трудовых обязанностей способствует формированию представлений о профессиях, приводит к складыванию первых профессиональных предпочтений, возникновению профессиональных интересов.
В трудовой деятельности действия и ситуация их исполнения реальны и всегда нацелены на получение определенного продукта. В труде дошкольник устанавливает прямую, непосредственную связь с деятельностью взрослых, чем в игре.
Приучение к труду способствует приобретению навыков самообслуживания, дети учатся следить за чистотой и порядком в групповой комнате, ухаживать за цветами, убирать игрушки и др.
«Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанника, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии».
Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно - познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у
подрастающего поколения готовности трудиться, стремления и умения
практически участвовать в построении коммунистического общества, процесс
формирования коммунистического отношения к труду. Трудовое воспитание
направлено на успешное освоение молодежью трудового опыта, включающего
знания, умения и навыки трудовой деятельности, нравственное отношение к
труду и трудящемуся человеку, на всестороннее развитие личности.
Материальная культура –окружающая человека среда. Материальная
культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни
общества, характер его материальных запросов и возможности их
удовлетворения. Трудовая деятельность играет определяющую роль в
человеческой жизни, в какой бы форме эта деятельность не совершалась. Именно от нее, прежде всего, зависит существование человека и общества.
Исходя из общего определения деятельности вообще, а именно: «Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Это форма активности», можно определить, что трудовая деятельность это система определенных взаимоотношений
субъекта деятельности с обществом в сфере производственных отношений. Причем эти взаимоотношения активны и жизненно необходимы, как субъекту, так и обществу. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию.
Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших
задач нашего общества. Средства трудового воспитания детей дошкольного
возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступных им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
Задачи трудовой деятельности
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей:
- ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему;
- обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
- воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
- воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Виды трудовой деятельности дошкольников
Самообслуживание - труд направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Хозяйственно - бытовой труд - направлен на уборку групповой комнаты,
участка.
Труд в природе - направлен на уход и выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Ручной труд - Направлен на поддержание порядка в группе: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и т. д.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Культурно-гигиенические навыки
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой.
Закреплять умения детей аккуратно пользоваться столовыми приборами; правильно вести себя за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Закреплять умение следить за чистотой одежды и обуви, замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
Самообслуживание
Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.
Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Общественно-полезный труд
Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.
Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки.
Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада). Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.
Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол.
Прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).
Труд в природе
Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п.
Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью - к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы, посадке корнеплодов,
выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной — к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов, высадке рассады; летом — к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Уважение к труду взрослых
Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).
Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Специфика трудовой деятельности дошкольника
- Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру.
- Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми.
- В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого и самостоятельным.
- Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения.
- Труд ребенка носит ситуативный необязательный характер.
- Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества.
Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной.
Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены все условия.
Разные виды каждодневного труда детей обеспечивают постоянное участие всех детей в трудовой деятельности, формирование умения трудиться, привычки к труду.
Главная особенность детского труда состоит в том, что, несмотря на присутствие в ней всех структурных компонентов трудовой деятельности, они еще только в стадии развития и невозможны без участия и помощи взрослого.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется становлением основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому формирование трудолюбия в старшем дошкольном возрасте - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Познание ценности труда для детей, радости от коллективной работы превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств дошкольника.