Марина Александровна Лукомская
Консультация «Техническое творчество в детской песочнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы были «инженерами-конструкторами» именно в дошкольном детстве. Используя различный бросовый материал, выполняли инженерные задачи: строили домики, прокладывали к ним дороги, трубопроводы. При этом становились как бы инженерами-строителями, инженерами-транспортниками, гидроинженерами. Затем приходили те, кто всё это ломал. И мы принимали на себя роль военных инженеров. Укрепляли свои позиции: возводили стены, защитные коммуникации. В свободной деятельности проявляли техническое творчество.
Публикация «Консультация „Техническое творчество в детской песочнице“» размещена в разделах
- Игры с песком летом. Консультации
- Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Подобной деятельностью продолжают заниматься и современные дети. Взрослым лишь остается создать условия с раннего детства, чтобы воспитать человека креативного, умеющего ориентироваться в изменяющемся мире, приспосабливаться к нему и создавать новые технические формы.
Игры в песочнице – это одни из любимых игр дошкольников. С помощью различного бросового материала (камешков, ракушек, веточек, палочек, больших пуговиц, одноразовых соломок для коктейля) и игрового набора для песка (лопаток, широких кисточек, сита, воронки, разнообразных пластиковых формочек разной величины и формы) дети создают на песке замысловатые узоры, воздвигают объемные постройки.
Отличительной особенностью игр с песком является открытый конец детской деятельности, где каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он исследование, работу или нет. Оценка педагогом действий детей при этом дается косвенно, как сопоставление результата с поставленной целью: что хотел сделать – что получилось. Открытый конец позволяет совершенствовать созданные постройки и добавлять новые элементы в соответствии с разыгрыванием разных сюжетов, включающих выполненные ими конструкции.
Дети воссоздают в «песочных декорациях» простейшие сюжеты и проигрывают их, вовлекаясь в игру и становясь реальными свидетелями придуманных ими же событий. Под руководством воспитателя они учатся планировать «инженерную деятельность». Определяют место постройки, архитектурные особенности воздвигаемых сооружений и объектов (высоту, форму, конструктивные особенности).
В играх с песком воспитанники не только познают свойства песка, но и учатся развивать свои замыслы, становятся творцами и конструкторами, отражают свои знания об известных им жизненных событиях, выражают свое отношение к ним.
Для развития технического творчества в песочнице целесообразно использовать спираль обучения Митчела Резника. Спираль обучения включает в себя повторяющиеся циклы: вообрази – сделай – испытай – поделись – обдумай – вообрази…
Вообрази. Дети начинают процесс конструирования с того, что представляют, например, замок и жизнь его обитателей.
Сделай. Одного только воображения мало, и дети начинают претворять свои идеи в действие: строят замок, возводят башню, придумывают сказку.
Испытай. Дети без конца возятся со своими творениями и ставят с ними эксперименты, стараются построить башню еще выше или добавляют к сказке новые приключения и сюжетные повороты.
Поделись. Одни дети сообща строят замок, другие сообща придумывают сказку, а кроме того, обе группы обмениваются придумками. Каждый новый элемент замка дает толчок новому повороту сказки о его обитателях – и наоборот.
Обдумай. Когда башня рассыпается, подходит воспитатель и побуждает детей задуматься, отчего их постройка обвалилась и как им сделать башню более устойчивой. Педагог показывает картинки с высокими домами, и дети замечают, что основание у здания обычно шире, чем верхняя часть. У них возникает желание снова построить башню, но теперь уже на более широком основании, чем в прошлый раз. И вновь виток – вообрази.
Вообрази. Опираясь на опыт, приобретенный в процессе движения по спирали обучения, дети придумывают новые идеи и направления для творчества. Не построить ли нам деревню вокруг замка? А может, устроим кукольное представление о событиях из жизни жителей замка?
В детском саду спираль обучения через творчество вновь и вновь повторяется, делая все новые витки. Сколь ни разнообразны материалы, используемые детьми в песочнице, и плоды творчества (замки, башни, фонтаны, парки, суть процесса всегда остается неизменной.
Спираль обучения через творчество – это двигатель креативности. Следуя по ней, дошкольники раскрывают и оттачивают свои способности мыслить в творческом ключе, словно настоящие инженеры. Они учатся развивать собственные идеи, испытывать их на практике, экспериментировать с альтернативными решениями, заимствовать чужие находки и на основе приобретаемого опыта генерировать новые идеи.